1. Слово о В. Скотте
2. Писатель о себе
3. Основные особенности исторического романа
4. Герои романа
5. Мастерство писателя
Основное содержание урока
Почему мы обращаемся к легендам и сказаниям тысячелетней давности? Какие ценности остаются вечными на все времена?
Русский критик В.Г. Белинский сказал о Вальтере Скотте: «Вальтер Скотт создал, открыл, угадал эпопею нашего времени – исторический роман».
Задача сегодняшнего урока – подтвердить слова В.Г. Белинского самостоятельно подобранным материалом и фактами, взятыми из лекции учителя.
Всемирно известный британский писатель шотландского происхождения, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, сэр Вальтер Скотт вошёл в историю европейской литературы как основатель жанра исторического романа.
Родился 15 августа 1771 года, в Эдинбурге, в семье адвоката Вальтера Джона и Анны Резерфорд, дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.
В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым.
С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, в 1792 году он в Эдинбургском университете сдал экзамен
Вальтер Скотт был личностью на удивление гармоничной и целостной. Неистребимый романтик в душе, Скотт оценивал реальную жизнь по ее законам и считался с ее реалиями. Был верноподданным Британской короны и в 1820 г. с благодарностью принял от Георга IV титул баронета.
Романы Скотта первоначально выходили без имени автора и инкогнито было раскрыто только в 1827 году.
Успех принес роман «Уэверли» (1814) — появился анонимно, а вот следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора «Уэверли»
Вальтер Скотт, при своем слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.
За 18 лет Вальтером Скоттом написано 30 романов, не считая поэм и баллад (среди них – романы «Пуритане» (1816), «Аббат», «Роб Рой»(1818), «Антикварий», «Пират», «Айвенго»(1819), «Квентин Дорвард» и др.)
Исторические романы Вальтера Скотта читатели встретили с увлечением, они привлекали и описанием природы, и живым, образным, ярким языком.
Высоко отзывались о романах Скотта английский поэт Байрон, немецкий поэт и просветитель Гёте, русский писатель Ф.М. Достоевский и многие другие. Гёте писал: «Следовало бы, собственно, всегда читать только то, что вызывает наше восхищение, … теперь я чувствую это, читая Вальтера Скотта Да, в самом деле, здесь всё значительно: материал, содержание, характеры, изложение. И какая правдивость деталей при выполнении!»
Писатель о себе писал так: «Меня привлекают исторические ситуации, когда резкий контраст, вызванный сопротивлением старых нравов новым…порождает свет и тени, столь необходимые для создания яркого романа
Наравне с Робертом Бернсом Скотт считается одним из самых почитаемых жителей Эдинбурга. Любовь своих соотечественников он заслужил, воспев Шотландию и ее историю в своих произведениях, рассказав о своей родной стране всему миру.
Вот почему писатель удостоился не просто памятника на площади, а целого монумента, шпиль которого возвышается над крышами города. Scott Monument, неоготический памятник, воздвигнутый в 1840-1846 годах, расположен в парке на Принцесс-стрит, недалеко от вокзала Эдинбург-Уэверли, названного в честь романа Скотта.
Исторический роман – это эпическое прозаическое произведение, в котором в художественной форме воспроизведены события и герои определённого исторического периода.
Предшественники Скотта изображали «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила свое решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт — творец жанра исторического романа
«Айвенго» написан в 1819 году.
В романе изображена эпоха крестовых походов.
Прошлое в нём не просто восстановлено – оно разомкнуто. Из него протягиваются нити к настоящему, и перед читателем разворачивается история в движении: не реконструкции минувшего, а жизнь при свете истории.
Основные особенности исторического романа:
o эпический жанр;
o сюжет – изображение событий определённой эпохи;
o опора на исторические источники;
o соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
o герои – исторические и вымышленные личности;
o автор объективно показывает исторические события, но имеет свой взгляд на них;
язык романа характерен для эпохи автора
Роман Вальтера Скотта «Айвенго» переносит нас в средневековую Англию. Прошло около ста лет с момента высадки норманнских рыцарей на остров, но вражда между коренными жителями — англо-саксами и завоевателями норманнами еще не утихла. Мы ощущаем ее с первых страниц романа.
Королевская власть еще слаба. Владельцы больших и малых поместий — феодалы чувствуют себя совершенно независимо. Каждое поместье походит на крошечное самостоятельное государство. Феодалы имеют свое войско, чеканят собственную монету, творят суд по своим собственным законам.
Время действия романа совпадает с бесславным окончанием третьего крестового похода. Христианское воинство, возмутив жестокостью, жадностью и лицемерием мусульманское население юго-восточного Средиземноморья, потерпело ряд поражений. Крестоносцам во главе с французским королем Филиппом II Августом и английским королем Ричардом I Львиное Сердце так и не удалось захватить богатые страны Ближнего Востока. Из этого похода возвращается на родину и герой романа — Айвенго.
Повествование об Англии XII века основано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англосаксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ордена тамплиеров, феодальной борьбе. Распри ведут к тому, что Англии постоянно грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложащаяся на народ. Особенно резко пишет В. Скотт о норманнских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Типичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крестоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в повествовании и борьба народа против феодального произвола во главе с легендарным Робин Гудом.
События в романе разворачиваются 4-ьмя сюжетными линиями:
• история рыцаря Айвенго (после участия в крестовых походах он возвращается в Англию. На его родине идёт ожесточённая война между коренным населением – саксами (к ним относится и Айвенго) и норманнами. Айвенго – участник всех основных моментов романа: рыцарского турнира, штурма замка – твердыни норманнских рыцарей и битвы с Буагильбером за честь Ревекки. Он всегда победитель. История Айвенго заканчивается свадьбой).
• борьба короля Ричарда I за трон с принцем Джоном (братом Ричарда) и феодалами:
(король Ричард Львиное Сердце – реальное историческое лицо (1157-1199гг). Вальтер Скотт его идеализировал. На самом деле он жесток, довёл страну разорения. В романе же это мудрый правитель).
• история гонимого еврея Исаака и его красавицы дочки Ревекки;
• приключения Локсли – «благородного разбойника» (этот образ взят из английских народных баллад о Робине Гуде).
В «Айвенго» читатель ни на минуту не сомневается, что гонитель главной героини Ребекки в конце концов понесёт кару. Так и происходит: на решающем поединке противник Айвенго падает замертво просто из-за того, что его замучили угрызения совести, а Ребекка, почувствовав, что сердце Айвенго принадлежит Ровене, добровольно покидает Англию, дабы не мешать счастью любящих.
В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические и вымышленные персонажи. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народный быт и нравы. В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются через частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными историческими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вымышленного героя.
В романе начало жизни героя не описано, ибо оно, вероятно, как две капли воды было похоже на биографии его сверстников.
Очевидно, дело обстояло так. Как и все мальчики в дворянских семьях того времени, Айвенго сначала воспитывался под наблюдением матери. С семи лет мальчика передавали под мужской надзор. Его отец Седрик начал обучать мальчика верховой езде и владению оружием. Когда Айвенго исполнилось лет десять, отец отослал его к кому-либо из известных рыцарей, с которым состоял в родстве или находился в дружбе. Будущий рыцарь почти никогда не воспитывался в доме своих родителей.
С этого дня мальчик становился пажом. Паж должен был прислуживать за столом, устилать соломой пол в зимнее время, выполнять различные поручения по дому. За это рыцарь обучал его военному делу и правилам поведения на турнире и в обществе. Грамоте будущего рыцаря не учили, и Айвенго вряд ли умел подписать свое имя.
Когда пажу исполнялось четырнадцать лет, его могли произвести в оруженосцы. В замке оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками, заведовал погребом, встречал гостей. В походе он вез доспехи рыцаря, перед сражением вел за ним боевого коня. Когда наступал час битвы, оруженосец облачал своего господина в доспехи, быстро соединяя их отдельные части. Вооружать рыцаря было трудным делом, требовавшим большого навыка.
Во время сражения оруженосец находился позади рыцаря, чтобы в любой момент подать запасного коня или новое копье.
Для того, чтобы овладеть тяжелым оружием, чтобы не задохнуться и не обессилеть под тяжестью доспехов, нужна была постоянная физическая тренировка.
Лишь в возрасте двадцати-двадцати двух лет оруженосца посвящали в рыцари.
Юноша облачался в белую одежду и шел в церковь. Там он проводил ночь возле своего оружия. Наутро, в знак того, что кончается старая жизнь и начинается новая, будущий рыцарь принимал ванну, часто первую и единственную в жизни. После этого священник совершал молитву над мечом и самый знатный из собравшихся рыцарей троекратно ударял юношу этим мечом плашмя по плечу.
Посвященный в рыцари получал право иметь свою собственную печать, носить герб на щите и изображать его на воротах, украшать крышу флюгером. Рыцарь освобождался от уплаты налогов и получал право беспошлинного проезда через ворота любого города или замка.
Для успеха романа важно вызвать интерес у читателей, заинтриговать их, заставить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, находится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником перед своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под условным именем.
• Истинная сила Скотта в умении, создав ситуацию острого конфликта, выслушать аргументы и понять логику каждой из сторон.
• Описывая реальное историческое событие, автор показывает его «человеческую меру» - отзвуки и следствия в судьбах рядовых людей
Для шотландцев он — больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь — для Англии. До него в собственно Англии, особенно в ее столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими». Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские стрелки покрыли себя славой при Ватерлоо, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить свое отношение к этой бедной, но гордой стране.
Ключевые слова: Вальтер Скотт, исторический роман, «Айвенго» тема, идея, композиция, романтизм
Основные понятия:
o Образ
o Тема
o Идея
o Автор
o Исторический роман
o Новаторство
o Сюжет
Основные имена: сэр Вальтер скотт
Основные даты: 1771-1832
Основные выводы:
• Для шотландцев В. Скотт — больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь — для Англии. До него в собственно Англии, особенно в ее столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими». Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские стрелки покрыли себя славой при Ватерлоо, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить свое отношение к этой бедной, но гордой стране.
• Истинная сила Скотта в умении, создав ситуацию острого конфликта, выслушать аргументы и понять логику каждой из сторон.
• Описывая реальное историческое событие, автор показывает его «человеческую меру» - отзвуки и следствия в судьбах рядовых людей
Литература:
1. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 8 кл. М., «ВАКО», 2007
2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
3. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016.
4. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
Разбор типового тренировочного задания
Множественный выбор
Принц Джон не является для Ричарда:
а) дядей в) отцом
б) другом г) братом
а), б), в)
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уяснив его содержание.
2. Вспомните содержание романа.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позиции текстом произведения.
4. Затем выберите верные ответ и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Одиночный выбор
В каком году был написан роман «Айвенго»?
а)1819; б) 1904; в) 1888.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уяснив его содержание.
2. Вспомните фактический материал урока.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позиции текстом произведения.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.