Анализ конкретных педагогических ситуаций




Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы их решения.

Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.

Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализа причины возникновения ситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В заключение разрабатываются методические рекомендации педагогу, столкнувшемуся с похожей ситуацией на практике.

Можно разнообразить данную форму методической работы игровыми моментами. Тогда участников знакомят с ситуацией, распределяют между ними роли. Участники (не обязательно все) получают описание ситуации, в котором содержится объяснение занимаемой каждым из них (по роли) позиции. После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.

Методическая мозаика

Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного, и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Продленная конференция

Данная методика помогает выстраивать обсуждение вокруг открытого урока. При подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами методического объединения всю технологию проведения урока, а после урока обсуждается эффективность полученных результатов. Данная методика нередко применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу. Однако она полезна и опытным учителям, поскольку позволяет взглянуть на свой урок со стороны.

Виртуальный методический кабинет
как одна из современных форм методической работы

Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.

Виртуальный методический кабинет это:

·​ форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;

·​ возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;

·​ оперативная методическая помощь;

·​ возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.

Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:

·​ организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,

·​ организации обсуждения важных вопросов,

·​ коллективного поиска решения актуальных проблем,

·​ написания коллективных методических материалов,

·​ проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).

В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:

·​ нормативные документы системы образования всех уровней;

·​ тексты локальных актов, созданных в данном образовательном учреждении и регламентирующих образовательный процесс;

·​ официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);

·​ авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);

·​ программы и планы текущих мероприятий;

·​ отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;

·​ блоки методической помощи:

o​ учащимся и воспитанникам;

o​ родителям;

o​ молодым специалистам;

·​ пространство для обмена мнениями, впечатлениями, опытом;

·​ развивающий блок, насыщенный материалами «за страницами учебников»;

·​ страницу ссылок на иные ресурсы сети Интернет и др.

Необходимо напомнить, что виртуальное общение, как бы насыщено оно не было, никогда не заменит живого общения. Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться мнениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: