Анализ текстов учебно-научного и официально-делового стилей речи
ЗАДАНИЕ 1
Педагогика – наука о воспитании человека; теория и практика воспитания, обучения и профессиональной подготовки человека; отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Наука, изучающая законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становлением детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса. Наука о сущности, условиях и законах педагогического процесса; учебный курс, который преподаётся в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам. Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
Объе́кт (от лат. objectum — «предмет»): Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта.
|
Используемые источники:
1. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002.
2. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. Учебных заведений. – М., 2002.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
4. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. Уч. Заведений. – М., 2005.
5. Российская энциклопедия в 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1998.
6. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону, 2002.
ЗАДАНИЕ 2
Анализ текста научного стиля
Данный фрагмент текста относится к научному стилю. На это указывают следующие признаки:
Стилистические признаки текста научного стиля:
1) цель, с которой мы говорим – мы говорим с целью сообщения научных данных о педагогических терминах;
2) сфера общения – научная; обстановка – официальная;
3) форма речи – письменная; вид речи – монолог; тип речи – повествование;
4) речевой жанр – научная речь;
5) стилевые черты речи:
Строгая логичность изложения определяется тем, что не нарушена логика построения текста, то есть все абзацы идут по порядку – строго и логично.
На последовательность развития мысли указывает то, что все выводы вытекают из фактов
Смысловая точность (однозначность) достигается тем, что слова употреблены в прямом смысле, а не переносном.
Отвлечённость и обобщённый характер текста проявляется в том, что почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета – в частности «педагогика»
|
Объективность данного текста заключается в том, что описано толкование педагогических терминов
Лексические особенности:
а) употребление слов в их прямом значении (пример: «педагогика», «объект» и тд)
б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор и т. д.; (в данном тексте нет средств выразительности, что является признаком научного стиля)
в) широкое использование абстрактной лексики и терминов. (данный текст в форме словаря, то есть термин и его толкование)
Морфологические особенности:
а) главное назначение текста научного стиля – обозначать понятия, явления, называть их и объяснять, отсюда преобладание в тексте существительных. (в данном тексте толкуются педагогические термины)
б) преобладание существительных над глаголами; (в данном тексте существительных гораздо больше, чем глаголов)
в) употребление в тексте отглагольных существительных; (пример: «знание», «подход», «воспитание»)
г) в данном отрывке, как и в других научных текстах, не используются глаголы и местоимения 1 и 2 лица, но используются глаголы 3 лица единственного и множественного числа; (пример: «выступают», «составляет», «возникают»)
д) использование прилагательных в составе терминов (пример: «педагогическая наука»)
е) для связи предложение в тексте служат союзы (пример, в тексте широко распространены союзы «и», «а», «что»)
ж) не употребляются восклицательные частицы и междометия. (в данном тексте полностью отсутствуют восклицательные частицы, междметия)
|
Синтаксические особенности:
а) предложения преимущественно сложные; (пример: «Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых)»)
б) широко используются причастные и деепричастные обороты; (пример: «В этом случае в педагогике представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.)»)
в) вводные слова выражают логическую связь между частями текста; (пример: «Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых»)
г) преобладает прямой порядок слов; (в данном тексте отсутствует инверсия, то есть обратный порядок слов)
д) используются цепочки родительных падежей; (пример: Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников»)
е) практически отсутствуют обороты разговорной речи; (в данном тексте нет разговорной лексики)
ж) широко используются сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия. (-)
ЗАДАНИЕ 3
Упражнение 233