Старшая группа
Проект «Снежная зима и с Новым Годом!»
Тип проекта: Познавательно-творческий
Классификация: долгосрочный (2 недели)
Состав участников: групповой
Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Используемые образовательные технологии:
· Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
· Коммуникативные игры
· Технология воздействия лепкой, аппликацией
· Технология познавательного воздействия
· Технология воздействия сказкой (мультфильмы)
· Технология воздействия презентацией
Цели и задачи проекта:
Цель:
Ø Формировать у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
Ø Формировать представление детей дошкольного возраста о обычаях и традициях народов мира;
Ø Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;
Ø Повысить эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка.
Задачи:
v Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;
v Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
v Устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных;
v Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
v Формировать у детей представления о зиме, зимних месяцах, явлениях природы, празднике «Новый год».
v Формировать потребности в чтении, как источник новых знаний об окружающем;
v Развивать умение общаться со взрослым, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
v Познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народными зимними праздниками;
v Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
v Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
v Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности; привлекать детей к подготовке к новогодним праздникам, к изготовлению игрушек и элементов оформления группы.
v Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности передавать различные эмоции, настроения.
v Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
Вызывать желание играть на улице в зимние виды игр.
v Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Пути решения поставленных задач:
- Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду. Подобрать материалы: игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме: «Снежная зима и с Новым Годом!». Подобрать материал для продуктивной деятельности, составить перспективный план мероприятий.
- Провести Д/и «Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»;
Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».
- Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за деревьями. Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).
- Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
- Чтение художественной литературы: Н.Носов «Бенгальские огни», О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова«Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки:«Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк».
- Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к. может заболеть горло).
- Разучивание песен и стихов про Новый год, пальчиковая гимнастика «Наряжаем елку», «Елочка», физкультминутки «Идем в лес за елочкой», «Зимние забавы», «Зимний лес», стихотворения с движениями «Елка», «Лесные гости».
- Просмотр презентации, мультфильмов о зиме, на новогоднюю тему.
- Художественное творчество (лепка и аппликация): зверюшки из шишек вокруг елочки», «Разноцветная елочка», «Новогодняя игрушка с овечкой», Украшение елки в группе.
- Новогодний утренник, развлечения, досуги.
С родителями провести:
- Оформление папки-передвижки: «время года- Зима».
- Информация в родительский уголок: «Безопасность праздника «Новый год», поздравления с новым годом.
- Привлечение родителей к изготовлению поделок «Дед Мороз» или «Снегурочка».(Выставка).
Содержание проекта в познавательном воспитании:
Исполнительская деятельность.
1.Знание детьми информации о зимних явлениях природы, зимних месяцев о празднике «Новый год». (Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре погоды).
2.Понимание детьми закономерности смены времен года, изменениях погодных условий.
3.Умение замечать красоту родного края.
4.Проявление интереса и желания к играм на свежем воздухе.
5.Принимает участие в подготовке к новогодним праздникам.
6. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
7.Проведение Новогоднего утренника.
Творчество и импровизация:
Обыгрывание новогоднего утренника, исполнение песен «Сказочный карнавал», «Дед Мороз», танцев «Разбойники», «Куколки», «Флэш-моб», игры с Дедом Морозом, стихи о Новом годе.
Предварительная работа.
Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Просвещение по физкультурно-оздоровительным играм и упражнениям, беседы.
Работы по лепке, аппликации, рисованию о зиме и новогоднем празднике.
Просмотр сказок, презентации, мультфильмов о зиме и новогоднем празднике.
Подготовка к новогодней выставке.
Работа с родителями:
Конкурс - выставка: «Дед Мороз и Снегурочка» (изготовление новогодней игрушки совместно с родителями).
Модель трех вопросов
Тема «Снежная зима и с Новым Годом!»
ФИ ребенка | Что я знаю? | Что я хочу узнать? | Как узнать? |
Можно кататься на санках, коньках, наряжать елку, звери впадают в спячку, на елке загораются огоньки. | Как происходит вьюга, чем отличается от метели | У папы, от дедушки, посмотреть кино | |
Становится холодно, выпадает много снега, темно на улице, птичек надо кормить, дома украшают елку к НГ, дети ждут подарки | Почему снег – это вода, где живет Дед Мороз | По новостям, от мамы, сказки посмотреть | |
Мы с мамой можем кататься на коньках, ходить на елки, из снега разное построить, в лесу зверей не видно, т.к. они поменяли свой мех, нужно развешивать кормушки для птичек. | Как люди катаются на лыжах с большой горы, почему Новый год только один раз зимой, кто делает наряды для оленей Деда Мороза | У родителей, бабушки, сходить в кинотеатр, от Деда Мороза | |
Зимой дни короче и темнее, в садике готовятся к утреннику, дома наряжают елку | Почему снег белого цвета, в теплых странах нет зимы | У родителей | |
Нужно одевать теплую одежду, можно кататься на ватрушке, лыжах, строить из снега замки | Как изготавливают эльфы подарки, как олени летают | От взрослых, из книжек, от воспитателя | |
Зимой выпадает снег, деревья в инее, Дед Мороз готовит подарки всем детям | Как катаются по льду, игры на снегу | От родственников, из книжек |
Поэтапное развитие проекта «Снежная зима и с Новым Годом!»
№ | Этапы | Содержание |
Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Инициатор воспитатель | |
Планирование | «Модель трех вопросов» Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта, базовые знания –«Снежная зима и с Новым Годом!»в литературе, «Снежная зима и с Новым Годом!»в городе, в музыке) Планирование конечного продукта. В данном случае – Сценарий утренника «Новогоднее приключение». Совместная деятельность детей, воспитателей, музыкального руководителя. Календарное планирование. | |
Реализация проекта | Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта: Создание развивающей среды (оснащение центров активности) | |
Презентация | Презентация конечного продукта (Сценарий утренника «Новогоднее приключение»). | |
Завершение проекта | Анализ, подведение итогов |
Содержание и этапы реализации проекта:
Сроки | Действия по реализации проекта |
Декабрь, 2 недели | *Беседы с детьми и родителями; *Оформление информации для родителей; *Наблюдения в природе; Художественно-эстетическое развитие; *Сюжетно-ролевые игры, конструирование. |
1 неделя | Подготовка к проведению новогоднего утренника. |
2 неделя | Организация и проведение праздника «Новогоднее приключение». |
2 неделя | Презентация проекта |
Системная паутинка проекта
№ | Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие | · Беседа: «Почему мне нравится зима» (явления природы, праздник «Новый год»); · «Зимние развлечения»; · «Обычаи празднования Нового года в разных странах»; · «Животные и птицы зимой»; · Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; · Беседа почему нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот. | |
Художественно-эстетическое развитие | · Рисование: «Зимний лес вечером», «Любимые зимние развлечения», «Новогодний город»; · Лепка: «Лесные зверюшки вокруг елочки»; · Аппликация: «Разноцветная елочка», «Любимые зимние развлечения» Слушание музыкальных произведений А. Вивальди «Времена года», песни из журнала «Колокольчик№46»; · Разучивание песен «Сказочный карнавал», «Дед Мороз», танцев «Разбойники», «Куколки»; · Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). | |
Познавательное развитие | · Игры на развитие памяти «Что изменилось?», «Найди такую же снежинку». «Добавь слово», «Найди картинки», «Запоминаем слова», «Дорисуй»; · Математика: «Елка в лесу» (упражнять в решении задач, закреплять знания об отношениях между числами и составе числа из двух меньших. Закрепить знания о монетах, уточнить представление о сутках; · Математика «В магазине елочных игрушек» (упражнять в решении задач, использовать математические знаки +, -, =, и записывать в решении задач); · «Временные отношения», «Длина, высота, ширина предметов, отношения между числами». | |
Физическое развитие | · Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках». · Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». · Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках». |
Список литературы:
· Волкова М. С. Деятельностно – ценностные задачи в проектной деятельности старших дошкольников/ М. С. Волкова//Педагогические технологии. -2011.-№2. – С. 58-63.
· Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2013, -С. 12-14.
· Интернет – ресурсы:https://pionerov.ru/assets/downloads/mc/metodfair/
· «Конспекты комплексно-тематических занятий», подготовительная к школе группа,Н.С. Голицына, 2013 г.
· О.С. Ушакова, «Развитие речи детей, 5-7 лет», 2011 г.
· Л.В. Минкевич «Математика в детском саду», Москва, 2011.
· Н.В.Дубровская «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения», 5-6 лет, «Детство-Пресс», 2013 г.