В 20 веке начинает формироваться и развиваться принципиально новый подход к оказанию помощи - профессиональный. Он приобретает значительные масштабы и дает начало новой профессии - социальной работе. С формированием и развитием социальной работы как профессиональной деятельности появляется необходимость научно-теоретического осмысления и изучения ее элементов, а именно социальное обслуживание.
В России интерес к данной проблеме появился в начале 90-х годов 20 века. Одной из наиболее существенных направлений социальной политики того времени является становление системы социального обслуживания населения, широкое распространение и применение в практике реализации которой получило социальное обслуживание.
Современное социальное обслуживание в том виде, в котором оно существует в настоящее время, прошло ряд этапов развития, которым были присущи свои особенности организации и осуществления. Появились такие направления помощи нуждающимся категориям населения, как церковно-монастырское призрение и княжеская благотворительность.
В середине 15 века попечение о бедных признается делом общества, но вместе с этим благотворительность становится объектом государственной заботы. Государство начинает регулировать работу таких заведений (примеры современных учреждений стационарного социального обслуживания). К середине 17 века в России существовали достаточно сложные и разнообразные формы и виды социальной помощи. Среди них можно выделить такие: общинная, церковноприходская, церковная и частная милостыня, государственная, предназначенная в основном для лиц, имевших заслуги перед отечеством (увечных воинов и т. п.). Государственные учреждения социального обслуживания были достаточно слабы, чтобы оказывать серьезное влияние на судьбу неимущих в целом по стране, поэтому проблема социальной помощи к этому времени встает достаточно остро перед государством и обществом.
|
В начале 19 века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства: ветераны войн, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей и др. Большое число нуждающихся в этот период времени было охвачено с помощью полугосударственных благотворительных организаций и частной благотворительности. Появились первые теоретические разработки по содержанию и организации помощи нуждающимся. В России в середине 19 века значение приказов общественного призрения стало ослабевать, многие их функции отошли к органам местного самоуправления, полугосударственным и общественным благотворительным организациям. Появляется значительное количество небольших благотворительных обществ, специализировавшихся на каком-либо конкретном виде помощи. Увеличивается количество категорий, на которые стали разделять нуждающихся, причем эти категории отражали их индивидуальные особенности.
В период революционные события 1917 г. начала складываться принципиально новая для России система социального обеспечения, которая впоследствии приобрела патриархальный характер. Главной из них было наращивание финансовых и организационных усилий государства по решению насущных социальных проблем, по материальному обеспечению и обслуживанию граждан. С 1918 г. государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся. С 20-х годов 20 века формируется государственная система социального обеспечения граждан, система пенсионного обеспечения, развитие сети специализированных учреждений, то есть центров социального обслуживания. После Великой Отечественной войны происходит расширение категорий, нуждающихся в поддержке государства, среди которых находятся инвалиды ВОВ, дети-сироты, вдовы, многодетные семьи и др. Патерналистская система социального обеспечения позволила охватить почти все население страны социальными гарантиями и льготами.
|
С 1990 годов начинает формироваться система социальной защиты, а в ее рамках - система социального обслуживания.
На сегодняшний день в России сложилась хорошо развитая система центров социального обслуживания. Количество граждан, нуждающихся в социальной помощи, не уменьшается, но центры социального обслуживания оказывают всевозможную помощь для них. Именно изменения, произошедшие в начале 90-х годов 20 века, привели к созданию комплексных центров социального обслуживания. Начали появляться законы, которые стали ключевыми, на чем и строится система социального обслуживания населения.
Особенности правового статуса и деятельности комплексных центров социального обслуживания населения определяются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 года N 32.
Государственное (мун) учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
|
Деятельность Центра осуществляется по трем функциональным направлениям:
- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;
- социальная поддержка семьи, женщин и детей;
- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.
Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи с чем Центр осуществляет:
- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально- экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
- выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
- оказание гражданам социальных, социально-педагогических, юридических, психологических, медицинских, бытовых, торговых, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;
- социальную реабилитацию детей-инвалидов;
- оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;
- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
- привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и так далее), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координацию их деятельности в этом направлении;
- внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;
- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.
Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.
Осуществление медицинской, а также иных видов деятельности, отвечающих уставным целям, но требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.
Условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан.
Социальное обслуживание граждан Центром может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.
Работа по конкретным направлениям деятельности Центра обеспечивается его структурными подразделениями (отделениями). В состав Центра могут входить следующие отделения:
- организационно-методическое;
- консультативное;
- срочного социального обслуживания;
- торгового обслуживания малообеспеченных граждан;
- психолого-педагогической помощи семье и детям;
- помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- профилактики безнадзорности детей и подростков;
- дневного пребывания детей и подростков;
- реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями;
- социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.