Правовой статус человека и гражданина в Грузии.




РЕФЕРАТ

На тему

«Государственное устройство Грузии»

Выполнил:

студент 3 курса д/о

группы 1117БО6

Макаров А.А.

Проверил:

старший преподаватель

кафедры конституционного и

муниципального права

Григорьев А.А.

 

г. Нижний Новгород

2020 г.

Содержание

Введение;

1. Правовой статус человека и гражданина в Грузии.

2. Территориальное устройство Грузии;

3. Центральные органы власти Грузии;

2.1Парламент;

2.2 Президент;

2.3Правительство Грузии;

4. Местное самоуправление;

5. Судебная система;

6. Политические партии;

Заключение;

Список используемой литературы.

 


 

Введение

Государственность и политико-правовая культура Грузии формировались в течение нескольких тысячелетий. Грузины - один из немногих народов древней цивилизации, кто смог сохранить и развить собственную государственность в продолжительные периоды истории. Христианство в Грузии начало распространяться в I в. н.э., а в 373 г. царь Картли Мириан объявил его государственной религией.

Разработчики Конституции 1921 г. учли как опыт конституционного развития различных стран мира, так и политические, исторические, демографические, культурные и другие особенности, свойственные грузинской действительности. Примечательна форма правления, закрепленная в ней (республика без главы государства - его функции распределены между однопалатным парламентом и премьер-министром), заслуживают внимания отдельные главы о социальных и экономических правах, о правах национальных меньшинств, об автономии и др.

Трудно сказать, как бы работала эта в некотором смысле романтическая Конституция. Спустя четыре дня после ее принятия, т.е. 25 февраля 1921 г., 11-я Красная Армия вошла в Грузию, страна стала "советской" и "социалистической", а действие первой грузинской Конституции по решению убывающего в эмиграцию законного правительства Грузии было приостановлено.

В Грузинской ССР было принято четыре конституции - 2 марта 1922 г., 4 апреля 1927 г., 13 февраля 1937 г. и 15 апреля 1978 г.

Особая активность конституционного правотворчества наблюдается в конце 80-х - начале 90-х гг., чему в значительной степени способствовали процессы "перестройки", подъем национально-освободительного движения в Грузии, распад СССР, объявление независимости Грузии. В 1990-1991 гг. были внесены существенные изменения в Конституцию ГССР 1978 г., в январе 1992 г. принят Закон "О государственной власти".

В феврале-марте 1993 г. Парламент Республики Грузия принял постановление о создании Государственной Конституционной комиссии, избрал ее председателем Э.А.Шеварднадзе и утвердил Положение о Государственной Конституционной комиссии. Более двух лет продолжалась работа Государственной конституционной комиссии. За это время более или менее детально было обсуждено 12 проектов, представленных научными учреждениями, политическими партиями, общественными организациями и частными лицами.

1 июля 1995 г. Государственная конституционная комиссия одобрила проект, представленный редакционной группой во главе с Э. А. Шеварднадзе, и передала его для обсуждения в Парламент, который 24 августа 1995 г. принял шестую Конституцию страны.

Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. имеет в принципе традиционную классическую внутреннюю структуру и состоит из преамбулы, основной части и переходных положений. В процессе разработки отдельных проектов Конституции изучались различные приемы и виды структуризации, предлагалось деление текста на части, разделы, параграфы и т.д.

В окончательном виде Конституция содержит краткую преамбулу, девять глав (109 статей). Все главы имеют свои заголовки, статьи и составляющие их пункты пронумерованы арабскими цифрами, а подпункты озаглавлены в алфавитном порядке. Заметно отсутствие в Конституции глав о государственно-территориальном и административно-территориальном устройстве, а также местном управлении и самоуправлении. Разработчики и учредители Основного закона не "забыли" про эти важнейшие конституционные сегменты.

На стадии разработки в различных модификациях предлагались оба классических варианта (унитарное и федеративное государство) государственно-территориального устройства, а вопрос о местном самоуправлении, подобно Конституции 1921 г., предполагалось урегулировать в отдельной главе. В Государственной конституционной комиссии большинство склонялось к необходимости предусмотреть будущие основы федеративного устройства, однако эта идея не получила общественной поддержки. Одна часть общества (преимущественно научная и творческая интеллигенция) полагала, что федеративное государственное устройство заложит "мины замедленного действия" под фундамент единого грузинского государства, даст возможность внешним силам играть на сепаратистских струнах некоторых субъектов будущей федерации. Представители этой части общества предлагали строить государство на основе принципов регионализма, предоставив особые права Абхазии, Аджарии и Цхинвальскому региону. Меньшинство в Государственной конституционной комиссии (часть парламентариев и юристов), намекая на заслуги в деле объединения двух немецких государств Председателя ГКК Э.Шеварднадзе, требовало поддержать идею создания на грузинской земле новой ФРГ, на этот раз Федеративной Республики Грузия. По их мнению, Грузия всегда была территориально сложным государством (историческая предпосылка), а кроме того, единственным мирным путем разрешения конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе явилась бы сплошная федерализация страны (политическая предпосылка).

Вариации предполагаемой федерации имели достаточно широкий спектр - от асимметричной федерации (Абхазия и Аджария - республики, Тбилиси - федеральный столичный округ, остальные субъекты получают статус краев - мхаре) до федерации, в которой все субъекты (их число варьировалось от 5 до 15) будут равноправны. Несмотря на попытки использовать федеративную идею в качестве основы урегулирования конфликтов, утверждения, что федерация это не просто разграничение полномочий, а образ жизни, предполагающий полицентрическую (т.е., по их мнению, самую демократичную) систему принятия решений, Парламент отказался от идеи немедленного фиксирования своей позиции. Раскол общественного мнения, малоэффективность федерализации на переговорах с сепаратистскими силами - вот основные причины того, почему Парламент отказался включить в текст Конституции главы о государственно-территориальном устройстве и местном самоуправлении и предпочел занять в этом вопросе "позицию умолчания".

В качестве стратегической цели конституционного развития страны в преамбуле Основного закона провозглашаются такие общечеловеческие ценности, как "утверждение демократического общественного строя, экономической свободы, социального и правового государства, обеспечение общепризнанных прав и свобод человека". В процессе работы над проектом важная роль отводилась первой главе, в которой мыслилось закрепить принципиальные основы конституционного строя. В окончательном варианте замысел осуществить не удалось, поскольку депутаты решили зафиксировать в нем несколько моментов и конкретно-политического свойства. Глава начинается со слов "Грузия - независимое, единое и неделимое государство", что как бы исключает все формально-юридические возможности возврата к СССР. Конституция заявляет, что, несмотря на приостановление распространения юрисдикции центра в некоторых регионах, территориальная целостность Грузии по состоянию на 21 декабря 1991 г. не может быть подвергнута сомнению, поскольку она признана "мировым содружеством государств, а также международными организациями". Анализ ст. 2, 3, 4, 8, 73 и др. дает основание предполагать, что существуют заранее заданные параметры этого конституционного закона.

Правовой статус человека и гражданина в Грузии.

Разработчики Конституции, обсуждая структуру главы, последовательность расположения прав и свобод, сочли содержание прав и свобод наиболее приемлемым классификационным признаком. В некоторых случаях отступали от этого правила по причине необходимости закрепления гарантий прав и обязанностей, а также возможностей их ограничения.

Традиционно первыми в Конституции излагаются личные (гражданские) права. По мысли создателей Конституции, они призваны гарантировать свободу личности и защиту от посягательств государственных структур или физических лиц.

С некоторой долей условности к личным (гражданским) правам в Конституции Грузии можно отнести: право на жизнь, право на свободное развитие личности, право на свободу, неприкосновенность личности, чести и достоинства человека, охрана личной жизни, неприкосновенность жилища и других владений человека, его рабочего места, личных записей, переписки, переговоров по телефону или с использованием других технических средств, а также полученных с помощью технических средств уведомлений, свобода совести и вероисповедания, свобода передвижения и свобода выбора места жительства.

Конституционные положения, охраняющие жизнь, свободу и достоинство личности, получили свое дальнейшее законодательное развитие.

Перечисленные выше права и свободы принадлежат всем лицам, проживающим в Грузии, поэтому в качестве субъекта этих прав и свобод называются "все люди", "человек", "каждый", "каждый человек".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: