Психоанализ и неофрейдизм.




Психоаналитическая философия по своим методоло­гическим установкам и принципам представляет собой характерную и распространенную форму биологистского подхода к общественным явлениям, которая оказы­вает широкое влияние на буржуазную философию истории, эстетику, социологию, политологию и т. д. Совре­менные разновидности психоанализа, или фрейдизма, представляют собой антропологистскую трактовку чело­века, согласно которой определяющими факторами его поведения (а также культурно-исторического процесса в целом) являются коренящиеся в самой человеческой природе и не подвергающиеся историческому изменению инстинктивные силы и побуждения.

Согласно фрейдизму, структура личности включает три компонента. Это область бессознательного, или оно, — самое глубокое основание естественно-инстинк­тивных влечений, включающих в себя, прежде всего эрос, или инстинкт жизни, и его протагониста — ин­стинкт разрушения и смерти танатос. Далее, это созна­тельный компонент психики, собственно Я, которое пы­тается согласовать бессознательные влечения человека с требованиями внешней среды, общества. Наконец, это интериоризированные требования общества, обретающие форму совести, моральной цензуры, ценностных норм,— так называемое сверх-Я.

Бессознательное, согласно фрейдизму, является ведущим и асоциальным началом. Психоаналитики считают, что с точки зрения современной биологии оно должно быть отнесено к гено­типу, поскольку в основе своей является наследуемым комплексом инстинктов. В силу этого оно не поддается преобразованию под воздействием социальных факто­ров. Напротив, оно автономно и само является ведущим фактором человеческого поведения.

Для объяснения механизма взаимодействия челове­ка и общества сторонники фрейдизма выдвинули две концептуальные схемы: «принцип удовольствия» и «принцип реальности».

Постоянное столкновение принципов «удовольствия» и «реальности» порождает в Я невротическое состоя­ние, угнетающее человека и чреватое опасностью резко негативной реакции либидо на социальные запреты. Исторически неврозы возникали со становлением циви­лизации как последствия табу на инцест, каннибализм, убийство соплеменника. Самые ранние социальные за­преты — не достояние истории, они действуют и сегод­ня, негативно влияя на психическое здоровье. «Влече­ния и желания, изнывающие под игом этих запретов, рождаются заново с каждым ребенком,—писал Фрейд, — существует класс людей, невротики, которые уже на эти лишения реагируют антисоциально».

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек по Фрейду, — это, прежде всего эротическое существо управляемое бессознательными инстинктами.

Как видно, истоки социального, в том числе духовного творчества, человека сводится к биологическим механизмам его жизнедеятельности.

Один из ведущих неофрейдистов, Э. Фромм, попы­тался представить человека как результат взаимодей­ствия психобиологических и общественно-исторических факторов. Однако устранить биологистские пороки тео­рии Фрейда ему не удалось. Дело в том, что Фромм ис­ходит из тех же посылок. Несмотря на стремление уси­лить значение социальной среды в формировании чело­века, даже что-то позаимствовать из марксизма (он оперирует такими понятиями, как «общественные от­ношения», «базис», «надстройка»), Фромм не преодолел изначального разрыва между личностью и обществом. Человек сохраняет у него фрейдистскую трехчленную структуру психики, продолжает оставаться носителем неизменных свойств и потенций, которые социальная среда может лишь реализовать, выявить или заблокиро­вать. По Фромму, человеку противостоит общество, ог­раничивающее свободную игру инстинктов требования­ми социальной дисциплины, и, поскольку человек жи­вет в обществе и только в нем удовлетворяет свои жиз­ненные потребности, он вынужден принимать репрес­сивные условия существования, ограничивая свою свободу.

Человек по Фромму, биологически не приспособленный индивид, следствием чего является его социальное развитие.

Вопрос о научной несостоятельности биологизаторских концеп­ций должен рассматриваться в плане претензий не только на описание того, что есть человек, но и на обоснование опреде­ленной программы социальных действий — будь то оправдание и защита существующих в данном обществе порядков, либо подчинение и даже истребление «менее приспособленных» пред­ставителей человечества и т. п.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: