Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Учебно-методическая разработка
Автор: Патапова Светлана Валентиновна, воспитатель МКДОУ «Сказка» г. Заречный Свердловской обл.
Цель учебно-методической разработки: Развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи:
Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
Воспитывать познавательный интерес к русскому язык.
Актуальность
Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Они должны носить учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.
|
Мною были систематизированы дидактический материал по подготовки детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система занятий в виде путешествия по волшебной стране.
Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данном учебно-методическом комплексе, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка в школе.
Адресовано: Воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми, а также учителям начальных классов для проведения занятий по подготовки детей к школе на подготовительных курсах.
Условия реализации: массовая группа детского сада, домашние условия, школьные занятия.
Краткая характеристика содержания
1. «Звуки»
Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.
2. «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».
3. «Согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
4. «Алфавит» (2 занятия)
Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.
|
5. «Гласные и согласные звуки» (2 занятия)
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
6. «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
7. «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
8. «Слова и предложения»
Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.
9. «Слова и предложения»
Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.
10. «Повторение» (2 занятия)
Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
11. «Как древние люди общались друг с другом»
Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.
12. «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
13. Итоговое и занятие
Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Результативность использования учебно-методической разработки:
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.
|
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
Перспективы использования учебно-методической разработки:
Детские сады общего вида;
Группы кратковременного пребывания;
Школы (подготовительные к школе курсы)
Использованная литература:
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
8. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
10. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
11. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
12.. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
13. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.