Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхествественной сферы.




Лекция 10.. РЕЛИГИЯ. ИСКУССТВО

 

РЕЛИГИЯ

 

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования, организует повседневную жизнь.

Религия в буквальном переводе с латинского означает «связь». Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков, своих помыслов с главной святыней, т.е. с Богом, превосходящим по своим возможностям обычных людей.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхествественной сферы.

В структуре религии обычно выделяют следующие элементы:

• религиозное сознание (убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего)

• религиозный культ (почитание)

• религиозные организации

 

Особенности религиозного сознания:

-убежденность в существовании объектов, обладающих сверхъестественными свойствами

-убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения

-культовые действия (молитвы, жертвоприношения и др.)

-убежденность в зависимости человеческой судьбы от божественной воли, предъявляющей определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное.

Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой иерархическую организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных убеждений. Секты – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, расходящиеся по убеждениям с господствующей церковью.

 

Функции религии:

-регулирование поведения индивидов и социальных групп

- воспитательная функция: религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению позитивных нравственных ценностей, достойному поведению

-мировоззренческая функция реализуется благодаря наличию в религии системы взглядов, отражающих картину мира

-компенсирующая функция снимает душевное напряжение, дает успокоение, прилив сил

-коммуникативная функция проявляется в средствах общения верующих

-интегрирующая функция проявляется в том, что церковь выступать фактором объединения общества (например, патриарх Гермоген, который первым призвал русский народ к освобождению земли от польских интервентов в 1611 г.), но религия может выполнять разъединяющую роль. Примером являются религиозные войны.

- культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества

Основные типы религий:

-архаичные - ранние религиозные верования: вера в духов, поклонение неодушевленным предметам, поклонение животному или растению, вера в магию

-мировые религии – распространены во всем мире: буддизм, ислам, христианство

-национальные религии – распространены в пределах одного государства, например, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, иудаизм в Израиле

Мировые религии
буддизм
христианство – самая распространенная
ислам – самая молодая  


Мировые религии охватывают огромное количество верующих.

Буддизм – старейшая мировая религия, наиболее распространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. В России буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува. Священная книга называется Трипитака. В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах:

-все в жизни человека есть страдание – рождение, жизнь, старость, смерть и т. д.

-причина страдания заключается в наличии у человека желаний, в том числе желания жить

-прекращение страдания связано с освобождением от желаний

-чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться восьмеричного пути спасения, включающего усвоение четырех благородных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, не причинение вреда живому, превращение истинных действий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ведет человека к нирване – состоянию отсутствия, преодолению страданий. Буддизм легко сочетается с национальными религиями. Национально-государственные религии составляют основу религиозной жизни отдельных наций: например, конфуцианством и даосизмом в Китае или синтоизмом в Японии.

Христианство – является второй по времени возникновения мировых религий. Выделяется три главных течения христианства: католицизм, православие, протестантизм. Библия - основной источник христианской веры. Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который принял смерть на кресте. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Ислам – самая поздняя по времени возникновения (самая молодая), распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток, Северная Африка), в Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии. Значительная часть мусульман проживает и в России. Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям священную книгу Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике, хозяйственной деятельности. Пять важнейших предписаний Корана: знание символа веры, пятикратная молитва, соблюдение поста Ураза весь месяц Рамадан, раздача милостыни, совершение паломничества в Мекку

Принцип свободы совести

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно важное место занимает межконфессиональное взаимодействие. Конфессия – религиозное объединение.

Правовой основой взаимодействия является соблюдение принципа свободы совести, который имеет следующие аспекты:

- принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой – невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления. Государство нейтрально в вопросах религиозно веры.

- светский характер государства – во-первых, предполагает равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования, во – вторых, запрещает любые формы религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях

-государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ, а военнообязанным верующим предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

ИСКУССТВО

В рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме. Искусство не ставит своей целью выявить закономерности развития природы и общества. Как и наука, искусство стремиться выявить значимые свойства предметов и явлений, но в отличие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество. Понятие искусство многозначно:

· искусство как мастерство, умение (образы русского художника Андрея Рублева)

· искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Особенности искусства:

-искусство связано с чувствами и эмоциями, для него характерно чувственное восприятие окружающего мира

- искусство субъективно, лишь пропустив через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца, художника. Искусство, в отличие от науки, не стремится к объективному отражению действительности

- образность искусства. Именно создание художественного образа более всего отличает искусство от других видов человеческой деятельности. Создание художественного образа – это рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности

- в отличие от науки, религии и морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях

-индивидуальность восприятия – у каждого человека существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого и формируется восприятие

Функции искусства:

-познавательная функция тесно связана с информационной. Искусство весьма информативно. В произведениях искусства отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и др. черты эпохи.

-информационная

-коммуникативная функция связана с общением людей по поводу конкретного художественного образа

-ценностно-ориентирующая, с одной стороны, связана с тем, что произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают общественную значимость, с другой стороны, произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей

-воспитательная функция очень близка к ценностно-ориентирующей, так как искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и деятельность людей

-компенсаторная функция связана с тем что, соприкосновение с произведениями искусства связано позитивно влияет на негативные переживания человека

-эстетическая функция играет огромное значение. Искусство очищает душу, просветляет ум, влияет на эмоции человека, побуждает творить прекрасное

-гедонистическая – показывает особый, духовный характер искусства, признанного доставлять людям удовольствие

Виды искусства:

· живопись

· архитектура

· литература

· скульптура

· кино

· театр

· графика

· цирк

· фотоискусство

· декоративно-прикладное искусство

· музыка

Кроме многочисленных видов искусства существует и огромное разнообразие направлений - это романтизм, готический стиль, барокко, классицизм, реализм, модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм.

Понимание красоты и гармонии в искусстве не дается человеку с рождения. Эти чувства у себя необходимо воспитывать. Эстетическая культура – это определенные умения, мастерство восприятия и образование. Поэтому художественное воспитание и образование должны быть составной частью сформировавшейся личности.

 

Практическая часть:

1. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир.

Б.Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Скрипка для музыканта во время выступления является

1) объектом деятельности

2) субъектом деятельности

3) целью деятельности

4) средством деятельности

3. Прочитайте текст, вставьте слова.

______ (А) - это основной компонент духовной культуры. Это термин происходит от слова ______ (Б) с Богом или богами, со священным, сверхъестественным. В развитых ее формах Бог понимается как источник и носитель абсолютной _______ (В). Она передается людям в Священных книгах в буддизме _______ (Г), в христианстве - ______ (Д), в исламе - ______ (Е).

Слова:

1) искусство

2) Библия

3) религия

4) Трипитака

5) связь

6) истина

7) иудаизм

8) Коран

4. Верны ли суждения?

А. Для буддизма характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий.

Б. Христианство, буддизм и ислам относятся к мировым монотеистическим религиям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Какая черта отличает религию как феномен культуры?

1) описание и объяснение природных и социальных явлений

2) утверждение идеи сотворения мира

3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития

4) эстетическое освоение окружающего мира

6. Ниже перечислены наиболее распространенные в современном мире религии. Все они, за исключением двух, имеют статус мировых религий.

1) буддизм, 2) иудаизм, 3) христианство, 4) ислам, 5) синтоизм

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда

1) музыка, 2) литература, 3) балет, 4) скульптура, 5) театр, 6) искусство, 7) кино

8. Творчество является необходимым условием для успешной деятельности художника и математика. Что является общим для художественного и научного творчества?

1) отказ от стандартных способов деятельности

2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности

4) формирование чувств прекрасного

9. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.

Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Ниже приведен ряд признаков, все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда.

1) творчество, 2) образность, 3) доказательность, 4) яркость, 5)эмоциональность, 6) формализованность

11. Установите соответствие между правовыми статусами религии в современном обществе и характеристиками их особенностей.\

Характеристика особенностей Правовой статус религии в современных обществах
А) финансирование за счет средств бюджета государства 1) государственная религия
Б) запрет участвовать в выборах в органы государственной власти 2) статус отделения государства от церкви
В) правовое закрепление привилегированного господствующего положения какой-либо религиозной организации в сравнении с другими  
Г) запрет участвовать в деятельности политических партий  
Д) активное участие церкви в политике, выполнение некоторых государственных полномочий  
Е) самофинансирование  

 

12. Ниже приведен ряд понятий, все они, за исключением одного, относятся к видам искусства. Укажите лишнее слово.

1) музыка

2) театр

3) эстетика

4) живопись

13. Одним из обязательных элементов религии является

1) научные доказательства истинности религиозных учений

2) развитие законодательства о религиозных объединениях

3) активное участие религиозных деятелей в политической жизни страны

4) культовые действия

14. Принцип «Отвечай на добро – добром, а на зло – справедливостью» относится к сфере

1) права

2) морали

3) познания

4) религии

15. Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда,

1) архитектура, 2) живопись, 3) скульптура, 4) театр, 5) религия, 6) кино, 7) традиция

16. Установите соответствие между названными религией и их характеристикой

Названия Характеристики
А) буддизм 1) «Путь Богов – традиционная религия Японии, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших
Б) синтоизм 2) Основатель – «Помазанник», «Мессия» - самая распространенная религия в мире
В) христианство «Учение Просветленного», основателем религии считается принц Гаугама, религия распространена в Индии, Барме, Китае, Японии
Г) ислам «Предание себя, покорность», самая молодая из всех религий, активно расширяющая свое влияние

 

17. Прочитайте текст, вставьте слова.

________ (А) – демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человек имеет право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Он призывает к построению _______ (Б) общества посредством _______ (В),, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счет использования человеческих способностей. Высшей ценностью признается _______ (Г).

Слова:

1) авторитарный

2) гуманизм

3) общественный порядок

4) индивидуализм

5) гуманный

6) мораль

7) человек

18. Алексей исповедует православие. Найдите в предложенном списке характеристики, соответствующие православной вере.

1) относится к христианской религии

2) все духовенство дает обет безбрачия

3) жесткая централизация и подчинение главе – Папе Римскому

4) крестово-купольные храмы

5) во главе церкви - Патриарх

19. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями.

Б. Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинять его интересам свои частные интересы, называется

1) атеизмом

2) гражданственностью

3) гуманизмом

4) патриотизмом

21. Установите соответствие между видами искусства и их характеристиками.

Виды искусства Характеристика
А) живопись 1) вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердого или пластических материалов
Б) скульптура 2) один из видов современного искусства, произведения которого делаются на плоской поверхности посредством разноцветных материалов
В) архитектура 3)искусство проектировать и строить здания и сооружения
Г) музыка 4) вид творчества, сформировавшийся на технической основе, является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки
Д) киноискусство 5) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов

 

22.Найдите в приведенном списке основные признаки мировых религий.

1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют равенство всех людей

4) стремятся согласовать жизнь с реигиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

23.Прочитайте приведенный текст, каждое предложение которого обозначено буквой.

(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь». (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X-XIX веками. / (В) Cреди них – древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье. (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецедентна. (Д) Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество.

24. Прочитайте приведенный текст, каждое предложение которого обозначено буквой.

(А) Одной из мировых религий является буддизм. (Б) Она возникла в древней Индии в V веке до н.э. (В) Буддизм – религия, которая не основывается на идее теоцентризма и признания существования Бога-творца. (Г) Это религия всеобщности связи между предметами, явлениями мира, религия причины и следствии. (Д) Скорее всего, буддизм можно рассмотреть не столько как религию, сколько как религиозно-философскую систему.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

25. Прочитайте приведенный текст, каждое предложение которого обозначено буквой.

(А) Основы развития искусства – традиции и новаторство. (Б) Фестиваль народного творчества, состоявшийся в Москве, собрал много известных исполнителей. (В) Особенно удачными были выступления фольклорных коллективов. (Г) В отдельных номерах смелые новации постановщиков выглядели довольно искусственно. (Д) Завершился фестиваль большим гала-концертом.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

26. Прочитайте приведенный текст, каждое предложение которого обозначено буквой.

(А) Понятие «искусство» имеет крайне широкое значение. (Б) Многие ученые выделяют статистические и динамические виды искусства. (В) Динамические искусства – это музыка, литература, хореография, киноискусство, а к статистическим можно отнести такие, в которых существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа. (Г) Думается, ни один из отдельно взятых видов искусства не может дать всеобъемлющую картину мира. (Д) Определение и оценка искусства как явления – предмет непрекращающихся дискуссий.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

27. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в _____________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ____________ (Б).

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г).

Все религии можно также объединить в две большие группы __________ (Д), т.е. признающие существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».

Список слов:

1) монотеизм

2) политеизм

3) древность

4) ислам

5) культ

6) буддизм

7) индуизм

8) суеверие

9) конфуцианство

28. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Важнейшим видом духовного производства является __________ (А). наряду с наукой искусство – один из способов __________ (Б) человеком мира. Создавая художественные ____________ (В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ____________ (Г). В масштабах общества искусство представляет собой ___________ (Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной _____________ (Е) как человека, так и всего человечества».

Список слов:

1) культура

2) группа

3) действительность

4) искусство

5) общество

6) результат

7) познание

8) образ

9) система



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: