РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебного предмета
«Литературное чтение»
Класс.
Количество часов: 136 часов (4 часа в неделю)
Тип программы: адаптированная
Составитель: Пономарева С.В.
Программа разработана на основе программы «Литературное чтение» 1-4 классы комплекта «Начальная инновационная школа»: Москва,
ООО «Русское слово» 2012 год.
Автор: Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова
2015-16 учебный год
Рабочая программа для 3 класса по литературному чтению.
Статус документа.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями:
1.Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
3.Примерной основной образовательной программы начального общего образования, УМК «Начальная инновационная школа»/автор-составитель А.С. Болотова, - М. ООО «Русское слово», 2011.
4.Учебного плана образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:
1. Рабочая программа к учебникам Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение». 1-4 классы / автор-составитель С. А. Болотова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова «Литературное чтение». 3 класс: в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
3. Г. С. Меркин. Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение». 2 класс: 1 ч., 2 ч. /– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся.
Пояснительная записка.
Содержание программы литературного чтения в 3 классе направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению.
Цели обучения литературному чтению в 3 классе:
· формирование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
· приобретение умения работать с разными видами информации.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
· приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
· развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
· обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
· введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
· овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Место предмета в базисном учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю, всего за год 136 часов. В связи с введением национально- регионального компонента в РТ в школьном плане на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Программа уплотнена следующим образом: (объединены произведения одного автора, рекомендованы для самостоятельного чтения темы по внеклассному чтению, объединены произведения близкие по тематике).
Раздел | по плану РФ | по плану РТ |
«Дети и взрослые» | ||
«Дружба всего сильней» | ||
«Делу время, а потехе час» | ||
«Мир природы» | ||
«Славные страницы российской истории» | ||
«Вселенная» | ||
Итого |
Основное содержаниетем учебного курса.
Класс (68 часов)
Раздел первый. «Дети и взрослые» (13часов)
Раздел второй. «Дружба всего сильней» (10часов)
Раздел третий. «Делу время, а потехе час» (12часов)
Раздел четвёртый. «Мир природы» (15часов)
Раздел пятый. «Славные страницы российской истории» (12час)
Раздел шестой. «Вселенная» (6часов)
Читательские умения.
· Передача в чтении различных смысловых и эмоциональных оттенков. Развитие умений высказывать свои суждения о поступках героев.
· Сопоставление нового текста с ранее прочитанным.
· Чтение словарной статьи о литературоведческом понятии и усвоение содержания научного текста.
· Определение значения слова по контексту без помощи словаря.
· Подбор пословиц и поговорок на заданную тему.
· Установление значений в многозначном слове.
· Составление вывода о характере героя.
· Нахождение в тексте слов рассказчика.
· Пересказ, близкий к тексту.
· Краткий пересказ.
· Пересказ по опорным словам.
· Пересказ по плану.
· Находить в эпическом произведении пословицы, поговорки, афоризмы.
Результаты изучения курса «Литературного чтения» в 3 классе.
Личностные результаты.
• Осознание школьником важности процесса обучения.
• Понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
• Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
• Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций.
• Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.
• Духовно-нравственное развитие личности.
• Формирование культуры общения.
• Формирование готовности получать новые знания, применять их и преобразовывать.
• Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.
• Формирование ценностного представления о человеке и мире.
• Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.