К вопросу о позиционировании ФГОС в обществе.
Концепция ФГОС второго поколения предполагает одним из факторов их эффективного внедрения согласованную позицию государства и общества по основным положениям стандарта. Для этого необходима развернутая PR-политика, основанная, в том числе, на ярких, привлекательных, понятных слоганах, в которых могут быть выражены основные принципы построения стандарта.
Принятые профессиональным сообществом слоганы могут стать эффективным инструментом внедрения стандарта во взаимодействии со СМИ, с органами законодательной и исполнительной власти, с родительским сообществом. Опыт стран, прошедших через системные изменения в образовании в новейшей истории (Великобритания, Финляндия в начале 90-х,) свидетельствует о целесообразности развернутого продвижения положений стандартов через т.н. «school staff-room statements» (“лозунги для школьных учительских”).
Ниже приведены слоганы для позиционирования ФГОС с их содержательной «разработкой».
1. Раскрытие «миссии» и новизны ФГОС.
Новый образовательный стандарт: образование как стратегический ресурс инновационного развития и мирового лидерства России в 21 веке.
Это ключевой тезис, касающийся содержания и «миссии» ФГОС.
Необходимо подчёркивать не просто новизну стандарта, но его принципиальное отличие от прежней образовательной практики по линии «цели образования – целя развития личности и общества».
Понимание ФГОС как «ресурса» успешности государственной политики – важнейший тезис, который необходимо применять к практике образовательных систем любого уровня – от федерального, до уровня конкретного образовательного учреждения.
|
Просвещённая Россия: сделать мир лучше!
Пунктуация подчёркивает сверхзадачу, «миссию» ФГОС, которая заключается в том, чтобы средствами «просвещения» конкретной страны делать лучше мир в целом. Объединение понятий «Россия» и «Мир» позволяет чётко обозначить национальную принадлежность ФГОС и его «наднациональный» аспект.
Слоган позитивен и может легко использоваться как «рамочный» при обозначении целей образовательной деятельности на любой ступени образования.
ФГОС – Образовательный стандарт российского инновационного лидерства.
В формулировке заложена одна из ключевых задач ФГОС – обеспечить «прорыв» России именно на рынке инновационных технологий и подходов. Прежнее трактовка «лидерства», как ведущий позиции именно в образовании себя несколько дискредитировала, поэтому имеет смысл расширить её рамки и перенести категорию «лидер» на успехи страны в инновационных преобразованиях в целом.
ФГОС – Стандарт инновационного будущего.
Краткая и ёмкая формула, обозначающая долгосрочный характер принимаемых преобразований с одной стороны и необратимость самого процесса модернизации («стандарт») с другой. Важно подчеркивать, что ФГОС является универсальным инструментом развития общества в целом, а не только достижения образовательных или, ещё уже, учебных целей.
ФГОС – национальный документ, принимаемый всеми и для всех, кому небезразлично будущее своих детей и страны.
2. Общественное значение ФГОС
Новый образовательный стандарт как инструмент общественного согласия
|
Тезис раскрывает роль ФГОС в деле государственного строительства, ориентированного в первую очередь, на развитие гражданского общества. Являясь «местом согласования интересов», по сути дела, всех групп, страт, слоёв населения, Школа естественным образом выступает в роли координатора всех инициатив, касающихся образования новых поколений граждан. От успешности выполнения школой этой роли зависит состоятельность самого процесса гражданского и государственного строительства в ближайшем будущем.
Школа – фундамент гражданского общества.
Возможная версия: Школа – территория гражданского согласия.
Такая формулировка в отношении «миссии» школы принимается впервые в новейшей истории России. Важно подчёркивать, что не только процедура принятия ФГОС (как «общественного договора»), но и само его содержание (три группы требований) согласованы с одним из компонентов национальной общественно-политической стратегии развития: построение гражданского общества, как условие процветания России в 21 веке.
Воспитание «граждан России» - задача, которую невозможно разделить на отдельные компоненты, поскольку «гражданин» - понятие комплексное, напрямую связанное с личностью, с её структурой и особенностями. Провозглашение Школы «фундаментом» гражданского общества означает, по сути, объявление Школы «территорией общественного согласия», а профессии Учителя – профессией, несущей в себе категорию «гражданской ответственности» как смыслообразующую.