Проблемы правового регулирования деятельности казачьих обществ в Российской Федерации.




Зиновьева Е.А.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права, судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Акимова М.А.

Проблемы правового регулирования деятельности казачьих обществ в Российской Федерации.

Процесс реабилитации и возрождения казачества продолжается уже на протяжении почти 25 лет. Казачьим обществам посвящен отдельный Федеральный закон от 05 декабря 2005 года № 154 - ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее – Закон № 154-ФЗ), который главным образом направлен на регулирование их деятельности в части несения государственной службы. В 2009 году появилось упоминание о казачьих обществах в Федеральном законе от 12 января1996 года № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), а с 2014 года, казачьи общества получили свое закрепление в исчерпывающем перечне некоммерческих организаций, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Указанные Федеральные законы стоит отнести к числу важнейших, регулирующих их деятельность, и речь в них идет о реестровых казаках.

При этом, в результате комплексного анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность казачьих обществ мы пришли к выводу о том, что наряду с реестровыми казаками существуют еще и так называемые «нереестровые». Таким образом, на сегодняшний день правовой статус казачьих обществ чётко не определен. На наш взгляд, следует различать казачьи общества как обычную некоммерческую организацию от некоммерческой организации казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, деятельность которых, прежде всего, направлена на несение государственной службы.

Рассмотрим казачьи общества, которые существуют в форме общественных объединений и действуют на основании Закона № 7-ФЗ. Они вправе заниматься хозяйственной деятельностью, участвовать в гражданском обороте, но при этом, они не вправе преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а также не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками. Основной целью их деятельности, как и других некоммерческих организаций должно быть достижение общественно-полезных целей. В качестве таких целей Закон № 154-ФЗ указывает: возрождение российского казачества, защиту его прав, сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры.

Установление в законе именно таких критериев, характеризующих данную организацию, вполне оправданно. Так, традиционно казачество помимо службы отечеству и царю занималось сельским хозяйством. По данным статистики Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации за 2013 год[1] среди казачьих обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, лидирующее место занимает Южный Федеральный округ – 156 организаций, чуть меньше в Ростовской области -75, в Краснодарском крае – 65, в Северо-Кавказском – 43. При этом, во многих регионах казаки вообще не занимаются сельским хозяйством. В связи с этим, необходимо провести работу, направленную на стимулирование казачьих обществ к занятию сельским хозяйством, совершенствование и развитие экономики казачьих обществ, что особенно актуально в условиях сложившейся экономической ситуации.

В настоящее время, государство придает особое значение казачьим обществам. Большинство нормативно-правовых актов направлены на регламентацию их деятельности в качестве государственных служащих, что закреплено и в самом названии Закона № 154-ФЗ. Однако история и закономерности развития государственной службы приводят к выводу, что без правильной организации управленческого аппарата современное государство существовать не может. Одной из основных проблем правового регулирования государственной службы, по мнению А.А. Демина является противоречия в принципах комплектования государственной службы государственными служащими. Д.Н. Соловьев отмечает, что необходимо решить вопрос о том, является ли государственная служба российского казачества новым, самостоятельным видом государственной службы. А если является, то необходимо детально проработать имеющуюся правовую базу, внести дополнения, которые отделяют казаков от других государственных служащих [2].

Попробуем разобраться, какую службу казаки могут нести. Согласно статье 5 Закона № 154-ФЗ, российское казачество проходит следующие виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная, муниципальная. При этом, стоит заметить, что согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 2004 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Закон № 58-ФЗ), муниципальная служба не входит в систему государственной службы. Несмотря на то, что государственная служба функционирует на основе взаимосвязи с муниципальной службой, на наш взгляд, не совсем верно относить в данном случае муниципальную службу в состав государственной службы.

В статье 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» законодатель подчеркнул, что взаимосвязь государственной и гражданской службы обеспечивается на основе единства системы и принципов построения государственной службы. При этом, в самом Законе № 154-ФЗ, среди принципов несения государственной службы российского казачества не упомянут принцип, закреплённый в статье 3 Закона № 58-ФЗ, – единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Именно этот принцип, на наш взгляд, и нарушается при наделении членов казачьих обществ, взявших на себя обязанность по несению государственной или иной службы, статусом государственных служащих.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона № 154-ФЗ казачество принимает участие в охране общественного порядка, обеспеченииэкологической и пожарной безопасности, защите государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом.

В части защиты государственных границ, существует Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 339 «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации» из которого следует, что казаки охраняют границу, наряду с обычными гражданами - добровольными дружинниками и никакими дополнительными гарантиями (в отличие от военнослужащих (пограничников) или сотрудников органов Федеральной службы безопасности) не пользуются. В указанном законе даже и упоминания не имеется о казачьих обществах.

Что касается социальной сферы, то закон не даёт казакам никакой правовой защиты на уровне государственных служащих в случаях причинения вреда их жизни, здоровью во время несения службы, не определена защита членов семьи казаков. Если, к примеру, военнослужащий, сотрудник полиции, сотрудник таможенной службы, и другие госслужащие пострадают при исполнении своих служебных обязанностей, они могут рассчитывать на пенсию, бесплатное лечение и иные выплаты. В отношении казачества не предусмотрено никаких компенсационных выплат ни самим казакам, ни членам их семей. В Законе № 154-ФЗ о государственной службе казаков не имеется даже упоминания о таком виде социальных гарантий. Таким образом, представляется, что нарушен принцип правового единства действующего законодательства в отношении казачьих обществ и оно нуждается в доработке. В связи с этим полагаем, что необходимо внести изменения в соответствующее законодательство, в части несения казачьими обществами государственной службы – прописать их права, обязанности, социальные гарантии.

Очевидно, что государство с каждым годом уделяет все больше внимания казачьим обществам, Президентом Российской Федерации в 2012 году была утверждена Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. В связи с этим полагаем, правовая база в отношении казачьих обществ будет совершенствоваться, и возможно в скором времени появится четкое представление о видах объединений казаков, реестровых и «нереестровых».

 

К вопросу о правовом статусе казачьих обществ в Российской Федерации

 

Состояние и уровень правового регулирования деятельности казачьих обществ на современном этапе развития гражданского права России

 

Некоторые аспекты проблематики гражданско-правового статуса казачьих обществ в Российской Федерации

 

Еще раз о недостатках в законодательной базы регулирующей деятельность казачьих обществ в современной России


[1] См.: Количество предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. [Единая межведомственная информационно-статистическая система] // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=38127 (дата обращения: 29.11.2015 г.).

[2] См.: Соловьев Д.Н. Возрождение казачества и статус казаков // Военно-юридический журнал. 2011. № 5 С. 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: