Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.




Тема 6. Эластичность спроса и предложения.

 

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедится на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена на бытовую технику увеличится на 10 %, то на сколько изменится количество ее продаж за тот или иной интервал времени? Или как изменится спрос (предложение) на рынке бытовой технике, если доходы населения возрастут на 12%? Ответить на эти вопросы можно рассчитав коэффициенты эластичности спроса или предложения.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

Ер = (Δ Q / Q) / (ΔР / Р)

Ер - эластичность спроса по цене;

Δ Q / Q - относительное изменение спроса, %

ΔР / Р – относительное изменение цены, %

Коэффициент ценовой эластичности (Ер) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента (расчет по модулю).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с эластичным спросом. Иными словами, изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса, т.е. спрос растет или падает быстрее цены.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности меньше 1, то спрос неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса, т.е. спрос растет или падает медленнее чем изменяются цены.

При коэффициенте эластичности, равном единице, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Но также следует отметить, что существует два крайних случая эластичности. Любое изменение цены не вызывает ни какого изменения спроса (Ер = 0), либо незначительное увеличение цены вызывает неограниченное увеличение спроса (Ер = ¥).

 

Р (Е = 0)

 

 

(Е = ¥)

 
 

 


Q

Также различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой точке определяется значением тангенсом угла касательной с осью X. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Р

 

D

 

 

Q

 

Ер = (ΔQ / Q) * (P/ Q)

 

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке. Кривая спроса задается линейной функцией, поэтому ее наклон будет совпадать с наклоном касательной. Хотя наклон линейной функции неизменен, но значение эластичности будет различным в разных точках кривой, и принимать при этом любые значения.

Р

D2 Е= ¥

Е>1

 

Е=1

Е<1

Е= ¥

D1 Q

 

Ер = (Q2 – Q1) / (P2 – Р1) * (Р2 + Р1) / (Q2 + Q1)

 

 

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка. Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:

TR = P * Q

Если спрос по цене эластичен, то снижение цены вызывает рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приводит к снижению совокупной выручки.

Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.

Р

 
 

 


Q

 
 


TR

 

 


Q

 

Эластичность спроса относительно дохода. Этот показатель характеризует изменение величины спроса при изменении уровня доходов потребителя.

 

Еi = (ΔQ / Q) * (ΔI / I)

Если Еi < 0 (-), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Т.е. потребитель став богаче заменяет это благо другим, более качественным.

Если Еi > 0 (+), то благо считается нормальным.

Если 0 < Еi < 1, то спрос на благо растет медленно, что типично для благ первой необходимости.

Если Еi > 1, то спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей.

 

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается, тем эластичнее спрос на него. Например, если один из производителей булочек повысит цену, то покупатели переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Если например, повысится цена на машинное масло Ангарского завода, то потребители перейдут на масло Омского нефтеперерабатывающего завода.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем большее место в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него: 10-% рост цен на карандаши или жевательную резинку составит всего несколько центов и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 10-% рост цен на автомашины или жилые дома будет составлять, скажем 1,5 тыс. или 15 тыс. дол. соответственно. Подобные повышения цен составят существенную долю годового дохода многих семей, так что существенно можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Еd на некоторые товары и услуги: хлеб – 0,15; говядина – 0,64; баранина – 2,65; яйцо – 0,32; ресторанные блюда – 2,27; электричество (дом. хозяйство) – 0,13; медицинское обслуживание – 0,31; табачные изделия – 0,46; газеты, журналы – 0,42; одежда, обувь – 0,20;

4. Фактор времени. Вообще говоря, спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений о его покупке. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители - это люди привычки. Если цена на продукт растет, то нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости.

4. Ожидания потребителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: