1. Принципы организации.
2. Системы стереофонического радиовещания.
3. Возбудители стереофонического радиовещания.
4. Прием стереофонических программ.
Системы стереофонического вещания. Обычную монофоническую передачу звука можно осуществить так, как показано на рис. 1,а.Звуки, идущие со сцены концертного зала (студии, театра и др.), преобразуются в электрические колебания звуковой частоты с помощью микрофона 1. Электрические сигналы усиливаются усилителем 2 и поступают на вход громкоговорителя 3, установленного в помещении для прослушивания. Однако звукопередача, осуществленная таким образом даже с помощью высококачественной электроакустической аппаратуры, не полноценна. Слушатель, находящийся в концертном зале или театре, воспринимает звуки, приходящие с разных направлений. Благодаря бинауральному эффекту он может на слух определить место расположения каждой группы инструментов оркестра, солирующего инструмента и солиста. В этом случае говорят, что звучание «прозрачно». Свой вклад в образование объемного звучания путем добавления к прямым звукам звуков, отраженных от разных поверхностей, вносит зал. Всего этого лишен слушатель, воспринимающий монофоническую вещательную программу (рис. 1,а). Все звуки исходят из одной точки пространства, где громкоговоритель размещен. Звучание в значительной степени обедняется, становится ненатуральным.
Рис.1 Схема монофонической системы звукопередачи
Приблизить звучание вещательной передачи к естественному, натуральному позволяет стереофонический способ передачи звука. Стереофонические системы различают по числу каналов. Они бывают многоканальными, четырехканальными и двухканальными.
|
Многоканальные системы находят применение преимущественно в кинотеатрах. Четырехканальная система стереофонии или система квадрафонии имеет три разновидности. Это — система псевдоквадрафонии, квазиквадрафонии (матричная) и полная (дискретная) система квадрафонии. В двух последних разновидностях системы на передающей стороне (в студии) формируются четыре сигнала, которые по четырем или (после специального преобразования) по двум каналам направляются к звуковоспроизводящей аппаратуре.
Воспроизводится звук с помощью четырех громкоговорителей, расположенных в вершинах квадрата и окружающих слушателя (акустическая система «Квадрат»). Слушателю рекомендуется располагаться в центре квадрата, лицом к передней паре громкоговорителей. К переднему левому А и правому В добавляются два тыловых громкоговорителя: левый А1 и правый В1, (рис. 2,а). Существуют и другие способы расположения громкоговорителей. Система квадрафонии может обеспечить локализацию звуковых образов не только спереди, сзади, слева и справа, но и над слушателем, что позволяет создавать новые звуковые эффекты.
Рис. 2 Системы квадрафонического звуковоспроизведения.
Система двухканальной стереофонии, в которой используются тыловые громкоговорители и формируются специальные сигналы для их питания, называется псевдоквадрафонией или системой 2-2-4 (два стереосигнала, два канала связи, четыре канала воспроизведения). На рис.2 б, в показана одна из систем псевдоквадрафонии, в которой из стереоканалов А и В формируются два дополнительных А—В и В—А.
|
В системах матричной и полной квадрафонии используются четыре исходных сигнала. В студии устанавливают четыре микрофона (рис. 2,а): два микрофона А и А1 —источники левого фронтального и левого тылового сигналов, два микрофона В и В1 — источники правого фронтального и правого тылового сигналов. В системе матричной квадрафонии используются два канала, по которым передаются сформированные с помощью кодирующей передающей матрицы два сложных кодированных сигнала. На приемной стороне из двух сигналов с помощью декодирующей приемной матрицы выделяют четыре сигнала, необходимые для работы четырех громкоговорителей, однако полностью разделить квадрасигналы не удается. Называется система 4-2-4 (четыре сигнала, два канала связи, четыре канала звуковоспроизведения). В системе полной квадрафонии для передачи квадрасигналов используют четыре канала связи (система 4-4-4).
Из-за высокой стоимости аппаратуры системы квадрафонии большого распространения не получили. Их использование ограничивается получением специальных звуковых эффектов.
Наибольшее распространение получили двухканальные системы стереофонии. Это объясняется,как экономическими соображениями (стоимость аппаратуры минимальна), так и значительным улучшением качества звуковоспроизведения по сравнению с монофоническим.
Исследование параметров качества двухканальных стереофонических систем показали, что преобладающее большинство слушателей предпочитают монофоническому воспроизведению высшего класса качества, стереофоническое воспроизведение не только высшего, но и первого и даже второго класса качества.
|
Рис. 3 Структурная схема приёмопередающего тракта системы стереофонического радиовещания.
Различают три способа получения стереофонических сигналов и соответственно три системы двухканальной стереофонии: АВ, ХУ и М5. При построении, например, системы АВ используют два микрофона, расположенных друг от Друга на расстоянии 0,2... 0,4 м симметрично относительно центра сценической площадки (рис. 1,б). Два громкоговорителя в помещении для прослушивания устанавливают на расстоянии 2,5... 4 м друг от друга. Возможность локализации источника звука основана на том, что при перемещении источника звука, например, слева направо будут меняться время прихода и интенсивность звука, приходящего к левому 1 и правому V микрофонам и, следовательно, будет изменяться громкость звучания громкоговорителей 3 и 3'. При этом громкость звучания громкоговорителя 3 будет уменьшаться, а громкоговорителя 3'— увеличиваться. В результате слушатель будет ощущать перемещение кажущегося источника звука (КИЗ). Слушатель сможет локализовать КИЗ так же, как если бы прослушивание происходило в зале.
Источник звука, находящийся на линии, проходящей посредине между микрофонами, будет с одинаковой громкостью воспроизведен обоими громкоговорителями и будет услышан из точки, находящейся посредине между ними.
Следует отметить, что какая бы двухканальная система стереофонии не применялась, в результате соответствующей обработки сигналов получают два сигнала, направляемых по левому и правому каналам к левому и правому громкоговорителям. В дальнейшем будем обозначать канал левого громкоговорителя индексом Л (сигнал А), а правого — В (сигнал В).
Стереоэффект наилучшим образом проявляется в зоне, называемой зоной оптимального стереоэффекта.
Основные технические требования к системе стереофонического вещания. При организации стереофонического вещания необходимо обеспечить следующие характеристики системы.
Совместимость. Под совместимостью стереофонической и монофонической систем передачи звука будем понимать возможность прослушивания стереофонической звукопередачи (или записи стереофонических программ) с помощью обычной монофонической аппаратуры. При этом, за исключением стереоэффекта, слушатель должен получить всю информацию о передаче. В качестве монофонического сигнала принимают сумму сигналов левого А и правого В каналов: А+В.
Переходные затухания. Если стереофонические сигналы проникают из одного канала в другой, то снижается стереоэффект. Переходное затухание между каналами является важным параметром качества стереофонического тракта. По данным ряда исследований снижение качества стереофонической передачи практически незаметно, еслив полосе усиливаемых частот переходное затухание А≥25 дБ. При понижении переходного затухания до 15 дБ снижение стереофонического эффекта становится уверенно заметным.
Фазовые характеристики стереофонических каналов. Если по обоим стереофоническим каналам передавать синусоидальный сигнал с частотой f; то в общем случае на выходе левого канала получим
а на выходе правого
где - амплитуда сигнала; и , и - коэффициенты передачи и приращения фазы соответственно в левом и правом каналах.
Важным параметром качества стереофонического тракта является фазовый сдвиг между каналами
Исследования показывают, что наибольшее значение для качества стереофонической передачи имеет поддержание в требуемых пределах фазовых сдвигов в полосе звуковых частот 200... 5000 Гц. Фазовые сдвиги в этой полосе частот не должны превышать 45°.
Разбаланс коэффициентов передачи в каналах. Измерение коэффициента передачи в одном из каналов приводит к перемещению кажущегося источника звука. Источник звука перемещается в сторону более «громкого» громкоговорителя. При изменении коэффициента передачи канала на 12... 16 дБ звук кажется исходящим из одного громкоговорителя, при этом звучание становится монофоническим! Стереофоническое воспроизведение в домашних условиях можно организовать с помощью различных устройств: стереофонических электрофонов, магнитофонов, громкоговорителей проводного вещания. Одним из наиболее перспективным путем внедрения двухканальной стереофонии является организация, стереофонического радиовещания.
Особенности организации стереофонического радиовещания. В СССР стереофоническое высококачественное радиовещание организовано в метровом диапазоне волн. Для передачи стереосигналов используется частотная модуляция. Система стереофонического радиовещания основана на использовании существующей сети МВЧМ передатчиков. Она совместима с монофонической, и слушатель наобычный МВЧМ приемник принимает стереофоническую передачу как полноценную монофоническую. Разработана и принята в СССР система с полярной модуляцией поднесущей (рис.3). Чтобы удовлетворить требованию совместимости, в ней применен метод суммарно-разностного преобразования сигналов. В полосе звуковых частот 30... 15 000Гц передается сумма стереосигналов А+В, представляющая собой монофонический сигнал, а в диапазоне сверхзвуковых частот методом амплитудной модуляции поднесущей — информация о разностном сигнале А — В. Поднесущая частота принята равной второй гармонике строчной частоты ТВ сигнала, т. е.
Рассмотрим структурную- схему приемопередающего тракта системы. Напряжения стереосигналов левого U А и правого UB каналов поступают на СРП. На его выходе выделяется напряжения суммарного UA + UB и разностного ОА — UB сигналов. Разностный сигнал А — В и поднесущая направляются на входы амплитудного модулятора. В сумматоре AM поднесущая складывается с напряжением суммарного сигнала UA + UB. В результате образуется полярно-модулированное колебание (ПМК).
Особенность ПМК (рис.4,а)заключается в том, что огибающая положительных амплитуд поднесущей является сигналом А, а отрицательных —сигналом В. В соответствии со схемой получения спектр ПМК (рис4,б) содержит спектр монофонического сигнала А + В и сверхзвуковые частоты, содержащие информацию о сигнале А —В.
Сформированное ПМК направляют к модулятору MB ЧМ передатчика. П При модуляции несущей моносигналом полезная информация содержится в полной амплитуде колебания. Из рис.4,а видно, что часть амплитуды ПМК— поднесущая — ее не содержит.
Если несущую MB ЧМ передатчика модулировать ПМ колебаниями без предварительной обработки, то на передачу поднесущей будет использовано более половины полезной девиации несущей частоты. Следовательно, на передачу суммарного сигнала A+B будет затрачено менее половины (45%) Следствием будет уменьшение более чем в 2 раза громкости звучания стереофонической передачи по сравнению с монофонической при приеме на монофонический приемник. Это является нарушением принципа совместимости. Чтобы девиация несущей частоты MB ЧМ передатчика и, следовательно, его мощность использовались с большей пользой, амплитуду поднесущей в спектре ПМК подавляют в 5 раз (на 14 дБ) (рис. 4, б).В результате частичного подавления поднесущей ПМК искажается,поэтому в стереофоническом приемнике перед детектированием AM поднесущей уровень поднесущей приходится восстанавливать.
Подавляют и восстанавливают поднесущую с помощью пассивных элементов, включающих LC-контур, настроенный на поднесущую частоту =31250 Гц. Полярно-модулнрованное колебание с частично подавленной несущей, имеющее спектр, показанный на рис. 4,б,называют комплексным стереосигналом КСС. Этим сигналом с полосой 30... 46250 Гц модулируют несущую MB ЧМ передатчика по частоте. Полоса частот радиосигнала в соответствии с =2(50+45,25)=192,5 кГц. При приеме ЧМ радиосигнала в монофоническом приемнике после ЧД выделится КСС.
Рис. 4 Полярно-модулированное колебание.
Полезной частью, спектра КСС для моноприемника является диапазон звуковых частот. Сигнал А + В, передаваемый в этой части спектра КСС, является полноценным монофоническим сигналом.
В стереофоническом приемнике (рис. 4,а)в КСС, выделяющемся на выходе ЧД, восстанавливается уровень поднесущей ВП, а затем ПМК направляется к стереодекодеру. Назначение стереодекодера состоит в разделении стереосигналов А и В. В стереодекодере, показанном на рис.4,а,спектр ПМК, с помощью фильтров низких частот ФНЧ и полосового ПФ разделяется на звуковую (30... 15000 Гц) и сверхзвуковую (16500... 46 500 Гц) части. Сверхзвуковая часть, представляющая спектр амплитудно-модулированной поднесущей сигналом А — В, направляется к AM детектору. Выделенный на его выходе разностный сигнал А — В, а также суммарный А+В после ФНЧ направляются к СРП. Здесь сигналы складываются (А+В) -(А - В)=2А и вычитаются (А+В) - (А-В)=2В, в результате чего разделяются стереосигналы. Стереосигналы А и В направляются к усилителям звуковой частоты УЗЧ соответственно левого А и правого В каналов.
Разделяют стереосигналы и с помощью более простой схемы стереодекодера, показанной на рис. 5. Это так называемая схема полярного детектора. Сигнал звуковой частоты А, образующий верхнюю огибающую сигнала ПМК,выделится на резисторе R1, сигнал В, образующий нижнюю огибающую, выделится на резисторе R2. Однако эта схема менее качественна, чем предыдущая, так как не обеспечивает полного разделения стереосигналов.
Рис. 5 Схема полярного стереодетектора.
Для моно- и стереофонического вещания используются одни и те же MB ЧМ станции. В связи с увеличением полосы частот модулирующего сигнала защищенность отпомех при стереоприеме более низка, чем при моноприеме.
Ухудшение помехозащищенности приема при стереоприеме составляет примерно 15 дБ при напряжении радиосигнала на входе приемника около 100 мкВ. Ухудшение защищенности от помех при постоянном значении мощности MB ЧМ передатчика приводит к уменьшению площади зоны обслуживания радиостанции. Это следует из того, что с уменьшением защищенности от помех при стереоприеме необходимо увеличивать напряженность электромагнитного поля в зоне приема, а следовательно, при постоянной мощности передатчика — приближать приемник к передатчику.
Напряженность поля изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния между передатчиком и приемником. Если принять, что минимально допустимое значение защищенности от помех при моноприеме осуществляется в радиусе r мто при стереоприеме радиус зоны обслуживания rс уменьшится в г r м / rс =2,3 раза.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какой вид модуляции применяется при организации радиовещания в диапазонах ДВ, СВ, KB и MB?
2. Какую полосу частот занимает радиоканал в этих диапазонах?
3. Сравните площади зон обслуживания сети радиопередающих станций, работающих в совмещенном частотном канале и в синхронном режиме.
4. Какой характер искажений радиоприема наблюдается в зоне, находящейся между двумя синхронными радиовещательными станциями?
5. Поясните способы синхронизации передатчиков. Назовите лучший способ.
6. Каково назначение радиостанции точной частоты? Назовите ее параметры.
7. Поясните искажения, которые возникают только в стереофонической системе звукопередачи.
8. Объясните, по какой причине уровень поднесущей в спектре стереосигнала частично подавляется.
9. Поясните принцип работы стереодекодера.