Социально-политические структуры Хонгорая




ХАКАСИЯ (ХОНГОРАЙ) В XVII-XVIII вв.

 

Киргизской землицей русские именовали несколько улусов в Минусинской котловине, населенных родственными по культуре и языку сеоками и управлявшихся енисейскими кыргызами. Сами кыргызы и их соседи именовали свою страну Хонгорай (Хоорай).

Судя по всему, улусы имели следующую стратификацию. Во главе улуса стоял наиболее знатный сеок – хыргыс (потомки древних енисейских кыргызов). Ниже него находились родственные кыргызам, или особо дружественные сеоки. Основную массу населения составляли преимущественно тюркоязычные сеоки различного происхождения (в т.ч. не кыргызского), нередко рассматривавшиеся как кыштымы (кiстiмнер) кыргызов. Каждый улус имел своих кыштымов, в него не входивших, и часто, имевших самодийское и енисейское происхождение.

Мнения исследователей о количестве улусов, входивших в состав собственно Кыргызской землицы, расходятся. Их было 4, или 3 (отнесение к кыргызским Тубинского улуса вызывает некоторые возражения).

1. Алтысарский улус (алтынзархы – «нижний») занимал северную, «нижнюю» часть Минусинской котловины (бассейн Чёрного и Белого Июсов и район Божьих озёр). В его состав входило много сеоков, позже вошедших в кызыльский субэтноса хакасов (см. ниже). Главным сеоком тут были кыргызы (хыргыс), а одним из наиболее многочисленных – хызыл. Аймаки (соответствовали сеокам): Кызыльский, Камларский, Шуйский (шуш), Ачинский, Ыгинский. Кыштымами алтысарцев были жители долин рек Чулым, Томь, северных отрогов Кузнецкого Алатау; также им подчинялись князьцы аринцев (Тюлькинская, позже Аринская землицы русских документов).

2. Езерский, или Джесарский, или Исарский улус (возможно от сеока ызыр, или от «iссархы», т.е. внутренний, или от «iскеркi» - восточный) располагался в центре Кыргызской землицы (отсюда – «внутренний»?), вдоль Енисея от устья р.Абакан до р.Огур. На его основе позже сформировались хакасы-качинцы. Аймаки: Камасинский, Качинский, Аринский, Ястинский, Хайтонский (Кандынов). Кыштымы езерских кыргызов проживали по рр. Убей, Мана, Кача и др., вниз по Енисею.

3. Алтырский улус («верхние кыргызы») располагался по левобережью р.Абакан от Уйбата до устья Таштыпа. Предки сагайцев, бирюсинцев, бельтиров. В него входили аймаки: Сагайский, Четубурский, Сарыгларский, Ичегский, Бельтирский, Табанский, Саянский, Чистарский, Иргитский, Хапхына и др. Кыштымами алтырцев были племена Кузнецкого Алатау, долин рр. Томь, Кондома, Мрассу, Северного Алтая до Телецкого озера.

4. Тубинский улус (русс. по главному сеоку Туба) занимал всё правобережье Енисея от Саян до р.Сыда, и правобережные степи Абакана. Предки хакасов-койбалов, которых сагайцы до сих пор именуют туба. Среди его аймаков были следующие: Байкотовский, Койбальский, Кольский, Бугусский, Уштерский, Яринский, Бохтинский, Алытский, Бугачеев, Алахамский, Корнасхамов. Кыштымами тубинцев были в основном горно-таёжные племена, говорившие на самодийских и енисейских языках. Монголы именовали тубинцев хонгорскими моторами. Очевидно, что в составе тубинцев нетюркский (прежде всего, самодийский) этнический компонент был значительно заметнее, чем в трёх других улусах. Это дало повод ряду историков не причислять Тубинский улус к собственно Кыргызской землице.

Социально-политические структуры Хонгорая

Население Кыргызской землицы существовало в рамках родовой и раннеполитической систем. Роды-сеоки делились на хасках сёёк (белые, т.е. аристократические) и пора сёёк (серые, незнатные, куда входили и кыштымы). Представители белых родов именовались также чайзан (монг. зайсан), и противопоставлялись рядовым скотоводам – харачы. Кроме чайзанов и харачы имелись и другие группы – кiстiмнер (кыштымы) и хул (рабы, княжеская челядь).

Кыргызская землица была разделена на 4 улуса во главе с князьями (пiг). Улусы делились на аймаки, возглавляемые также бегами. Для решения важных дел чайзаны всех улусов собирались на хурал (съезд) из нескольких сот человек. Среди князей мог выдвигаться улуг пiг – великий, старший князь, который благодаря авторитету и поддержке со стороны большинства чайзанов мог претендовать на статус общекыргызского правителя, лидера, военного предводителя и участвовать в переговорах с соседними народами, представляя всю Кыргызскую землицу.

Для управления улусом или аймаком чайзан имел небольшой чиновничий аппарат, состоявший их тюзмеров (чиновников), яргучи (судей). Исполнением указов и сбором налогов (ясака, алмана) занимались чазоол (есаулы), в ведение каждого из которых находились 40 юрт (ойратская дючина-сороковка).

Князь имел дружину – хозон (монг.хошуун), состоявшую из нескольких десятков профессиональных воинов-батыров – матыр. Часть из них в случае войны становилась во главе отрядов ополченцев (ухчы, т.е. «стрельцов»). Всего в Кыргызской земле в XVII в. в разные периоды насчитывалось от 600 до 2000 матыров.

Хозяйство

Основой хозяйства было кочевое скотоводство. Традиционно разводили три вида скота: овец, коней, коров. Подсобное значение имела охота и слаборазвитое земледелие. Последние отрасли хозяйства больше были развиты у этнических групп, обитавших в таёжных и лесостепных районах. У самодийских народностей (камасинцев, лесных модоров) имелись малочисленные стада оленей.

Военное дело

И русские, и монголы, и ближайшие соседи отмечали воинственность кыргызов. В этом плане кыргызам значительно уступали даже телеуты. Многовековые традиции военного дела позволили кыргызам долгое время достаточно успешно противостоять русским казакам и служилым людям.

Кыргызы имели собственное производство оружия, но значительная его часть поступала к ним от предков шорцев и северных алтайцев, известных своим кузнечным делом. Как отмечали русские, также использовавшие продукцию аборигенных ремесленников, «кузнецкие татары» производили панцири, шлемы, сабли, стрелы, всё, «опричь пищалей». Получали кыргызы вооружение и из соседних стран.

Кыргызские матыры для защиты использовали шлемы, схожие с монгольскими, куяки, бригантины, кольчуги (нередко поверх кольчуги одевали бригантину), металлические наручи и поножи среднеазиатского производства (или местные деревянные), круглые щиты. Основным наступательным оружием были лук и стрелы. Использовали также сабли, копья, топоры. Кыргызы стали использовать и огнестрельное оружие (полученное от ойратов, русских контрабандистов или трофейное).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: