Глава 2. Текущие нормативные требования к транспортировке отходов I-IV класса опасности




Транспортировка опасных отходов (отходов I-IV класса опасности) является частью процесса обращения с отходами.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, а также транспортировке (в том числе трансграничной) отходов I-IV класса опасности в качестве опасных грузов регламентируются положениями обширной нормативно-правовой базы, действующей на территории РФ. В нее также входят следующие проанализированные нами документы:

Федеральные законы:

§ Федеральный закон N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (Дата последнего изменения: 27 декабря 2009 г.) Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона (74) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности) – изменения внесены Федеральным законом № 309-ФЗ (см. ниже).

И статья 18 п. 9.: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территориях двух и более субъектов Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности, в случае необходимости получения в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности получает в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, лицензию на право ее осуществления на территории всех указанных в этой лицензии субъектов Российской Федерации.

Ст. 18 п. 10.: Указанная в пункте 9 настоящей статьи лицензия подлежит регистрации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами по месту осуществления деятельности, которые осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом при осуществлении этой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

А также ст. 9 п. 6. об условиях упрощенного порядка лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах;

погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

§ Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Данный Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду (в закон были внесены поправки, см.ниже);

§ Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (в закон были внесены поправки, см. ниже);

§ Федеральный закон № 309-ФЗ от 30 декабря 2008 г. Данным законом внесены поправки в ряд законов, в том числе в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и в Федеральный закон от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (см. выше по тексту).

В закон «Об отходах производства и потребления» были внесены изменения в области терминологии:

термин «опасные отходы» везде заменен термином «отходы I-IV класса опасности»;

были добавлены определения понятий «сбор отходов», «накопление отходов»;

под «транпортированием отходов» стало пониматься «перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах».

В закон введена новая статья – «4.1. Классы опасности отходов», согласно которой отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности (см. гл. 1 данной работы);

Теперь стало понятно, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности, причем по сбору и транспортировке только «чужих» отходов или вне своей территории. Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов 1-5 класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 5 класса опасности.

Ст. 11. Полностью освобожденными от обязанности по разработке ПНООЛР являются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые образуют отходы и при этом не осуществляют эксплуатацию объектов, связанную со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов и др. изменения.

Адекватные изменения внесены и в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 17, п.1, подп. 74 лицензированию теперь подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Внесены изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» в части перечня объектов государственной экологической экспертизы федерального (ст. 11) и регионального (ст. 12) уровней, которые вступили в силу с 10 января 2009 г.

§ Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», дата последнего изменения: 14 марта 2009 г.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

§ Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», дата последнего изменения: 30 декабря 2008 г.

Данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

§ Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дата последнего изменения: 27 января 2009 г.

Данным Федеральным законом устанавливаются: 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

§ Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «Базельская конвенция о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением». Закон посвящен необходимым мерам для обеспечения того, чтобы использование опасных и других отходов, включая их трансграничную перевозку и удаление, было совместимо с охраной здоровья человека и окружающей среды, независимо от места их удаления; чтобы производитель выполнял обязанности в отношении перевозки и удаления опасных и других отходов способом, совместимым с охраной окружающей среды и т.д.

Согласно ст. 1 данной Конвенции «опасными отходами» считаются следующие объекты трансграничной перевозки:

а) отходы, входящие в любую категорию, указанную в приложении I, если только они не обладают какими-либо свойствами, перечисленными в приложении III;

b) отходы, которые не охватываются пунктом а), но которые определены или считаются опасными в соответствии с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита, являющегося Стороной.

2. Отходы, входящие в любую категорию, указанную в приложении II, которые подлежат трансграничной перевозке, считаются, для целей настоящей Конвенции «другими отходами».

3. Отходы, которые в силу их радиоактивности подпадают под другие международные системы контроля, в том числе международные соглашения, специально применяющиеся в отношении радиоактивных материалов, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции.

4. Отходы, возникающие в результате нормального функционирования морских судов, сброс которых охватывается другими международно-правовыми документами, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции.

Конвенция, помимо общих обязательств сторон, содержит также национальные определения опасных отходов (ст. 3), порядок трансграничной перевозки из государства, являющегося Стороной, через государства, не являющиеся Сторонами (ст. 8), обязанности осуществления реимпорта (ст. 8), условия идентификации незаконного оборота (ст. 9) и др.

В приложениях содержатся:

категории веществ, подлежащих регулированию (группы отходов), категории отходов, требующих особого внимания,

перечень опасных свойств,

операции по удалению,

информацию, которую должно содержать уведомление,

информацию, которую должен содержать документ о перевозке и

порядок арбитража.

Кодексы:

§ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, дата последнего изменения: 28 декабря 2009 г.

Для нас были полезны следующие статьи Главы 8. «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;

Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе;

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации;

И следующие статьи Главы 11. Административные правонарушения на транспорте:

Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа;

И в следующих статьях Главы 12. Административные правонарушения в области дорожного движения:

Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки;

Статья 12.21.2.Нарушение правил перевозки опасных грузов;

И в следующих статьях Главы 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности:

Статья 14.38. Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;

И в следующих статьях Главы 23. «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»:

Статья 23.13. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Статья 23.31. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений;

И другие статьи.

Постановления:

§ Постановление Правительства РФ №524 от 26 августа 2006 г.

«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности». Последние серьёзные изменения были внесены в положение 15 июня 2009 г. и вступили в силу 30 июня 2009 г. Положение определяет порядок, условия, сроки, контроль нарушений лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (отходов I-IV класса опасности), осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями;

В соответствии с утвержденным Положением лицензирующим органом в данной сфере является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Определены лицензионные требования и условия осуществления указанной деятельности, приведен перечень представляемых соискателем лицензии документов, установлен срок действия лицензии;

§ Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2007 г. № 545 «О внесении изменений в Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Согласно Постановлению, лимиты устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (отходов I-IV класса опасности) для всех заявителей, а не только для заявителей, осуществляющих деятельность по размещению отходов. Соответственно, там, где возможно, рекомендуется подавать проект на утверждение непосредственно после получения лицензии;

§ Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». В целях обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом Правительство Российской Федерации выносит постановления в отношении министерств и ведомств РФ.

§ Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 670 «О первоочередных мерах по выполнению ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением отходов и их удалением». Создано во исполнение положений Конвенции (см. выше по тексту работы).

Правила:

§ Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Требования к транспортировке опасных отходов». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2008 г. Данные Санитарные Правила предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с опасными отходами (I-IV класса опасности). Раздел 4 «Транспортировка опасных отходов» посвящен общим требованиям по транспортировке, требованиям к транспортировке отдельных видов опасных отходов (I-IV класса опасности), отходов производства и т.д.;

Раздел 5 посвящен транспортировке опасных отходов отдельными видами транспортных средств, транспортировке опасных отходов автомобильным транспортом, железнодорожным, воздушным, водным транспортом и т.д.;

Раздел 6 посвящен санитарно-эпидемиологическому контролю за ввозом на территорию Российской Федерации опасных отходов (I-IV класса опасности).

4 приложения к Правилам содержат информацию по трансграничной перевозке отходов I-IV класса опасности) (В Приложении 1 (обязательное) – Уведомительная информация, представляемая грузовладельцем (грузоотправителем) в компетентный орган РФ при трансграничной перевозке опасных отходов; в Приложении 2 (обязательное) – Информация, представляемая грузовладельцем (грузоотправителем) при ввозе на территорию РФ опасных отходов (трансграничные перевозки); в Приложении 3 (обязательное) – Перечень опасных отходов, импорт (транзит) которых на (через) территорию Российской Федерации запрещается, а экспорт подлежит государственному регулированию; в Приложении 4 (обязательное) – Перечень опасных отходов, трансграничные перевозки которых подлежат государственному регулированию).

§ РД 15-73-94 от 16.08.94 «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ № 29 от 20 июня 2002 г.), дата последнего изменения: 27 ноября 2002 г.

Правила распространяются на перевозки опасных грузов и являются обязательными для грузоотправителей, грузополучателей, работников магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, осуществляющих сопровождение и (или) охрану их в пути следования; ими должны руководствоваться все предприятия и организации (независимо от форм собственности), занимающиеся изготовлением, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава и контейнеров для перевозки опасных грузов, а также транспортно-экспедиционным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей. Правила не распространяются: а) на технологические перевозки опасных грузов внутри территорий предприятий и организаций, применяющих их, осуществляющих их производство, обработку, хранение или уничтожение; б) на перевозки радиоактивных веществ; в) на специальные перевозки опасных грузов, которые регламентируются постановлениями Правительства России или по его поручению компетентным органом.

§ «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ № ГКПИ07‑257от 21 мая 2007 г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: