Формы площадной праздничной культуры XIX века




Площадная праздничная культура XIX века представляла собой синтез многих форм, стилей и жанров. Для создания ярмарочных, праздничных гуляний использовались такие формы как: балаган, раек, кукольное представление, балконные забавы, потешные панорамы, медвежья комедия и др. Попытаемся раскрыть самые основные формы площадной праздничной культуры в данном параграфе и расскажем о некоторых по-подробнее.

Балаган. Балаганы – это центр праздничной площадки, это главная притягательная сила, самое заманчивое увеселение. Балаганы – это лицо гуляния. В XIX веке часть крепостных театров выходит из моды и актеры их трупп переходят в балаганные театры, что делает балаганы более интересными и профессиональными.

Эти временные театры отличались размерами и достатком их владельцев, репертуаром и публикой. Балаганы украшались флагами, вывесками, картинами, афишами. Перед балаганом сооружался балкон с которого зрителей на представление зазывал «дед-раешник». Это была, пожалуй, самая сложная балаганная профессия – от импровизационного мастерства и остроумия раешника напрямую зависела популярность зрелища, а значит – и финансовый сбор. Иногда на балконе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру, который тоже получил название рауса (балкона).

Каждое представление длилось от 10–15 минут (в маленьких балаганах) до 30 минут, иногда – часа (в балаганах больших). Представления начинались обычно в полдень и длились до 9 часов вечера. Таким образом, каждый день проходило не менее 6 спектаклей (в маленьких балаганах – до 30).

Театральные представления состояли из нескольких номеров, разбитых на три отделения. В первом из них показывались, как правило, цирковые акробатические и гимнастические номера – работа на трапеции, канатоходцы, силовые аттракционы и т.п.; во втором – сценки из народного быта; в третьем – арлекинады и пантомимы, комические, мелодраматические или героические. Здесь ставились пьесы из репертуара народного театра (Комедия о царе Максимилиане и др.), инсценировки рыцарских романов, позже – популярных литературных произведений.

Это направление в последней трети XIX века особенно ярко было представлено в крупнейшем петербургском балаганном театре А. Алексеева-Яковлева «Развлечение и польза», где показывались инсценировки и живые картины по басням Крылова, стихотворениям Некрасова, повестям Гоголя, сказкам Ершова и Пушкина, пьесам Островского. Правда, все эти произведения были адаптированы к праздничной атмосфере гуляний – выстроены по принципам краткости, оптимизма и яркости.

Раек или потешная панорама. Такое зрелище появилось на Руси в начале XIX века. Ящик, в котором с валика на валик перематывалась полоса с картинками, назывался райком или косморамой, а хозяин его — раёшником.

Для показа в потешных панорамах, или райках, избирались картинки на самые разные темы. Портреты русских императоров, полководцев, а также, например, шута Балакирева, Александра Македонского, былинных богатырей, самого Адама и т. п. Демонстрировались изображения различных событий прошлого и настоящего, войны, стихийные бедствия: Синопское сражение и извержение Везувия, схватка с черкесами и комета Бела, «которая чуть нашу планету хвостом не задела»; нечто любопытное: «Полет на воздушном шаре», «Охота на львов в Африке», «Прогулка на слоне в Персии» и тому подобное.

Естественно, каждый раёшник, чтобы привлечь к себе внимание, старался сделать свои выступления по-занимательнее, по-забавнее. Для этого он вступал со зрителями в шутливые диалоги, используя приемы, манеру поведения дедов-зазывал на раусах (балконах) балаганов и других балаганных комиков.

Кукольные представления. Кукольным театром увлекались все, но принадлежность к определенному кругу общества диктовала выбор того или иного вида кукольного искусства. Так, в перед привилегированной публикой выступали почти исключительно иностранцы, имевшие возможность давать объявления о своих спектаклях в газетах и снимавшие на время гастролей особые помещения (частные дома, дорогие балаганы), входная плата в которые была довольно высокой. Среди иностранцев преобладали марионетисты и демонстраторы механических фигур.

Простое население в будни довольствовалось выступлениями бродячих шарманщиков. Некоторые из них ходили «со старого фасона шарманкой-шкафчиком и танцующими в нем куклами» - отзвук моды на механические, заводные развлекательные вещи. Обычно шарманщики в XIX веке разыгрывали комедию с Петрушкой, но существовали и другие виды кукольного театра, которые хотя и не могли сравниться с «Петрушкой» по степени популярности, известности, но занимали среди народных развлечений довольно заметное место.

Русский театр кукол второй половины XIX века довольно легко разделить на две ветви. Первая (условно назовем ее «балаганной») вела к усложнению техники кукловождения, к овладению новыми системами. Кукольники этой категории имели цель поразить зрителя необычностью и великолепием действа: яркими декорациями и богатыми костюмами кукол, демонстрацией экзотических персонажей, а главное - максимальной «реальностью». Внешне их куклы уподоблялись людям, имитировали «человеческие» профессии, занятия, ситуации. Кукольники в своих их балаганах снаружи и внутри старались подражать цирку или «настоящему» театру. Так возникали механические, марионеточные театры, имевшие собственное помещение, постоянную труппу профессионалов-кукольников и широко использующие печатную рекламу.

Другая ветвь - театр бытовой, бродячий или временный (хозяин только по праздникам становился кукольником) - продолжала традиции народных, фольклорных, по существу, увеселений. Внешне такие театры изменялись мало, содержание их было постоянным.

Можно отметить еще одну общую черту: переход от комментирования действий кукол к их (за них, естественно) разговору, от пантомимы к разговорным сценам. Это стоит в прямой связи со стремлением к циклизации: персонажи, собиравшие вокруг себя разрозненные сценки, не могли просто изображать кого-то, служить иллюстрацией к пояснениям кукольника, они должны были действовать. Зрители отдавали предпочтение сценкам, где куклы сами вели разговор, где реплики их были острыми, злободневными, образными, где имелся герой, который дурачил, обманывал, наказывал других персонажей, особенно если те и в жизни не пользовались симпатией у постоянного зрителя народных кукольных спектаклей.

Почти всякий спектакль театра Петрушки с середины XIX века включал в себя обязательные сцены, составляющие ядро комедии, ее лицо, и сцены второстепенные, количество и порядок которых определялись талантом кукольника, очень часто его достатком (сколько кукол и помощников имелось в его распоряжении), аудиторией, перед которой шло представление, местной традицией и так далее. Таким образом, артист-кукольник располагал определенным стержнем, устойчивой, традиционной частью комедии и целым набором сцен-вставок, которые он отбирал и расставлял по собственному усмотрению и вкусу. Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе и финальная сцена.

«Медвежья комедия». Среди ярмарочных увеселений, которыми так богата бывала праздничная площадь, всегда обращали на себя внимание вожаки с учеными медведями. Поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, показывая свое искусство везде, где собиралось достаточно народа и можно было заработать. Более всего привлекали их, естественно, ярмарки и народные гулянья в городах. Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления.

Ограниченные, элементарные действия и жесты медведя вызывали смех лишь тогда, когда их сопровождали пояснения хозяина. Смеялись над неожиданной трактовкой медвежьих жестов, над смелым сопоставлением их с поведением людей. Примеры брались всегда из обыденной жизни, и степень комизма была самой разной: от беззлобного доброго юмора (как малые ребята на палочке катаются и за горохом лазят) и снисходительной насмешки (как старательно девицы румянятся, в зеркало смотрятся) до едкого, злого высмеивания солдатской муштры, сатирического изображения обычаев крепостного права (как барыня оброк собирает, барин «ухаживает» за крепостными девками, бабы на барщину и с барщины ходят), поведения тех, кто живет крестьянским, народным трудом (помещики, купцы, попы).

В крупных городах вожаки с медведями продолжали еще выступать и в конце XIX, и даже в первой четверти ХХ века. Правда, число их сильно уменьшилось, да и настоящее традиционное представление удавалось посмотреть все реже.

Заключение

Площадная праздничная культура не осталась просто фактом истории, имеющим отношение лишь к своему времени. Она долго жила в воспоминаниях современников и стала хорошим багажом знаний для формирования современной индустрии праздничной культуры.

Народные гуляния, несмотря на огромную пестроту и разнообразие составляющих его элементов, составляли нечто единое, целое, оно вбирали в себя лучшее из народного театра, фольклора и сконцентрировали все это в пространстве площади, подчинив общему стилю, единым законам, праздничной этике.


Список литературы

1. Куликова К. Ф. Рассказы о первых русских комедиантах. – Л.: Детская литература, 1966. – 215 с.

2. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Л.: Искусство, 1988. – 215 с.

3. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII – начало XX вв.): учеб. Пособие/ В. М. Рябков; Челяб. Гос. акад. Культуры и искусствв. – Челябинск, 2006. – 706 с.

 

Интернет ресурсы

4. https://poznayka.org/s5894t1.html

5. https://lektsii.net/2-1993.html

6. https://www.studfiles.ru/preview/2781947/page:9/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: