Основные виды и формы трансдисциплинарности




Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина.

В первом значении «трансдисциплинарность» понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий в исследовании окружающего мира. В таком значении трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой частной точки зрения, не противоречащей знаниям научных дисциплин. Такое значение трансдисциплинарности является своеобразным обозначением эпистемологического анархизма П. Фейерабенда.

Во втором значении «трансдисциплинарность» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.

В третьем значении «трансдисциплинарность» ассоциируется с «правилом исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях. Например, на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально.

В четвёртом значении «трансдисциплинарность» воспринимается как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность в четвёртом значении позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненным в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в научном исследовании, трансдисциплинарность в четвёртом значении ассоциируется с мультидисциплинарностью, плюродисциплинарностью или интердисциплинарностью[15].

В последние годы появились работы, в которых предлагается выделять три формы трансдисциплинарности: теоретическую, феноменологическую и экспериментальную. Термином «теоретическая трансдисциплинарность» предлагается обозначать такую научную деятельность, которая имеет отношение к исследованию самой трансдисциплинарности и её методологии. Термином «феноменологическая трансдисциплинарность» предлагается называть ту её форму, модели которой способны соединять теоретические принципы с наблюдаемыми экспериментальными данными и приводить к прогнозированным результатам. К «экспериментальной трансдисциплинарности» относится та её форма, которая при проведении экспериментов использует чётко определённую процедуру, обладающую приемлемым для научного сообщества, уровнем воспроизведения, как самой процедуры, так и её результатов. Считается, что одновременное рассмотрение теоретической, феноменологической и экспериментальной трансдисциплинарности может быть осуществлено в рамках единой, недогматически трактуемой трансдисциплинарной философии, теории и практики[16].

Получила своё развитие и математическая форма трансдисциплинарности, необходимость которой отстаивал в 1970 году А. Лихнерович. С позиции учёных, работы которых можно отнести к этой форме трансдисциплинарности, сложные объекты или их физические, биологические, технические, информационные и социальные совокупности (ценозы) имеют одинаковую инвариантную структуру и поэтому могут описываться единым математическим аппаратом гиперболических (негауссовых) распределений. Сегодня обозначено большое количество объектов в разных областях, которым свойственен степенной (гиперболический) закон распределения. Это обстоятельство позволило математикам выдвинуть парадоксальную гипотезу, что в основе эволюции лежит не множество и разнообразие видов, а закон их распределения внутри соответствующего сообщества[17].

В литературе по трансдисциплинарности набольшее распространение получила классификация направлений (видов) трансдисциплинарности, предложенная бельгийским исследователем Э. Джаджем. В такой классификации существует пять видов трансдисциплинарности. Трансдисциплинарность-0 использует иллюстративный потенциал метафоры и образного языка. Поэтому этот вид трансдисциплинарности часто используется такими формами духовной деятельности человека, как философия, искусство, религия, а также теми научными дисциплинами, которые имеют интересы в «пограничных», с этими формами духовной деятельности, областях. Трансдисциплинарность-1 основывается на формальной взаимосвязи научных дисциплин. При этом специалисты из различных научных дисциплин демонстрируют толерантность (терпимость) и доверие к частным выводам по комплексному исследованию объекта. Поэтому трансдисциплинарность-1 часто используется в работе экспертных групп, определяя тем самым свою принадлежность к интердисциплинарности и мультидисциплинарности. Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Приверженцы Трансдисциплинарности-2 считают, что исследование только физической сути объекта, без учёта его ментального (духовного) уровня, не позволит составить о нём полное представление. Трансдисциплинарность-3 использует генеральные метафоры, имеющие фундаментальное познавательное значение. Примером таких метафор может служить утверждение: «Вселенная, самая большая из известных науке систем». Это позволяет говорить о том, что именно трансдисциплинарность-3 способствовала становлению и развитию системного подхода, его концепции, терминологии и методологии. Трансдисциплинарность-4 использует трансдисциплинарную (универсальную) картину мира, основанную на философских предпосылках единоцентризма. В такой картине мир выступает в роли Единой упорядоченной среды. Объекты любого уровня действительности являются её естественными фрагментами. В этом случае, системой является не сама Вселенная, а порядок, обусловливающий единство её фрагментов. Такая картина мира позволяет исследовать каждый объект, на любом уровне действительности применяя одни и те же методологические приемы в виде универсальных трансдисциплинарных моделей этого порядка. Трансдисциплинарные модели пространственной, временной и информационной единицы порядка составляют основу методологии трансдисциплинарности-4, которая оформлена в виде самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает координацию дисциплинарных знаний на основе общего аксиоматического подхода так, как изначально представляли себе трансдисциплинарность Ж. Пиаже и Э. Янч. Эта дисциплина (трансдисциплинарность-4) обладает всеми необходимыми атрибутами, позволяющими ей присутствовать в системе высшего образования и использоваться в решении сложных многофакторных проблем природы и общества[18].

Каждая форма трансдисциплинарности имеет свои недостатки и преимущества, проявляющиеся при решении конкретных проблем. Однако очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности, позволила считать её, одним из основных способов решения проблем XXI века. Об это свидетельствует текст «Всемирной декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры». Статья 5 и статья 6, данной Декларации, содержат рекомендации – поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества[19].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: