Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей № 52 Весёлый дельфин»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта:
«Масленица в детском саду»
Тип проекта:
краткосрочный, творческий, игровой
Участники проекта:
· дети старшей группы (5- 6 лет);
· воспитатели группы №7 и №9;
· музыкальный руководитель;
· родители воспитанников;
Место проведения: МБДОУ №52 «Весёлый дельфин»
Срок реализации: 1 неделя
Возраст детей: Дошкольники 5 – 6 лет
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть.
Познакомив детей с традициями проведения этого праздника, мы постарались, чтобы они были не сторонними наблюдателями, а принимали непосредственное участие в празднике, которое, как мы считаем, оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Тема праздника очень объемна и чтобы постараться охватить как можно больше познавательной информации, нами было принято решение разработать проект.
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго.
Цель проекта: повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица»;
2. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре;
Ожидаемые результаты проекта:
Ø Приобщение детей к традициям проведения народного праздника – Масленица через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;
Ø Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику;
Ø Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
План реализации проекта: I этап – подготовительный:
1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
2.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).
4. Начать формирование игротеки народных игр.
(Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Пройди в ворота», «Молчанка». Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», и т.д.).
5.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.
План реализации проекта: II этап – практический:
День недели | Как называется в Масленицу | Цель | Мероприятия |
Понедельник | «Встреча» | Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. | 1. Беседа «Что за праздник, Масленица?»; 2. Изготовление чучела Масленицы; 3. Поговорки про масленицу; 4. Заучивание стихотворения «Масленица». |
Вторник | «Заигрыш» | Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. | 1. Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?»; 2. Просмотр презентации «Как Масленицу отмечали на Руси»; 3. Изготовление украшений для участка; 4. Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; 5. Разучивание масленичных закличек. |
Среда | «Лакомка» | Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. | 1.Слушание песни «Песня блинам», «Как на Маслянской неделе»; 2. Разучивание стихотворения «Про Масленицу»; 3. Конкурс «Продолжи пословицу»; |
Четверг | «Разгуляй» | Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | 1.Игры-эстафеты: «Перетягивание каната», «Напои водой Мороза и Зиму»; 2.Беседа «Вот мчится тройка удалая» (рассматривание картины); 3. Развлечение «Масленица», сжигание чучела. |
Пятница | «Посиделки»(Тёщины вечерки) | Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | 1.Изготовление поздравительных открыток; 2. Рисование Масленица. 3. Игры – развлечения: «Плетень», «Ручеек». |
План реализации проекта: III этап – заключительный:
Материалы к проекту:
• Электронная презентация «Как Масленицу отмечали на Руси» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
• Сценарий праздника: «Масленица».
• Перечень народных игр, закличек.
• Рисунки и поделки детей.
Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Пензулаева Л.И.,Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.