Тема: Построение третьей проекции предмета
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с методами проецирования, анализировали геометрические формы предмета (призмы, пирамиды конусы и цилиндры), строили их проекции.
Прежде всего давайте начнём с небольшого интересного задания. Посмотрите на доску. Вам дан чертёж, состоящий из двух видов, и четыре наглядных изображения. Скажите, какой из деталей мы можем отнести имеющийся чертёж?.
Обобщение. Вы правы в том, что различные по своей конструкции модели (2-3) проецируются на две плоскости совершенно одинаково. Поэтому при изображении таких деталей пользуются не двумя, а тремя плоскостями проекций.
Рис.1 Чертеж на доске
Откройте рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока.
Показ процесса проецирования предмета на три плоскости проекций.
Трёхгранный угол.
На следующем слайде вы видите трёхгранный угол. Как вы уже знаете это угол, образованный тремя взаимно-перпендикулярными плоскостями. Фронтальная V, горизонтальная H и профильная W «дубль вэ».
Построение третьей проекции.
Теперь мы перейдём к построению третьей проекции.
Рассмотрим «Чертёж бруска прямоугольной формы с вырезом». Чертёж содержит две проекции: фронтальную и горизонтальную. Требуется построить третью профильную проекцию бруска – вид слева. Для построения вида необходимо сначала представить форму изображённой детали, т. е. прочитать чертёж. Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10х35х20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размеры 12х12 мм.
Построение третьей проекции по заданным размерам.
Способ.
Вспомним, что вид слева помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а вторую – на уровне верхнего основания. Эти линии ограничивают размер достраиваемой проекции по высоте. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость (рис. а).
От неё вправо отложим размер 20, т. е. ширину бруска, и проведём ещё одну вертикальную линию – проекцию передней грани (рис. б).
Покажем теперь на виде слева имеющийся в детали вырез. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, которая является проекцией передней грани бруска, 12 мм и проведём ещё одну вертикальную линию (рис. в).
После этого следует удалить все вспомогательные линии и обвести чертёж.
Обобщение. Так, используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертёж детали любой сложности.
Способ.
При построении вида слева можно воспользоваться и графическим приёмом перенесения размеров с имеющегося вида на достраиваемый.
Построение третьей проекции с использованием графического метода.
Для этого в произвольном месте чертежа, примерно на одном уровне с видом сверху и немного правее него, проведём наклонную прямую линию под углом 45º к вертикальной или горизонтальной линии. Эта линия называется вспомогательной прямой (рис. а). Перенесём теперь размеры ширины детали и выреза с вида сверху на эту прямую (рис.б). Затем из полученных точек проведём вертикальные линии (рис.б) до пересечения с горизонтальными линиями, которые ограничивают размер достраиваемого видапо высоте (рис.в). В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертёж.
Этап закрепления новых знаний и способов действий:
Устное упражнение№1: «Нахождение видов, соответствующих данному предмет».
На рисунки даны расположенные в беспорядке изображения детали, в одном ряду – главные виды, в другом – виды сверху, в третьем – виды слева. Из четырёх изображений в ряду лишь одно соответствует данной детали. Найдите в каждом ряду соответствующий вид.
Устное упражнение№2: «По чертежам деталей найдите их наглядные изображения».
Построение третьей проекции: «По двум имеющимся видам постройте третий».
Домашнее задание
Выполнение графической работы:
Вариант 1
1. Начертить 3 вида,
2. Нанести размеры
Вариант 2.
1. Начертить 3 вида,
2. Нанести размеры