Рынок услуг здравоохранения




Рынок услуг здравоохранения имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена. Рынок услуг здравоохранения определяется наличием двух сторон — нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка — необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.

Наряду с рынком медицинских услуг, описанным выше, понятие рынок в здравоохранении включает в себя целую систему отдельных элементов, взаимосвязанных рынков: рынок лекарственных препаратов, рынок труда медицинского персонала, рынок научных медицинских разработок, рынок медицинского оборудования и техники, рынок ценных бумаг (последний элемент имеет место только при развитом рынке).

Рынок вообще, в том числе в здравоохранении, выполняет ряд существенных функций:

1. Информационная. Через меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, другой продукции, поставляемой на рынок.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка не возможно определить взаимовыгодность их деятельности.

3. Ценообразующая. На рынок поступают услуги одного назначения, но различающиеся по затратам. Рынок признает лишь те затраты, которые соответствуют условиям предоставления основной массы услуг данного вида, именно их согласен оплачивать потребитель.

4. Регулирующая. Через конкуренцию рынок регулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, повышение их качества, поощряет научно-технический процесс [4,5].

Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по крайней мере, сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством – борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Для того чтобы погоня за прибылью, за выгодными видами медицинских услуг не сказалась пагубно на всей системе здравоохранения, должен быть выработан действенный хозяйственный механизм, сочетающий бюджетное финансирование, финансирование из местных бюджетов, использование страховых взносов и перевод отдельных видов медицинской помощи на платную основу.

Решение этих вопросов связано как с общим улучшением экономической ситуации в стране, так и с изменением хозяйственного механизма самого здравоохранения.

В системах здравоохранения, построенных по советскому образцу, объемы и уровень предоставления медицинской помощи, при всем декларировании равенства и социальной справедливости, отличались высокой степенью привилегированности. Была создана специальная система медицинской помощи для руководства партии и страны. При ограниченности ресурсов, выделяемых на здравоохранение, определенный приоритет отдавался рабочим и детям. Все это и сегодня не мешает утверждать, что доступность квалифицированной медицинской помощи обеспечивалась государством независимо от социального положения пациента, его места жительства и т.п.

Принципиальная сущность современного периода реформирования отечественной системы здравоохранения, наряду с прочими, характеризуется объективными условиями, при которых медицинская услуга становится товаром, а отношения производителей и потребителей медицинских услуг (в частности, врача и пациента) по сути своей начинают определяться как маркетинговые c преобладающей ролью пациента. Подобными проявлениями отношений врача и пациента характеризуется система обязательного медицинского страхования, введение которой в России осуществляется с 1991 года [6].

Классические цивилизованные рыночные отношения, как известно, подчинены экономическим законам, специфичны в управлении и входят в противоречие с методами администрирования. В поле рыночных отношений медицинская помощь как своеобразный вид производственной деятельности наполняется экономическими характеристиками.

До того условные группы пациентов (больные одной болезнью, декретированные контингенты, лица диспансерных групп наблюдения и пр.) начинают соотноситься с характерными для рынка структурами. Полем реализации взаимоотношений в медицине становятся определенные сегменты рынка медицинских услуг, разнообразие которых по форме и содержанию отображает в здравоохранении как в социальной структуре общества один из принципов демократичности. Одной из характеристик рынка медицинских услуг в условиях либеральных систем здравоохранения является его сегментация, т.е. ориентирование продажи медицинских услуг на определенные потребительские группы.

Последний факт достоверно подтверждается отдельными исследованиями отечественных авторов, по которым в современном российском обществе условно выделяются следующие слои (данные взяты из книги “Фундаментальные основы политики здравоохранения”, под редакцией О.П.Щепина, М., 1999):

Ø олигархия и управляющая бюрократия – до 7%;

Ø средний класс – до 12 %;

Ø слой условных бедняков – более 60%;

Ø низшие группы населения – менее 12%;

Ø десоциализированные граждане – до 9%.

Взаимодействие всех субъектов системы здравоохранения, особенно в системе обязательного медицинского страхования, определение их функций, а, следовательно, и формирование типов и форм отношений врача и пациента, естественно связано с конкретными характеристиками населения как потребителя медицинских услуг. А такими характеристиками, как отмечает А.В. Решетников (2000), являются пол, возраст, семейное положение, род занятий, уровень образования и доходов тех или иных социальных групп, а также психографические данные: принадлежность к тому или иному социальному слою, стиль жизни, личностные и поведенческие качества.

Именно исходя из реального расслоения общества необходимо определять подходы к специфичности рынка медицинских услуг, его сегментации, особенно в вопросах характеристики производственных отношений в этих сегментах.

Объективно в деятельности лечебно-профилактических учреждений происходил процесс классификации пациентов на группы с различными нуждами и потребностями, характеристиками или поведением. Именно данные критерии наряду с некоторыми другими определяют сегментирование рынка медицинских услуг в маркетинговых системах, т.е. спецификация медицинских технологий и медицинских процедур, удовлетворяющих определенный спрос пациента (клиента), объективно и закономерно ориентирована на специфических потенциальных потребителей определенного сегмента рынка. И все это, в свою очередь, определяет, в частности, экономическую специфичность отношений врача и пациента.

Учитывая приведенную выше классификацию расслоения общества (либо, в принципе, опираясь на любую другую возможную классификацию), методологически оправдано выделение сегментов рынка медицинских услуг, соответствующих данным условным критериям.

В исследовании данной проблемы, в поисках решений очерченного противоречия между потребностями в медицинских услугах и удовлетворением спроса помогает использование модели маркетинга медицинских услуг, фрагмент которой приведен на рис.1.


 

Рис.1. Модель рынка медицинских услуг.

При исследовании взаимосвязей элементов модели предпринята попытка внести ясность в критерии разграничения сущности медицинской помощи и медицинской услуги, а также очертить сущность медицинской процедуры в соответствующем сегменте рынка. В любом из сегментов рынка медицинских услуг медицинские нужды и потребности в медицинской помощи у пациента (клиента), независимо от принадлежности к той либо иной общественной прослойке, не связаны с его личным или общественным благосостоянием: патологические состояния (болезнь) и потребность быть здоровым категории видовые, более биологические, чем социальные. В этом смысле, независимо от социального статуса пациента (клиента), конкретный вид медицинской услуги, соответствующий определенному стандарту, трактуется конкретным психосоматическим состоянием и целью обращения. В то же время, спрос и возможность приобретения конкретной медицинской процедуры из многообразия процедур, адекватных определенному виду медицинской услуги, напрямую связаны с благосостоянием пациента, его платежеспособностью.

Таким образом, системы здравоохранения, опирающиеся на объективные экономические законы при множестве определяющих, характеризуются определенными сегментами рынка. Сегментирование рынка медицинских услуг позволяет предоставить медицинскую помощь (удовлетворить конкретный спрос) и с учетом индивидуальности пациента, и с учетом массового потребления медицинских услуг.

Заключение

Здравоохранение имеет свои особенности, предполагающие главенство медицинских результатов над финансовыми. И в этом смысле сфера действия рыночных отношений в здравоохранении несколько ограничена. Речь идет о необходимости четкого разграничения сфер, где достижение наилучших медицинских показателей возможно на экономической основе, и сфер, где этого необходимо добиваться административными, общественными и другими мерами.

Для того, чтобы экономические отношения в здравоохранении были чисто рыночными, должно быть достигнуто совпадение субъекта, оплачивающего медицинские услуги, и потребителя этих услуг. Другими словами, при чисто рыночных отношениях каждый должен из своего кармана оплачивать оказанную ему услугу. Однако, в системе охраны здоровья существует большое число общественно потребляемых услуг (в первую очередь речь идет о комплексе профилактических мероприятий и деятельности учреждений санитарно-эпидемиологического надзора), которые не могут и не должны оплачиваться и потребляться кем-либо индивидуально.

В основе организации здравоохранения должны лежать взаимодополняющие и уравновешивающие вклады трех сторон: государства, организации здравоохранения и населения, а также принципы, стимулирующие, с одной стороны, рациональное потребление медицинских услуг и заботу населения о собственном здоровье, с другой — мотивированное стремление организаций здравоохранения к оказанию качественной медицинской помощи населению, повышению качества жизни пациентов.

 

 

Литература:

1. Григорьев Ю.М., Истомина Л.Б. // Экономика здравоохранения. – 1999. – N 2. – С. 10–14.

2. Комаров Ю.М., Ермаков С.П., Иванова А.Е. и др. // Экономика здравоохранения. – 2000. – N 7. – С. 5–12.

3. Светличная Т.Г. Здравоохранение в рыночной системе экономических отношений // Главврач, 2008, N 8.

4. Таранов А.М. // Экономика здравоохранения. – 1998. – N 2. – С. 12–14.

5. Шамшурина Н.Г. Экономика лечебно-профилактического учреждения. - М.: МЦФЭР, 2001. - 278 с.

6. Шарабчиев Ю.Т. Рыночные отношения в здравоохранении и возможные механизмы их реализации в условиях государственного регулирования // «Медицинские новости» – 2006. – №3. – С. 83-88.

7. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. — М., 1998.

8. Шишкин С.В. // Экономика здравоохранения. — 2000. — N 8. — С. 10—15.

9. Щепин О.П. // Пробл. социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины. — 1999. — N 3. — С. 7—10.

10. Щепин О.П., Габуева Л.А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. М., МЦФЭР, 2006.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: