Демографические прогнозы являются важным элементом комплекс-ного долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные демографи-ческих прогнозов.
Демографические прогнозы имеют, как иногда говорят, активный ха-рактер. Они позволяют не просто ограничиться определением будущих ха-рактеристик населения. Сравнивая полученные в результате перспективных исчислений величины и те параметры демографических процессов, которые можно выявить, определяется степень расхождения желаемых и возможных характеристик демографических процессов. Если такие расхождения велики, то общество может принять меры для ликвидации или уменьшения возмож-ных диспропорций этих процессов. Следовательно, демографические прог-нозы являются важным элементом в управлении общественными процес-сами. Они позволяют на основе знания перспектив его развития целенаправ-ленно воздействовать на развитие социально-экономических явлений, кор-ректировать их в необходимую для страны сторону.
История развития демографического прогнозирования во многом опре-делялась требованиями практики, потребностями правительств, различных государственных органов в данных о населении, пониманием роли демо-графического фактора в развитии общества, состоянием научных исследо-ваний в сфере экономики, статистики, математики.
Первоначальные попытки определения "демографического будущего" чаще всего сводились к определению на перспективу общей численности на-селения в условиях, когда темпы изменения численности и его возрастно-половая структура были в среднем на протяжении длительного периода прак-тически неизменными. Напомним, что в большинстве стран Западной Евро-пы, во всяком случае до начала XIX века, типичной была высокая рождае-мость и смертность и сравнительно стабильная возрастно-половая структура населения.
|
Демографические прогнозы исчисляются во многих странах мира. Их систематически публикуют Организация Объединённых Наций. Однако не-возможно точно определить даже численность населения во всём мире в данный момент (на данный год). Для этого пришлось бы в один и тот же день провести перепись всего населения на всех материках, островах, в поездах, на суше, на кораблях, в море. Даже для того, чтобы узнать количество людей в одной стране, надо в определенный день произвести перепись всего населе-ния.
В нашей стране перепись населения проведена в этом, 2002-м, году. Предварительные подсчёты говорят о том, что в России проживает около 143,3 миллиона человек.
Несмотря на отрицательный прирост в нашей стране (по данным на 1998 год равному -2‰), можно утверждать, что население Земли в целом с каждым годом возрастает. Ученые-статистики подсчитали, что в течение девятнад-цатого века население Земли удвоилось и в 1890 году превысило 1,5 мил-лиарда человек (1 570 миллионов). За первую половину двадцатого столетия население мира возросло более чем в полтора раза и в 1957 году составило 2,714 миллиарда человек. В наши дни народонаселение мира насчитывает чуть более 6 миллиардов человек.
Основной причиной такого ускорения темпов роста населения земли стало явление, получившее скорее образное, чем точное, название - "демо-графический взрыв". Суть его состоит в быстром увеличении в исторически короткий период темпов роста населения стран, освободившихся от коло-ниальной зависимости в 50-60-х годах уже прошлого столетия. Такое повы-шение роста населения произошло за счет быстрого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости.
|
Поскольку такой ускоряющийся рост населения обуславливает появле-ние дополнительных трудностей в развитии экономики ряда стран, росте уровня жизни, то появились многочисленные решения социально-эконо-мических проблем в развивающихся странах одним только "демографичес-ким путем", то есть за счет снижения уровня рождаемости. Но к России это не относится, так как в нашей стране отрицательный естественный прирост населения, и поэтому демографическая политика в нашей стране должна проводиться таким образом, чтобы повышать рождаемость и снижать темпы роста смертности.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсив-ности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероят-ности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и мало-детной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую по-литику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.
|
Тендеции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здраво-охранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного даль-нейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на произ-водстве у лиц средних возрастов.
В перспективе будет расти и территориальная подвижность населения, особенно в восточные районы страны. В то же время в районах с низким уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направ-лению село-город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мигрантов в этих районах незначительны.
Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых принципах и целях.
Во-первых, необходимо избавить семью от унизительной зависимости от государственных щедрот, помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать само-обеспечение, а не иждивенчество. Для этого нужно создать условия, в кото-рых семья с работоспособными родителями имела бы от своей эконо-мической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование системы оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.).
Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в осо-бо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.).
Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере плат-ных услуг.
Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.
Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в стране государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции.
Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демо-графического развития страны.