Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»




 

Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы, до самой смерти, сделал 8 (!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный роман», заплачено за него жизнью автора.

«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные привычные схемы.

Жанр: можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов.

Композиция: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера — в судьбе его героя Иешуа.

Время. Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Ивана Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за 4 дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность.

Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на две тысячи лет назад. Несмотря на то, что действие происходит в прошлом, этот мир более реален. Реальность достигается особым способом рассказа.

История эта дается с нескольких точек зрения, что придает достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана «атеистам» Берлиозу и Бездомному Воландом. События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение в главе 26 «Погребение» и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчеркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.

С точки зрения композиции необычно, что герой появляется только в середине романа. Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины — все это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна: в стране победившего социализма нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире — ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку.

 

Литературоведы находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский. Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита.

Первый мир — московский. С него начинается действие романа. В этом мире живут вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Первый, с кем мы знакомимся, - председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз. Берлиозу многое дано, он человек умный и образованный, но он сознательно подстраивается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Он утверждает, что Иисуса вовсе не существовало. Воланд раздражается на утверждение Берлиоза, ведь если нет Иисуса, то нет и Воланда (сатаны). И Берлиоз получает «ничто», небытие.

Воланд прибыл в этот мир спустя 2000 лет, чтобы узнать, сильно ли изменились за это время горожане. Отвечая на этот вопрос, нечистая сила проводит один эксперимент за другим, устраивая сеанс черной магии. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс «разоблачения» удался. Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди... Любят деньги, но ведь это всегда было... Обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их...»

Изображение московского мещанства служит шарж, гротеск, фантастика. Похождения и проделки обитателей потустороннего мира воспринимаются как ловко проделанные фокусы.

 

Если московские главы оставляют ощущение несерьезности, нереальности, то никакой игры в ершалаимских главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Через образ Иешуа Булгаков передает свое убеждение в том, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет никакой власти. Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в ненавидимом им Иерусалиме.

Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он даже похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами у Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей — только враги и завистники. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других. Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Правда, есть одно живое существо, к которому он очень привязан, - это его верный и преданный пес. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Приговоренного к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. И вдруг Пилат с изумление обнаруживает, что ему интересно слушать Иешуа. Он впервые встретил человека, который говорил с ним откровенно, несмотря на то, что был физически слаб и страдал от побоев. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но правительство не меняет своего решения. Пилат убеждает себя, что сделал все, что было в его силах, но взбунтоваться против правительства он не посмел.

«Трусость — самый тяжкий порок», - повторяет Воланд. Пилат говорит, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу человека, не осмелившегося спасти невиновного.

 

Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига. «Он не заслужил свет, он заслужил покой», - говорит Левий Матвей о Мастере.

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Маргарита Мастера и его роман. С Маргаритой связан любимый Булгаковым образ Дома, семейного очага. С Маргаритой Мастер обретает покой. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: