Мишель Фуко: общество как система отношений власти-подчинения. Идеально-дискурсивный характер общественных процессов




[сл.2]

Мишель Фуко (15.10.1926, Пуатье, Франция – 1984, Париж) – французский философ, культуролог, историк, относимый обычно к структуралистам или к постмодернистам. Обучался в Эколь Нормаль. В молодости вступил в Коммунистическую партию Франции, вышел после 1953 г. Впоследствии критиковал французских коммунистов, однако влияние марксизма на его исследования очевидно. В течение многих лет работал в Коллеж де Франс на кафедре истории систем мысли.

[сл.3]

Творчество Мишеля Фуко является ярким примером постмодернистской рефлексии. Историософский проект Фуко гармоничным образом сочетал индивидуальный исследовательский интерес к себе и научную деятельность в сфере истории и культуры.

[сл.4]

Итогом историософский Фуко стало построение археологической и генеалогической моделей истории. Причем если в археологии и заключен беспристрастный исторический анализ, осуществленный с целью отстраненно, оптически-пространственно «запечатлеть историю», то генеалогия отражает предельно ангажированный историософский взгляд на прошлое, субъективный способ реконструкции истории.

 

Общая проблематика историософии Мишеля Фуко – это исследование генезиса современного западного человека. «В настоящее время, - писал Фуко, - в наших обществах существует известное количество вопросов, трудностей, незаживающих ран, смутных беспокойств и непонятных тревог, которые движут моими решениями, что мне делать, являются тем, в чем я пытаюсь разобраться, предполагают выбор предметов, которые я пытаюсь исследовать, и способ их исследования».

Кроме того, исследования Фуко - это и особая историософская рефлексия в связи с историей западноевропейского общества, где сам Фуко выступает в роли историзирующего философа, высшую ценность для размышлений которого представляют историческое время и историко-культурный опыт предшествующих эпох. Фуко писал, что он стремится «определить человеческую природу в выражениях, заимствованных из нашего общества, из нашей цивилизации, из нашей культуры».

[сл.5]

Он предпринимает что-то вроде «критической истории мысли». Жанр «истории идей», по его мнению, предполагает «понимание» особого «менталитета» минувших эпох и форм культуры, постижение скрытых смыслов и намерений мыслителей прошлого, т.е. разворачивается в сфере «субъективного», «внутреннего», и потому так или иначе связан с полаганием субъекта как трансцендентального условия смыслов и истин. Фуко противопоставляет такой истории историю «дискурсов» и «дискурсивных формаций».

Дискурсы – это речевые практики, запечатленные в текстах и документах минувшей эпохи (или разворачивающиеся в рамках современных социальных институтов по присущим им правилам). Наличие собственных систем правил и отношений, регулирующих их разворачивание, – это принципиальная характеристика дискурса. Только эти правила, внутренне организующие дискурс, определяют и объект дискурса, и отношение субъекта и объекта, и даже то, кто и каким образом выступает в качестве субъекта того или иного рода деятельности и познания. В центре внимания Фуко всегда были дискурсы, посвященные человеку, – гуманитарное и медико-биологическое знание.

Фуко переносит понятие дискурса в политико-правовую материю. В своих научных исканиях он обращается к истокам формирования явлений, к скрытой логике их развития, которая в то или иное время побуждала, а то и принуждала сказать о каком либо социальном явлении нечто определенное, значимое, и далее он двигалась к условиям, формирующим эту логику. Дискурсивный анализ Фуко предполагает рассмотрение набора властных практик и иных связанных с ними практик, в которые вовлечены представители определенного социума. Эти практики – политические, юридические, экономические, информационные – задают фон, условия возможности, понимания различных высказываний, актов, доктрин и событий. В силу этого Фуко и анализирует условия возможности существования того или иного политико-правового явления (например, государственной власти, права) в определенных социальных конфигурациях практик, которые вводят и актуализируют то или иное событие в человеческом бытие. В рамках французской традиции Фуко высвечивает социальный контекст существования и переплетение слов и дел. Так, например, говоря о государственной власти, Фуко настаивает на том, что это лишь абстрактное понятие, которое можно обозначить как общее имя для дискурса, за которым скрывается устойчивая конфигурация практик. Он стремится выявить условия формирования и существования различных социально-правовых и политических феноменов: власти, права, управления, наказания, содержание которых трансформируется и во времени и в пространстве.

Дискурс в концепции Фуко имеет два разных смысла: с одной стороны, «публичный», декларируемый, идея и содержание которого культивируется и контролируется в социальной практики, с другой, – «скрытый», выступающий в качестве реального состояния дел, реконструкцией и анализом которого занимается исследователь. Причем, с целью реконструкции «скрытого» дискурса он рассматривает современные конфигурации практик, а затем описывает историю их становления, или как выражается сам философ: «я отталкиваюсь от проблемы в тех терминах, в которых эта проблема ставится сегодня, и пытаюсь написать еѐ генеалогию; генеалогия означает, что я веду анализ, опираясь на сегодняшнюю ситуацию… т. е. это, значит, написать историю настоящего».

Кроме того, проблематизируя существование того или иного политико-правового феномена Фуко приходит к тому, что появление дискурса связанно не столько с социальным навязыванием, сколько с процессами самоорганизации, в рамках которых происходит упорядочивание и структурирование общественной жизни. Причем этот процесс организации социальности всегда опирается не столько на добытые знаниях, властные стратегии, сколько на ментальные характеристики общества, его идеалы, образы порядка, справедливости и т. п.

 

[сл.6]

Важнейшее место в историософских размышлениях Фукозанимали политика и тема власти. Как говорил Фуко, «отношения власти – это обозначение некоего поля анализа, а вовсе не отсылка к некоей одной-единственной инстанции».

Анализ властных отношений он вписывает в предельно широкий социально-исторический и культурный контекст. Современную форму власти, в представлении Фуко, определяет эпоха и логика Просвещения. Современная политическая рациональность, по Фуко, имеет свои основания в XVII-XVIII вв., когда утвердилась идея разума государства, сопровождаемая в практической сфере появлением различных техник управления, рационалистических технологий власти.

В своих произведениях он говорил о разных типах власти, характерных как для различных эпох, так и для различных обществ.

Для Мишеля Фуко характерно противопоставление своего понимания власти тому, что принято называть властью «юридической». Отождествляя закон и власть, люди, по мнению философа, приравнивают последнюю к элементарному ограничению свободы, что не только упрощает понимание, но и делает его неверным. В работе «Воля к истине – по ту сторону знания и сексуальности» Фуко выдвигает тезис о том, что примитивизация подходов к осмыслению природы власти выводит из поля зрения исследователя тонкие властеотношения, которые как капилляры пронизывают тело современного общества: «... Власть не есть нечто, что приобретается, вырывается или делится, нечто такое, что удерживают или упускают; власть осуществляется из бесчисленных точек и в игре подвижных отношений неравенства …». Эти отношения не ограничивают свободу индивида, наоборот, они создают особые виды деятельности и коммуникации, составляя основу жизни человека и общества.

Представления ученого о власти, прежде всего государственной, отличаются как от воззрений марксистов, так и от представлений французских экзистенциалистов того периода. «Власть, особенно государственная, обычно ассоциируется с насилием, с подавлением и оценивается как всецело негативный феномен. Если бы это было так, то она была бы чем-то хрупким и очень слабым. Но мы видим, что она сильна, что она довольно прочна, а это потому, что помимо негативных, она производит и положительные действия, вследствие чего имеет опору на уровне микровласти ».

Любые современные государственно-правовые институты основываются на властно-правовых практиках и политических событиях, которые начинают формироваться даже не десятки, а сотни лет назад. Фуко считал, что прошлый опыт властвования не может копироваться полностью в настоящем, но современная государственно-правовая организация не развивается и не совершенствуется без наследия предыдущих эпох.

Практики властного взаимодействия становятся предметом исторического анализа для М. Фуко, что в результате позволяет проследить генезис властеотношений и выделить различные типы властного господства. «Именно данные практики, мысли и действия с фукианской точки зрения способствуют содержательной конкретизации таких абстрактных категорий, как “народный дух”, “менталитет”, поскольку отражают с прошлым государственно-правовым опытом и специфику современного развития».

Другой составляющей концепции власти Фуко является ее внеклассовый, внеэкономический характер, т. к., по мнению философа, власть является производной не отдельных институтов, а всей системы как государства, так и общества.

В работах «Власть и знание», «Власть стратегии» философ утверждает: «… Отношения власти существуют (это-то, несмотря ни на что, нам известно, однако отсюда не всегда извлекаются выводы) и проходят через множество других вещей. Ведь отношения власти существуют между мужчиной и женщиной, между тем, кто знает, и тем, кто не знает, между родителями и детьми, внутри семьи. В обществе имеются тысячи и тысячи различных властных отношений…», «отношения власти впутаны в другие типы отношений (производственные, брачные, семейные, половые), где они играют одновременно определяющую и обуславливающую роль ».

Можно сказать, что в понимании Фуко власть невозможно отождествлять с законами и государством, она не институт и не структура, а, скорее, стратегическая ситуация данного общества.

Не власть исходит от государства, а, скорее, государство является ее порождением. Надо видеть в ней сеть неизменно напряженных, активных отношений, а не привилегию, которой можно обладать. Таким образом, властью не может обладать ни один субъект, а она тем не менее обладает всеми, упорядочивая действия и мышление.

Сам по себе термин «власть », по мысли Фуко, не означает ничего, являясь диагностическим, а не объясняющим. Основой же государственной власти являются социальные, политические и интеллектуально-волевые отношения, которые образуют под ее воздействием единую властную стратегию. При этом, по мнению философа, власть пронизывает все тело социума не в силу неохватности, а потому, что ее источниками являются практически все субъекты социального поля.

 

[сл.7]

Власть, таким образом, – «это не некий институт или структура, не какая-то определенная сила, которой некто был наделен: это имя, которое дают сложной стратегической ситуации в данном обществе».

«Власть не есть нечто, что приобретается, вырывается или делится, что удерживают или упускают; власть осуществляется из бесчисленных точек и в игре подвижных отношений неравенства ». Анализ власти — это анализ бесконечно динамичных отношений, пронизывающих общество, но не сосредоточенных ни на одном из его уровней. В то же время власть для Фуко не просто механизм контроля, не просто «закон, который говорит нет» : власть конструктивна, она «пробуждает удовольствия, формы знания, производит дискурс» . Общество без власти может быть только абстракцией.

Таким образом, власть, не имея центральной исходной точки и структуры, которую можно уничтожить, осуществляется миллионами людей в множественных позициях привилегии; она плотной сетью покрывает общество, и ее применение локализовано и ситуативно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: