Счет — 1--10 — медведь, лиса, заяц.





Тема.


Зaнятие 8

Род имен существительных


Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных путем соотнесения с притяжательными местоимениями мой, моя, мое и количественными числительными один, одна, одно.

2. Составление предложений по 3 опорным знакам (предметная картинка,
цифровая карточка, данный глагол).

3. Упражнение в различении и употреблении глаголов надевать и одевать.

Оборудование: Предметные картинки: пальто, платье, шуба, костюм, рубашка,

кофта, шарф, майка, плащ, халат; валенки, сапоги, туфли, тапки, сандалии, калоши; мужские шляпы, кепки, шапки, панамы, дамская шляпка. Демонстрационная карточка с цифрой 1.

План занятия

I. Припоминание и называние зимней одежды, зимней обуви, зимних головных уборов (сложная инструкция).

II. Подбор картинок к притяжательным местоимениям мой, моя, мое.

1. Проговаривание картинок, обобщение (пальто, платье, костюм, шуба, кофта, рубашка, шарф, майка, плащ, халат).

2. Подбор картинок, проговаривание словосочетаний существительного с притяжательным прилагательным в следующей последовательности:

мое — мой — моя —

III. Составление предложений со словом покупать по индивидуальным картинкам и карточке с цифрой 1.

Образец: Соня покупает одну шубу.

IV. Физкультминутка.

V. Игра на развитие внимания и памяти «Что с чем поменяли местами?» (валенки, сапоги, калоши, ботинки, туфли, тапочки, кеды, сандалии):

а) обобщение предметов;

б) игровые действия.

VI. Игра «Разделим пары» — закрепление (правильное употребление) рода существительных (1 туфля, 1 шапка, 1 сандалия, 1 сапог, 1 калоша, 1 валенок).

VII. Игра на развитие памяти «Запомни, назови, положи картинки»:

а) обобщение;

б) игровые действия.

VIII. Спряжение по образцу — закрепление употребления и различение глаголов надевать -- одевать:

Одевать малыша на прогулку;

Одевать младшего братишку;

Одевать куклу;

 


Надевать зимнее пальто;

Надевать осенний пиджак;

Надевать летний костюм;

IX. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «4-й лишний».

2. Игра «Подбери признаки» (одежда, обувь, головные уборы).

3. Игра «Подбери предметы» (осеннее, - яя, - ий; зимний, - яя, - ее; летний, - яя, - ее; детский - ая, - ое).

4. Игра «Назови ласково» («Большой-маленький»).

5. Счет — 1--10 (туфля, сапог, кед, сандалия...).

6. Спряжение (надевать меховую шубу, цветную панаму; одевать малыша).


Тема.


Занятие 9 Понятие ПРИЗНАК


Цель: 1. Знакомство с понятием признак. Соотнесение с вопросами какой? какая? какое?

2. Подбор признаков к предметам с помощью вопросов.

3. Выделение признаков с помощью вопросов в отрывках из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.

Оборудование: Серии предметных картинок:

от младенца до старушки; от младенца до старичка.

Сюжетная картина «Семья».

Текст «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.

План занятия

I. Называние членов своей семьи. Уточнение, что это предметы (живые) и отвечают на вопрос кто? Подбор действия к каждому предмету.

II. Сообщение о том, что кроме слов-предметов (отвечают на вопросы кто? что?) и слов-действий (отвечают на вопрос что делает?), есть еще слова-признаки (отвечают на вопросы какой? какая? какое?).

Любимая мама (какая?)любимаяпризнак.

Строгий папа (какой?)строгийпризнак.

Маленькое дитя (какое?)маленькое — признак.

III. Игра «Расставим картинки по возрасту людей»:

а) от девочки до бабушки (старушки) — I полоска;

б) от мальчика до дедушки (старичка) — II полоска;

в) постановка вопросов и ответы на них (к картинкам на I полоске вопросы задает логопед, на II — по аналогии дети).

Вопросы к серии предметных картинок:

Кто здесь самый маленький?

 


Кто молодой?

Какая девочка?

Какая женщина?

Какая бабушка?

Кто большой?

Кто взрослый?

Кто самый старший?

Кто самый младший?

Упражнение в развитии логического мышления, диалогической речи, употреблении признаков.

IV. Отгадывание персонажей сюжетной картины «Семья» по данным признакам.

1. Рассматривание картины, называние членов данной семьи, уточнение, что это предметы (живые).

2. Отгадывание членов семьи по данным признакам:

заботливая, трудолюбивая, самая красивая

сильный, строгий, большой

добрая, ласковая, старенькая

маленький, забавный, веселый

старый, мудрый, серьезный

грамотная, старательная, аккуратная

V. Физкультминутка.

VI. Подбор признаков к предметам (с помощью вопросов):

а) знакомым по предыдущему упражнению:
мамадедушка

Папа — младший брат —

Бабушка — старшая сестра —

Б) ученик —

Ученица —

Воспитательница —

Учительница —

В) квартира — крыльцо —

Дом — забор —

Двор — дверь —

Лестница — потолок —

VII. Выделение признаков в отрывках из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» с помощью вопросов. Узнавание сказки по отрывкам.

В синем небе звезды блещут, (В каком небе?)

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет...

 

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом...


Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет...

 

Лишь ступил на двор широкий — Что ж?

Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех...

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Подбери признаки».

2. Игра «Отгадай предмет по признакам».

3. Игра «Запомни, повтори» (по 4 признака к предмету).

4. Выделение признаков из сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке». Заучивание признаков.

Занятие 10

Тема. Признаки предметов, выраженные прилагательными

Цель: 1. Закрепление понятия признак.

2. Согласование признаков-прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

3. Подбор признаков к предметам из литературных текстов и добавление из личного опыта.

Оборудование: Демонстрационные игрушки: разноцветный резиновый мяч, плюшевый и резиновый мишка (2 размеров), кубик, матрешка. Текст стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». Текст сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

План занятия

I. Подбор каждым ребенком признаков к предмету (кубик или матрешка), исключая повторение.

II. Подбор признаков к мячу из стихотворения С. Я. Маршака «Мяч».

1. Чтение (желательно наизусть) логопедом стихотворения «Мяч» С. Я. Маршака.

2. Выделение признаков к мячу из текста этого стихотворения {веселый, звонкий, желтый, красный, голубой).

3. Добавление из личного опыта детей (рассматривание и действия с мячом): круглый, резиновый, упругий, мягкий, пустой внутри, прыгучий, большой (маленький).

III. Подбор признаков к мишке.

1. Припоминание и проговаривание стихотворения:

Мишка милый, Весь из плюша

Мишка славный, Мишка сшит,

Неуклюжий и забавный. Ватой пышною набит.

 


2. Выделение из текста признаков к мишке: милый, славный, неуклюжий, забавный.

3. Выделение (образование) не названных в тексте признаков:

Какой мишка, если он сшит из плюша?Плюшевый.

Какой мишка, если он набит ватой?Набитый ватой, ватный.

4. Дополнение признаков из личного опыта (рассматривание двух мишек):

большой (маленький), толстый, коричневый, резиновый, мягкий, красивый, пушистый.

IV. Физкультминутка.

V. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

VI. Подбор признаков к предметам (по содержанию сказки).

Рыбка — золотая, добрая, справедливая.

Старуха — злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Старик — добрый, трусливый, безвольный, ленивый.

Землянка — ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

VII. Игра «Потерялись слова» — добавление признаков-прилагательных в отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Жил старик со своею старухой

У самого {синего) моря;

Они жили в {ветхой) землянке

Ровно тридцать лет и три года...

 

Вот прошел он к {синему) морю.

Стал он кликать {золотую) рыбку...

 

Он в другой раз закинул невод —

Пришел невод с травой {морскою)...

 

Как взмолится (золотая) рыбка!

Голосом молвит {человечьим)...

 

Глядь: опять перед ним землянка.

На пороге сидит его старуха,

А пред нею {разбитое) корыто...

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Подбери признаки».

2. Игра «Подбери предметы к признакам».

3. Чтение сказок А. С. Пушкина.

4. Подбор признаков к героям сказок А. С. Пушкина.

5. Заучивание отрывков-рефренов из сказок А. С. Пушкина.


Занятие 11

Тема. Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина с опорой на серию картинок

Цель: 1. Знакомство с А. С. Пушкиным.

2. Развитие логического мышления.

3. Развитие диалогической речи.

4. Обучение краткому пересказу отрывка с опорой на иллюстрации.

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина на доске.

Текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Серия иллюстраций к отрывку из сказки (заканчивается новой избой).

Предметные картинки: старик, старуха, невод, рыбка, прялка, корыто,

землянка, изба.

План занятия

I. Припоминание и называние героев сказок А. С. Пушкина. II. Слово логопеда об А. С. Пушкине.

III. Чтение логопедом «Сказки о рыбаке и рыбке» (желательно наизусть).

IV. Беседа по содержанию сказки с целью усвоения главной мысли поэта:

О ком эта сказка? Назовите персонажей сказки. Кто из персонажей вам нравится? Почему? Кто не нравится? Почему? Как наказана старуха? За что золотая рыбка наказала старуху? А старик наказан или нет? Давайте подумаем, кто бы мог больше всех нравиться самому поэту?

V. Повторное чтение отрывка из сказки (для пересказа).

VI. Беседа с целью усвоения сюжета отрывка:

Где жили старик со старухой? Сколько лет они жили в ветхой землянке? Чем занимался старик? Чем занималась старуха? Сколько раз старик закинул в море невод? С чем пришел невод 1-й, 2-й, 3-й раз? Какое случилось чудо? Как поступил старик? Что сказал он золотой рыбке? Перескажите его рассказ старухе о чуде. Как старуха забранила старика? Куда пошел старик? Что он попросил у рыбки? Обрадовалась ли старуха корыту? Что потребовала старуха после получения корыта?

VII. Работа с серией иллюстраций к отрывку — «Расставь по порядку» (расстановка в соответствии с сюжетом).

VIII. Третье чтение отрывка с делением его на части в соответствии с иллюстрациями.

IX. Отгадывание по отрывкам — «Отгадай, кто это» — какому персонажу принадлежат слова:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе»...


«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось»...

 

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто»...

X. Пересказ отрывка по цепочке с опорой на предметные картинки.

XI. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Чтение сказки.

2. Заучивание повторяющихся выражений.

3. Пересказ последующих отрывков.

4. Игра «Назови признаки» (старика, старухи, рыбки).

5. Игра «Отгадай, кто это» (по отрывку).

6. Рисование иллюстрации к сказке.

Занятие 12

Тема. Относительные прилагательные

Цель: 1. Словообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал.

2. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде,
числе и падеже.

3. Развитие диалогической речи.

Оборудование: Предметные картинки: бобры, Дед Мороз, поросята Ниф-Ниф и Наф-Наф; бревенчатый дом, ледяной дом, соломенная хижина, каменный дом.

План занятия

I. Припоминание названия жилища старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке», подбор признаков (сложная инструкция).

II. Словообразование относительных прилагательных, обозначающих материал, с использованием лексики «Сказки о рыбаке и рыбке».

Почему жилье старика и старухи называлось землянкой? (Находится в земле.) — Его можно назвать земляным домом.

Рыбка дала старухе избу из бревен. — Ее можно назвать бревенчатая изба.

На избе труба из кирпича.Какая труба на крыше избы?

Кирпичная.

Ворота перед избой из дуба.Какие они?Дубовые.

Царские палаты (дворец) из белого камня.Какие палаты (дворец)?

Белокаменные.

Шапка (кичка) у старухи-дворянки из парчи.Какая кичка у старухи?

Парчовая.


Душегрейка (жилет) из соболей.Какая душегрейка?Соболья.

III. Игра «Кто какой построил дом?» — упражнение в словообразовании относительных прилагательных с опорой на предметные картинки.

Бобры строят плотину и дом из бревен — бревенчатую плотину, бревенчатый дом.

Дед Мороз строит мосты и дом изо льдаледяные мосты, ледяной дом. Ниф Ниф смастерил себе хижину из соломы — соломенную хижину. Наф-Наф построил дом из камней — каменный дом, а дверь сделал из дуба — дубовую дверь.

IV. Упражнение в употреблении косвенных падежей существительных с прилагательными в диалогической речи (полные ответы на вопросы):

В каком доме живете вы?

Почему ваш дом называется каменным (деревянным, панельным, блочным, кирпичным)?

V. Физкультминутка.

VI. Игра «Эхо» — закрепление словообразования относительных прилагательных.

Дворец из белого камня

Дом из кирпича

Дом из блоков

Дом из панелей

Ворота из железа

Ворота из дуба

Шалаш из соломы

Бассейн из мрамора

Памятник из бронзы

Фигурка из воска

Набережная из гранита

Скульптура из гипса

Дворец из железа и бетона

Посуда из глины —

VII. Счет — 1--10 — каменный дом, ледяная избушка, соломенная хижина и т. д. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе,
падеже.

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Внимательно рассмотреть дома на своей улице.

2. Игра «Эхо» (словообразование относительных прилагательных).

3. Счет — 1--10 — мраморная лестница, дубовая дверь и т. д.

4. Уметь назвать, какая лестница, какие перила, какая дверь, какая крыша, какие стены в вашем доме.

5. Инсценирование сказки «Три поросенка».


Занятие 13

Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам

Цель: 1. Закрепление словообразования и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал.

2. Закрепление образования и употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, заяц, собака, медведь, петух;

избушка лубяная, избушка ледяная.

Текст русской народной сказки «Заюшкина избушка». Иллюстрации к сказке.

План занятия

I. Придумывание признаков к предметам (заяц, лиса) — сложная инструкция.

II. Чтение (рассказывание) логопедом сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный текст) с показом иллюстраций.

III. Беседа по содержанию:

Какую избушку построила лиса? Почему она называется ледяная? Какую избушку построил зайка? Она из луба, поэтому лубяная. Какая беда случилась с зайчиком? Как можно назвать поступок лисы? Кто хотел помочь зайчику? Почему собака и медведь не помогли ему? Кто же зайчику помог выгнать лису? Почему петуху это удалось? Сколько раз он спел свою песенку лисе? Какая это песенка, ласковая или грозная? Кто из персонажей вам понравился? Почему? Давайте назовем их ласково.

IV. Игра «Назовем ласково».

Заяц — зайка, зайчик, заинька, заюшка.

Петух — петушок, Петенька.

V. Подбор признаков к персонажам сказки по их поступкам.

Собака — трусливая.

Медведь — трусливый.

Петух — храбрый, смелый, бесстрашный.

Заяц — трудолюбивый, слабый.

Лиса — хитрая, нахальная, коварная.

VI. Заучивание песенки петуха:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

VII. Повторное рассказывание сказки логопедом.

VIII. Пересказ сказки по цепочке с опорой на предметные картинки.


IX. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Рассказывание сказки родителям.

2. Рисование иллюстрации к сказке.

3. Игра «Эхо» («Что из чегокакое?»):

дворец, дом Деда Мороза, изба лисы, стены, мост изо льда — ворота, дом, изба, мебель (стол, шкаф, стул) из дуба —

4. Игра «Назови ласково» (заяц, петух, лиса, изба...).


Тема.


Занятие 14 Относительные прилагательные


Цель: 1. Словообразование и употребление относительных прилагательных от существительных, обозначающих овощи, фрукты.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Упражнение в употреблении предлогов В, ИЗ.

Оборудование: Муляжи: яблоко, груша, слива, абрикос, персик, апельсин, вишня,

лимон, банан; свекла, картофель, огурец, помидор, тыква, морковь, капуста.

Демонстрационные предметы: корзина, ваза, стеклянный стакан, глиняный кувшин, металлическая кружка, фаянсовая чашка, бумажный стаканчик...

Предметные картинки: девочка, мальчик.

План занятия

I. Игра «Соберем овощи в корзину, фруктыв вазу» (дети, выполняя игровые действия, проговаривают фразу в соответствии с демонстрируемым действием и предлогом В).

И. отгадывание загадок (картинки-отгадки выставляются на панно). Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

(Капуста)

Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

(Слива)

На сучках висят шары, покраснели от жары.

(Яблоки)

Как на нашей грядке выросли загадки, крепкие, зеленые, хороши соленые.

(Огурцы)

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.

(Свекла)

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (картошка).

 


III. Игры на развитие внимания и памяти:

«Что с чем поменяли местами?», «Что добавилось?» (груша, вишня, апельсин, персик, абрикос, помидор, тыква и т. д.).

IV. Игра «Приготовим сок для Сони и Сани» — упражнение в словообразовании относительных прилагательных и составлении с ними предложений с предлогом ИЗ по образцу.


Для Сони сок из фруктов

из яблокяблочный;

из грушгрушевый;

из вишенвишневый;

из сливсливовый;

из апельсиновапельсиновый;

из персиковперсиковый;

из абрикосовабрикосовый.


Для Сани из овощей

из морковиморковный;

из свеклысвекольный;

из картофелякартофельный;

из помидоровтоматный;

из огурцовогуречный;

из капустыкапустный;

из тыквытыквенный.


Образец: Я приготовлю для Сони из абрикосов абрикосовый сок. Я приготовлю для Сани из помидоров томатный сок.

V. Физкультминутка.

VI. Игра на дифференциацию «В саду или в огороде».

VII. Игра «Напоим соком Соню и Саню» — упражнение в употреблении в речи творительного падежа существительных и прилагательных с предлогом ИЗ:

а) припоминание, кто какой и кому «приготовил» сок;

б) выбор посуды для сока на столе у логопеда;

в) составление предложений по образцу.

Образе: Я напою Соню абрикосовым соком из глиняного кувшина.

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «IV лишний».

2. Игра «Приготовим сок».

3. Игра «Подбери предметы к признакам» (апельсиновый, апельсиновая, апельсиновое, тыквенный, тыквенная, тыквенное и т. д.).

4. Игра «Что с чем поменяли местами?»

5. Игра «Назови признаки» (яблоко, вишня, помидор, огурец...).


Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи (II период)

 

Мее. Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа Лексико-грамматические игры и упражнения Оборудование
Д е к а б р ь   Звук П Выделение последнего глухого согласного П. Звуковой анализ, составление схем об­ратных слогов АП, ОП, УП, ИП, ЫП — игра «Живые звуки». Деление слов на слоги — игра «Проша­гаем слова». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (сно., глу., хло., то., сто., су., пото., тулу.) Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам покупать, поливать, петь, пить, пугать. Преобразование глаголов 3 лица ед.ч. наст, времени во мн. число. Подбор парных сюжетных картинок — «Най­ди пару» Предметные картинки: панамы, павлин, паук, попугай, липа, пальто, пальма, тополь, плита, тюльпаны, кепки, тапки. Сюжетные картинки (парные): Девочка поет. Девочки... Девочка пьет сок. Девочки... Мальчик поливает каток. Мальчики... Мальчик поливает тюльпаны. Мальчики... Мальчик покупает лимоны. Дети... Утка плавает. Утки... Дельфин плавает. Дельфины... Девочка подметает. Дети... Паук плетет паутину. Пауки... Наборы для составления схем
  Звук Т Звуковой анализ, преобразование, состав­ление схем обратных слогов AT, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ— игра «Живые звуки». Деление слов на слоги — игра «Телеграф». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ко., ки., бан., бин., лиф., хобо., биле., буке., бале., паке., кюве., хвое, мое, кус.) Составление предложений по предметным картинкам по об­разцу. Упражнение в согласо­вании колич. числительных один, одна, два, две с суще­ствительными в роде. Подбор слов со звуком Т к сюжетной картинке Предметные картинки: кот, кит, бинт, бант, букет, билет, бегемот, лифт, хобот, мак, паук, банан (упр. V), мост, хвост, танк, туфли, тапки, тыква, утка, ветка, петух, конфета, кофта, батон, тахта, плита, автомат (упр. VIII). Сюжетная картинка «Дети лепят...». Наборы для составления схем. Карточки с цифрами 1,2
  Звук К Звуковой анализ, составление схем об­ратных слогов АК, ОК, УК, ИК, ЫК — игра «Живые звуки». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ма., вени., вено., като., бы., бу., то., индю., тан., бан. и т.д.) Составление предложений по предметным картинкам по об­разцу с отрицательным словом нет. Упражнение в употребле­нии родит, падежа ед. числа без предлога и с предлогом У. Подбор слов со звуком К к сю­жетной картинке Предметные картинки: кони, кот, танк, индюк, мак, венок, кухня, кубик, конфета, окно, гамак, веник, утка, кофта, туфли, майка, клюква, губка, Катя, Коля, панамы. Сюжетная картинка «Котята». Наборы для составления схем

 

 

 

Мес. Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа Лексико-грамматические игры и упражнения Оборудование
Праздники, забавы, развлечения — каникулы
Январь   Звуки К—Т Выделение последнего глухого согласного в словах — игра «Эхо» (бант, мак, кот, ве­нок, лифт...). Звуковой анализ, преобразование обрат­ных слогов, составление схем — игра «Жи­вые звуки» Упражнения в употреблении родит, падежа мн.числа су­ществительных. Составление предложений по предмет­ным картинкам со словом много. Упражнение в поста­новке вопросов Предметные картинки: кони, кот, мак, бинт, кухня, окно, майка, венок, туфли, батон, бант, петух, плита, Таня, Коля. Наборы для составления схем. 2 панно
  Звуки п—т Выделение последнего глухого согласного в словах — игра «Эхо» (сноп, балет, тулуп, бинт...). Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Преобразование обратных слогов в пря­мые, составление схем — игра «Живые зву­ки» Договаривание предложений по сюжетным картинкам на предлоги на, под. Составле­ние предложений по 1 опор­ным предметным картинкам с предлогами на, под Предметные картинки: тахта, батон, конфеты, туфли, панамы, павлин, кот, пауки, стол, стакан, тапки, попугай, пальма, мост, тыква, Поля, Толя. Сюжетные картинки: Стакан стоит на столе. Кот лежит на тахте. Мяч лежит под тахтой. Кот спит под скамейкой. Поля сидит на скамейке. Наборы для составления схем
  Звуки п-т-к Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Договаривание слов — игра «сЗакончи слово» (со., сту., биле., тулу....). Звуковой анализ, составление схем обратных и прямых слогов — игра «Живые звуки» Составление предложений с предлогами на, под по 2 опор­ным предметным картинкам Предметные картинки: туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфета, венок, мак (на панно); тополь, тахта, подоконник (на столе у логопеда). Наборы для составления схем. 2 панно

 

 

 

 

 

Мес. Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа Лексико-грамматические игры и упражнения Оборудование
Февраль   Звук X Выделение начального согласного X— игра «Эхо». Воспроизведение слоговых рядов (прямых и обратных). Деление слов на сло­ги — игра «Телеграф». Преобразование об­ратных слогов в прямые: АХ—ХА; ОХ—ХО. Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов —игра «Живые звуки» Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с су­ществительными. Составление сло­восочетаний притяжательных мес­тоимений и существительных. Счет — 1 <-»10 — яхта, кухня, петух Предметные картинки: хобот, ухо, муха, петух, охотник, мох, кухня, тахта, хлеб, яхта, кот, венок, хвост. Наборы для составления схем
  Звуки К—X Воспроизведение слоговых рядов с конфликт-ными звуками КА—ХА, ХО—КО. Преоб­разование слогов — игра «Наоборот». Зву­ковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАК, МОХ — игра «Живые слова». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ма., ме., пу., песо., пету., вено., возду....) Согласование количественных числительных один, одна, одно с существительными. Составление словосочетаний числительных один, одна, одно с существитель­ными. Договаривание предложе­ний по предметным картинкам — игра «Потерялись слова». Счет — 1 <-> 10 (1 <->5) — конь, муха, кухня Предметные картинки: конь, хобот, кот, книга, хвост, петух, мак, муха, окно, майка, ухо, кухня, паук. Наборы для составления схем. Карточка с цифрой 1
  Звук О Выделение гласного звука О под ударени­ем после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком О (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и т.д.) Звуковой анализ, состав­ление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда) Составление предложений по пред­метным картинкам со словом мно­го. Закрепление образования и употребления родит, падежа мно­жественного числа существитель­ных. Счет — 1 <-> 10 (1 <->-5) — двой­ка, окно Предметные картинки: дом, кот, кони, окно, пальто, венок, хобот, батон, сом, тополь, двойка, ноты, вагон, кофта, туфли, мох, вата, бинт, совы; заяц, лица, сапоги, тапки, тахта, стул,кресло. Наборы для составления схем
  Звук X' Преобразование слогов — игра «Наоборот» (ха-ха-ха -+ хя-хя-хя и т.д.) Деление слов на слоги— игра «Телеграф». Составление схем слогового состава слов Образование имен, падежа, мн. числа существительных — игра «Эхо». Договаривание предложе­ний — игра «Потерялись слова». Преобразование деформирован­ной фразы. Заучивание скорого­ворки Предметные картинки: муха, мухи, хек, петух, петухи, яхта, духи, хлеб, тахта, хатка, хобот, кухня, хвост. Мел, карандаши, листы бумаги
мес. Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа Лексико-грамматические игры и упражнения Оборудование
М А Р Т   Звук П' Преобразование слогов и слов (замена П—ГУ) — игра «Наоборот». Деление слов на слоги — игра «Прошагаем слова». Составление схем слогового состава слов Договаривание предложений — игра «Потерялись слова». Счет — 1 <-> 10 (1<->5) — песня, пень, опенок. Спряжение в настоящем времени по образцу или отражен­но: пилить пень Предметные картинки: панама, пион, павлин, пеликан, петух, пальто, паук, попугай, липа, пень, плита, пять, степь, пес, опята, пятка. Мел, карандаши, листы бумаги
  Звук Г Преобразование слогов и слов (замена Т—Т) — игра. «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов ТАК, ТИК — игра «Живые слова» Припоминание картинок на Т' — игра «Телефон». Договаривание пред­ложений по картинкам. Выделение слов со звуком Т' из рассказа «Ко­тята». Счет — 1<->10(1<->5) — коте­нок, утенок. Спряжение (отражен­но): тянуть сети Предметные картинки: сети, костюм, утюг, котята, паутина, туфли, тюльпаны, тень, утенок, телефон, утка, ботинки, кит, пять. Сюжетная картинка «Котята». Наборы для составления схем
  Звук К' Преобразование слогов (замена К-Кг) — игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, КИТ, ТИК — игра «Живые слова» Договаривание предложений по предметным картинкам после при­поминания картинок — игра «Поте­рялись слова». Спряжение по об­разцу: кинуть кепку (будущ. вр.), кипятить кофе в кофейнике (наст, вр.). Повторение скороговорки «Киска», выделение слов со зву­ком К' Предметные картинки: васильки, кеды, букет, кот, кит, маки, кепки, кубики, ботинки, пауки, тапки, коньки, валенки, охотники. Наборы для составления схем
  Звук Ы Выделение звука Ыпосле согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы: пы-ты-кы-хы ты-кы-хы-пы кы-хы-пы-ты хы-пы-ты-кы Звуковой анализ, составление схем слов ДЫМ, БЫК, СЫН Составление предложений по ин­дивидуальным предметным кар­тинкам и опорным словам. Обра­зование им.п. множ. числа суще­ствительных— игра «Эхо». Заучи­вание скороговорки «От топота копыт...», выделение из нее слов со звуком Ы Предметные картинки: дым, дыня, тыква, ягоды, билеты, бант, вагон, банты, вагоны, губы, панамы, буквы, тюльпаны, кот, коты, альбо­мы, лимоны, конфеты. Наборы для составления схем

 


Тема.


Занятие 1

Звук П


Цель: 1. Четкое произнесение звука П.

2. Выделение последнего глухого согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов.

4. Составление и преобразование простых нераспространенных предложений
с глаголами покупать, поливать, петь, пить, пугать в 3 л. настоящего
времени.

Оборудование: Предметные картинки: панамы, павлин, паук, попугай, липа, кепки,

пальто, пальма, тополь, плита, тюльпаны, тапки. Сюжетные картинки (парные) из пособия Т. Б. Филичевой и I-II

периодов.

Девочка поет. — Девочки поют.

Девочка пьет (сок). — Девочки пьют (сок).

Мальчик поливает (каток). — Мальчики поливают (каток).

Мальчик поливает (тюльпаны). — Мальчики поливают (тюльпаны).

Мальчик покупает (лимоны). — Дети покупают (лимоны).

Утка плавает. — Утки плавают.

Дельфин плавает. — Дельфины плавают.

Девочка подметает. — Дети подметают.

Паук плетет (паутину). — Пауки плетут (паутину).

Наборы для составления схем.

План занятия

I. Отгадывание звуков А, У, И по артикуляционной позе. П. Произнесение этих звуков — громкое, тихое, длительное.

III. Характеристика звуков А, У, И.

IV. Отгадывание изучаемого звука П после выделения из слов: сноп, стоп, хлоп, потоп, суп, тулуп.

V. Произнесение звука П логопедом, детьми хором и каждым ребенком индивидуально, наблюдение за звучанием и артикуляцией, характеристика: согласный, губной, глухой, твердый.

VI. Воспроизведение слоговых рядов:

АП-ОП-УП-ЫП ПА-ПО-ПУ-ПЫ

ОП-УП-ЫП-АП ПО-ПУ-ПЫ-ПА

УП-ЫП-АП-ОП ПУ-ПЫ-ПА-ПО

ЫП-АП-ОП-УП ПЫ-ПА-ПО-ПУ


VII. Игра «Живые звуки» - звуковой анализ обратных слогов, составление схем по следам анализа:


 


АП


УП


ИП


VIII. Игры на развитие внимания и памяти (8-9 картинок):

а) проговаривание слов по картинкам;

б) инструкции к играм;

в) игры: «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?»

IX. Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам — покупать, поливать, пугать, петь, пить:

а) повторное проговаривание картинок;

б) подбор имен: Таня, Поля, Катя — Поля;

Саня, Коля, Павлик — Павлик;

в) образец логопеда: Павлик пугает паука;

г) составление предложений детьми.

X. Игра «Найди пару» — составление и преобразование предложений по парным картинкам.

Образец: Дельфин плавает.Дельфины плавают.

XI. Прямой и обратный счет — 1--10 (1--5) — попугай, тапка.

XII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Воспроизведение слоговых рядов (см. VI).

2. Игра «Прошагаем слова» — деление слов на слоги.

3. Игра «Живые звуки» (см. VII).

4. Игра «Закончи слово» (сно., хло., то., су., тулу., пото., сто., ту.).

5. Игра «Эхо» (преобразование предложений — см. X).

6. Игра «Что с чем поменяли местами?»

7. Счет — 1--10 — попугай, тапка.


Тема.


Занятие 2

Звук Т


Цель: 1. Четкое произнесение звука Т.

2. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов.

3. Деление слов на слоги.

4. Составление предложений по предметным картинкам с числительными

один, одна, два, две; закрепление согласования с существительными в роде.

Оборудование: Предметные картинки: кот, кит, бинт, бант, билет, бегемот, лифт,

хобот, букет, автомат, мак, паук, банан (на панно); танк, туфли, тапки, тыква, утка, ветка, петух, кофта, батон, тахта, плита (на столах у детей).

Сюжетная картинка «Дети лепят... » (пос. Т. Б. Филичевой).

Наборы для составления схем.

Карточки с цифрами 1, 2.


План занятия

I. Припоминание изученных гласных и согласных звуков.

И. Знакомство со звуком Т:

а) выделение на слух из слов: хвост, торт, транспорт, парашют;

б) произношение звука Т логопедом, детьми (хором, индивидуально), наблюдение за звучанием и артикуляцией;

в) характеристика звука Т: согласный, глухой, твердый.

III. Воспроизведение слоговых рядов:

АТ-ОТ-УТ-ЫТ ТА-ТО-ТУ-ТЫ

ОТ-УТ-ЫТ-АТ ТО-ТУ-ТЫ-ТА

УТ-ЫТ-АТ-ОТ ТУ-ТЫ-ТА-ТО

ЫТ-АТ-ОТ-УТ ТЫ-ТА-ТО-ТУ

IV. Игра «Живые звуки» — звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов:

AT -- ОТ -- У



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: