Кирилл Туровский. Слово на Вознесение Господне, в четверг шестой недели по Пасхе




Прииди ныне духом, священный пророче Захарие; дай начаток нашему слову от твоих прорицаний о вознесении на небеса Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо ты не в притче, а ясно показал нам это, говоря: и изыдет Господь и ополчится и все святые Его с Ним, в день он на горе Елеонстей, еже есть прямо Иерусалиму на восток (Зах. 14, 3-4). Желаем и прочее уведать от тебя, а о брани бывшей на общаго врага диавола мы знаем от Исаии, видевшаго серафимов (Ис. 63, 3. 5). Сам Господь наш Иисус Христос один ополчился на все бесовския силы и ниспроверг власти тьмы; «попрал Я их, — сказано, — в ярости Моей и испепелил их в гневе Моем и все ризы Мои окровавил, победил их, и снишел туда, где сокрыты пленники Мои и всех избавил крепкою мышцею Моею, и сказал: не люди ли это Мои и чада Мои?» Все это сказано о страдании Господнем и о сошествии Его во ад. Там Он победил крестом темныя силы и извел всероднаго Адама со всеми племенами и народами. Людьми называет Господь всех язычников, за грехи свои сведенных во ад, а чадами — называет тех, которые скончались, будучи под законом. Над всеми воцарился грех и властвовал чрез смерть от Адама даже до Христа; и изведши из сей жизни посадил людей в преисподних ада, окованных нищетою и железом: беззаконий бо ради своих смиришася (Псал. 106, 10-17). Но Христос, сокрушив врата ада, избавил их от бед, расторг их узы, извел их из тьмы и сени смертной и в течение сорока дней разделил свою радостную добычу: радуйтеся со Мною, сказал Он, — яко обретох погибшую драхму, то есть души всех человеков, всех племен и народов. И ввел Господь избавленныя души в разныя места своих обителей, иных в рай с разбойником, иных с Адамом в Едем сладости, иных с Авраамом в пребывание в вечной жизни, а души всех язычников поселил во свете Своем на водах упокоения (Псал. 22, 2). Ибо за всех, чрез прелесть змия падших телом, и сам Иисус в том же теле пострадал, и воздаст каждому по делам в последний день, когда придет судить всему миру. Так и сказано было ангелами апостолам на горе Елеонской. «Мужие Галилейстии, сказали ангелы, что стоите зряще на небо (Деян. 1, 11)? Он опять придет в славе своего Божества судить всему миру и воздаст каждому по делам его». (Матф. 16, 27). А святых пророков и преподобных праведников Христос возводит с Собою на небеса во святый град, и о восшествии их скажем от боговдохновенных книг. Ибо мы не сами творцы слова, но последуем словам пророков и апостолов, которые свидетельствовали о Боге живом, как им Дух Святый повелевал записывать, — верующим на спасение, а неверующим, на погибель. Пойдем и мы ныне, братие, мыслию нашею на гору Елеонскую и мысленно посмотрим на совершившияся там преславныя события. На ту гору пришел ныне сам Господь Бог наш и там собрались чины всех святых: соборы праотцев, множество патриархов, полки пророческие, лики апостольские и толпы верных с семидесятью учениками Христовыми, все те, о коих сказал Павел: явился Христос более, чем пятистам братий (1 Кор. 15, 6). Павел разумеет бывших на горе Елеонской, пред которыми вознесся Господь; а о тех, которых Христос возвел на небеса в горний Иерусалим, послушай слова Матфея: многа телеса почивших святых восташа и... по воскресении внидоша во святый град (Матф. 27, 52-53), то есть в небесный Сион. Самовидцем их был Павел, когда восхищен был до третияго небесе. Но, оставив их, побеседуем о вознесении Христовом и о том, что было на горе Елеонской.

Там ныне ангельския силы и архангельския воинства: одни на крыльях ветра приносят облака для взятия от земли Христа Бога нашего, другие готовят херувимский престол. Бог Отец ждет Того, Котораго от века имел в лоне Своем; Дух же Святый повелевает всем ангелам: возмите врата небесная, да внидет Царь славы. Небеса веселятся, украшая свои светила, да удостоятся, они благословения от своего Творца, возносимаго с плотию на облаках сквозь небесная врата; земля радуетса, видя на себе Бога, явственно ходящаго, и вся тварь красуется, будучи просвещаема от горы Елеонской, где собрались ангелы вместе с апостолами, по повелению Бога Отца; ожидая Сыновняго пришествия. Посему сей праздник для нас досточтеннее других, и гора сия святее Синайской горы. На Синайскую гору Бог невидимо сходил, а на Елеонской открыто явился: на Синае — всех приводил в страх, ибо гора вся горела огнем, а молния и гром убивали приступающих к горе, Бог же беседовал с одним только Моисеем; а на Елеонскую гору Христос взошел с тьмами святых, и всех утешает, всех освящает. Посему светится Елеон как солнце, имея на себе вместе с Христом лики святых, и вместо Синайских громов и молний слышатся пророческие гласы, радостно ликовствующие и возглашающие: вознесися силою Твоею, Боже, поем, воспоем силы Твоя. Ангелы призывают всех, говоря: воскликните Богу вся земля, пойте же имени Его (Псал. 65, 1). Патриархи начинают песнь: се Бог наш возносится, совокупив обое во едино, земная с небесными. Преподобные возглашают: вознесися на небеса, Боже, по всей земли слава Твоя (Псал. 56, 6). Праведницы велегласно вопиют: вознесися, судяй земли (Псал. 93, 2), да и мы в свете лица Твоего пойдем. Давид, как старейшина ликов, уясняя песненные гласы, взывает: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, да взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Псал. 46, 2. 6). Общий же голос заключает Павел словами: кто взыдет на небо, сиречь Христа свести, или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести? Но Той есть сшедый и паки возшедый превыше всех небес (Рим. 10, 7; Ефес. 4, 10). Тут же была и языческая Церковь, уневестившаяся Христу; видя Его, ныне возносимаго на небеса, она скорбит и, стеная от сердца, вопиет вместе с Соломоном: уязвлена есмь аз любовию (Песн. 2, 5) Твоею, Женише небесный, не подвинулась я в след Тебя и не взлюбила дней покоя. И, как бы провожая любимаго, вопиет: да лобжет мя от лобзаний уст своих! (Песн. 1, 1). Вместе с нею и лик апостолов, смотря на своего учителя и Господа, как чада церковные, жалостно говорили: Владыко! не оставь сирыми нас, которых возлюбил по своему милостивому произволению, но пошли, как обещал нам, Твоего Пресвятаго Духа. И отвечал им Иисус, милостиво утешая их: «седите во Иерусалиме (Лук, 24, 39), ибо Я восхожду ко Отцу Моему и Богу вашему и пошлю вам, как обещал иного Утешителя, Духа Моего и Отча». И воздвиг руки, благословил их. И, сказав это, возносился на небо, и они поклонились Ему, и светлый облак подъял Его от очей их: взыде, сказано, на херувимы и лете на крилу ветреню (Псал. 27, 11). Имел с Собою Господь и души человеческия, которыя вознес на небеса в дар Своему Отцу и поселил в горнем граде. Разумей об этом из слов Иеремии: те души, Которыя враг низвел в преисподнюю, Господь возвел на небеса, говоря: возстаните, взыдите в вышний Сион (Иер. 31, 6), то есть в небесный Иерусалим. Впереди шествовали ангельския силы со страхом и радостию, желая отверсть врата небесная, но вратари небесные возбраняли им, говоря: это врата небесная; нам Господь повелел соблюдать, чтобы никто из земнородных сюда не приходил, а ныне мы дивимся, видя человека, седящаго на херувимском престоле, и прежде серафим пытающагося проити сии врата. Ангелы же поведали силу и сан Сына Божия, облеченнаго в человеческое тело, и убеждали вратарей не противиться воли Бога, все мудростию творящаго. Сын Божий, — сказали они, — сошел на землю, и никому это было неизвестно, и вот ныне Он восходит, нося образ раба. А вратари отвечали: не послушаемся, доколе не услышим слово Божие. Тогда возгласил Христос: «отверзите Мне врата правды, и вошед в них возвещу Отцу Моему, что Я на земли совершил и пострадал». И узнав глас Господень все силы небесныя пали и поклонились, говоря: мы не видели, Владыко, Твоего схождения с небес, но все покланяемся Тебе, восходящему во славе. И Дух Святый, изшел на сретение, вводит равнаго Себе Сына Божия и, чествуя Его, говорит: и да поклонятся Ему вси ангели Божии. Сам же Бог Отец возгласил грядущему в плоти: Сын Мой еси Ты; седи одесную Мене; се престол Твой, Боже, в век века; Твоя суть небеса и Твоя есть земля (Псал. 2, 7; 109, 1; 44, 7; 88, 12) и пределы ея Ты основал. И посадив Сына на престол, Отец венчал Его своею десницею при пении серафимов: положил еси на главе Его венец от камене честна, славою и честию венчал еси Его, славу и велелепоту возложил еси на Него (Псал. 20, 4. 8. 6). И в завершение помазует Его помазанием Божияго существа, как свидетельствует Давид: сего ради помаза Тя, Боже; Бог твой елеем радости паче причастник Твоих. Поистине праздник сей исполнен радости и веселия; радость на небесах, ибо Христос вознесся ко Отцу, — и радость на земле, ибо вся тварь обновилась от истления.

Потому и мы, братие, приидите — возрадуемся Господу, вознесшемуся на небеса; поклонимся седящему одесную Отца, помолимся приявшему всякую власть на Небеси и на земли, принесем в дар веру царствующему со Отцем, не явимся пред Ним тщи в день праздника, да приимем Божию благодать. Ибо ныне Христос всем раздает Свои дары: Отцу дает принесенную Им в жертву плоть, апостолам посылает Святаго Духа, души св. пророков вводит в небесное царство, угодникам своим разделяет обители горняго града, праведникам отверзает рай, страдавших за Него мучеников венчает, страстотерпцам посылает благодать чудес, святителям дает душеполезныя прошения, отпущает грешникам прегрешения, милует всех творящих волю Его и хранящих заповеди Его, благоверным князьям нашим посылает здравие душевное и телесное и одоление на враги, утверждает церкви, обогащает церковников, досточтимыми творит служащих Ему иереев и диаконов, освящает монастыри, прославляет игуменов, укрепляет в терпении монахов; благословляет всех христиан: малых и великих, нищих и богатых, рабов и свободиых, старцев и юношей, замужних и девиц, матерей и младенцев, сирот и вдовиц.

Приидем и мы, братие, во св. церковь; возвеличим Христа Бога нашего, давшаго нам жизнь и обещавшаго после нея Царство небесное; вознесем имя Его вкупе, да ниспошлет и нам своего Пресвятаго Духа: ибо мы Его рабы и Ему славу, честь и поклонение возсылаем со Отцем и Пресвятым, благим и животворящим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: Творенiя святаго отца нашего Кирiлла, епископа Туровскаго с предварительным очерком исторiи Турова и туровской iерархiи до XIII века. – Изданiе Преосвященнаго Евгенiя, епископа Минскаго и Туровскаго. – Кiев: В Типографiи Кiево-Печерской Лавры, 1880. – с. 53-59.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: