Заведующий кафедрой философии





У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор МГУУ Правительства Москвы

по научной работе

доктор исторических наук, профессор

С.А.ПОГОДИН

 

«____» октября 2006 года.

В Ы П И С К А

из протокола № ___ заседания кафедры философии

МГУУ Правительства Москвы от 5 октября 2006 года

 

Присутствуют – 9 человек.

Кроме того, присутствуют:

1. Погодин С.А., д.и.н., профессор, проректор МГУУ по научной работе;

2. Афанасьев М.Б., заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат философских наук, доцент.

3. Бурцев И.В., к.э.н., доцент, заведующий аспирантурой МГУУ;

4. Демьяненко В.А., к.ф.н., доцент, начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров МГУУ;

5. Задорожная И.И., доцент кафедры управления социальными процессами МГУУ, кандидат социологических наук;

 

Повестка дня:

1. Предварительная защита (обсуждение) кандидатской диссертации Маряшина А.В. на тему: «Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России (социально-философский анализ)». Специальность № 09.00.11 – социальная философия.

 

Заседание ведет заведующий кафедрой философии доктор философских наук, профессор В.С.Горбунов.

Слушали:

Информацию заведующего кафедрой философии д.ф.н., профессора Горбунова В.С. о личности соискателя Маряшина А.В. и порядке проведения обсуждения диссертации.

Профессор Горбунов В.С. - Слово для доклада об основных результатах диссертационного исследования по теме «Профессиональная культура социальной работы с населением в современной России (социально-философский анализ)» предоставляется соискателю Маряшину Андрею Владимировичу.

Соискатель Маряшин А.В. докладывает кафедре и присутствующим актуальность темы диссертационного исследования, уровень ее научной разработки в зарубежной и отечественной науке, основные результаты исследования и положения, выносимые на защиту, а также практическую значимость и апробацию результатов диссертации.

Соискателю были заданы следующие вопросы:

1. Осташкин В.Н.,профессор кафедры, доктор исторических наук, профессор – Чем Вы можете доказать, что Ваша диссертация носит социально-философский характер? Чем обусловлен Ваш выбор данной темы исследования?

Ответ.Диссертация была выполнена по специальности «социальная философия». Этот профиль исследования выражен прежде всего в самом названии темы. Кроме того, в работе применен методологический инструментарий социальной философии, использованы основные методы и требования социально-философского подхода к анализу общественных явлений, в том числе и к профессиональной культуре социальной работы и ее формированию в российском обществе.. Это, в частности, социокультурный, функционально-деятельностный, объектно-субъектный, философско-исторический и другие подходы.

Отвечая на второй вопрос уважаемого профессора, скажу, что выбор мной темы данного исследования был обусловлен прежде всего характером моей настоящей работы. Дело в том, что я уже несколько лет являюсь председателем профсоюзного комитета нашего коллектива, а это обязывает много внимания уделять социальным вопросам его жизнедеятельности. Понятно, что научный анализ профессиональной культуры социальной работы поможет мне в выполнении функциональных обязанностей.

2. Горбунов В.С., заведующий кафедрой философии, д.ф.н., профессор. – Тема диссертации достаточно актуальна. Однако объясните нам, чем отличается профессиональная культура социальной работы от просто культуры социальной работы с населением?

Ответ.Спасибо, данный вопрос позволяет еще глубже уточнить понятие профессиональной культуры социальной работы. Действительно, существует и понятие культуры социальной работы с населением. В диссертации указывается, что она тоже требует компетентности и профессионализма. Однако в социальной работе могут участвовать и непрофессионалы, исполняющие отдельные ее задачи на общественной основе, особенно в низовых звеньях, на муниципальном и местном уровнях.

Профессиональная культура социальной работы касается прежде всего штатных работников социальной сферы. В ее содержании преобладают специальные знания, навыки и умения, сформированные в процессе получения квалификации. Она предполагает и соответствующий уровень образования по специальности «социальная работа». Здесь повышается мера требований как к общей культуре социальной работы, так и к специальной культуре этого вида деятельности. Хотя следует отметить, что данные понятия в значительной мере совпадают по своему содержанию. Наша задача состояла в том, чтобы привлечь внимание постановкой проблемы культуры социальной работы с населением именно в профессиональном аспекте. Спасибо!

3. Погодин С.А., проректор МГУУ по научной работе, д.и.н., профессор. – Как мне показалось, в докладе недостаточно глубоко прозвучал аспект научной разработки проблемы. Нельзя ли сказать об этом поглубже?

Ответ.Во введении диссертации и вводной части автореферата достаточно глубоко представлен анализ уровня научной разработки проблемы зарубежными и отечественными авторами. В своем кратком докладе я постарался сосредоточиться прежде всего на основных результатах исследования и положениях, которые выносятся на защиту.

В научной литературе общие проблемы социальной работы исследованы достаточно глубоко теми авторами, которых я назвал в своем докладе. Однако социальная работа как относительно новый для постсоветской России вид профессиональной деятельности недостаточно глубоко исследована как особый вид профессиональной деятельности в социокультурном измерении применительно к России, ее многочисленным регионам, особенно такому специфическому региону, как г. Москва. В столичном мегаполисе даже простейшие вопросы социальной работы приобретают высокую значимость и даже политическое звучание. В этом регионе население обладает более высокой культурой, информированностью, активностью и предъявляет завышенные требования к работе всех уровней власти и должностных лиц. Отсюда и возникает необходимость глубокого и специального научного исследования профессиональной культуры социальной работы.

4.Шинелин В.Н.,доцент кафедры, кандидат философских наук, доцент. – Вы проводите в своей диссертации различение между профессиональной культурой социальной работы и аналогичной культурой социальных работников?

Ответ. Да, в диссертации такое различие проводится. Речь идет о том, что профессиональная культура социальной работы может быть представлена на уровне российского общества, его регионов, а также на городском и местном уровнях. Одновременно она выступает и как профессиональная культура личности работников социальной сферы. Последняя имеет свое собственное содержание и свою структуру. В диссертации раскрывается это содержание, анализируются уровни зрелости профессиональной культуры социальных работников и ее состояние в российском обществе, а также обосновываются наиболее приоритетные и эффективные пути ее формирования в России.

Профессор В.С.Горбунов - Слово предоставляется научному руководителю соискателя доктору философских наук, профессору кафедры философии Шахову М.Н.

Профессор Шахов М.Н. – Мой соискатель А.В.Маряшин прикрепился к нашему университету для подготовки и защиты диссертации более двух лет тому назад. Над диссертацией под моим руководством он работает с 2003 года. В последние два года соискатель заметно активизировался, и вот, наконец, получен завершенный результат в виде диссертационного исследования. Мы постарались учесть все замечания, которые были даны в ходе экспертного обсуждения диссертации на кафедре. К нынешнему времени диссертация обрела завершенный характер и, на мой взгляд, может быть рекомендована к защите в диссертационном совете университета. Заранее благодарен всем, кто рецензировал работу и оказывал нам всяческую помощь. Спасибо за внимание!

Профессор Горбунов В.С. – Для обсуждения диссертации на кафедре была организована группа рецензентов в составе: профессор Шахов А.Н. и доцент Мяготин А.В. Предлагаю кафедре и присутствующим послушать прежде всего их мнение относительно готовности диссертации к защите в диссертационном совете.

Выступили:

1. Мяготин А.В., кандидат философских наук, доцент кафедры философии. – Если говорить обобщенно и в целом о представленной диссертации, то вывод может быть только положительным. Работа в принципе завершена, соответствует профилю диссертационного совета, носит самостоятельный и творческий характер. Диссертация концептуально выверена, положения, выносимые автором на защиту, сформулированы четко и основательно. Работа обладает как научной новизной, так и практической значимостью. Я предлагаю рекомендовать диссертацию к защите в диссертационном совете нашего института и принять соответственно проект развернутого заключения. В то же время автору следует в оставшиеся сроки обратить внимание на более четкое использование ряда социально-философских понятий и категорий, а также усилить заключение и доработать автореферат в плане формулировки практических рекомендаций.

2. Шахов А.Н., доктор философских наук, профессор кафедры.

– С самого начала выступления хочу ответственно заявить кафедре и присутствующим, что кандидатская диссертация А.В. Маряшина в целом готова к защите в диссертационном совете. Работа творческая и новаторская. С учетом характера профессиональной деятельности соискателя диссертация разработана в области философии профессиональной культуры социальной работы как специфической отрасли профессиональной деятельности. В содержании работы чувствуется направляющая рука научного руководителя. В диссертации глубоко раскрыта и практически реализована внутренняя, закономерная взаимосвязь между социальной работой и профессиональной культурой социальной работы, обоснованы ее противоречия, закономерности, принципы и основные пути формирования.

В то же время хотел бы высказать ряд замечаний, которые следует учесть автору и научному руководителю. Я предлагаю убрать идеологический тезис – первый абзац, с которого начинаются и диссертация и автореферат. Далее, предлагаю точнее определить критерии выделения уровней профессиональной культуры социальной работы. Наконец, при анализе специфических принципов термин «интимный» заменить на конфиденциальный. Эти замечания несущественны, их нетрудно устранить в короткие сроки. В целом предлагаю рекомендовать работу к защите в диссертационном совете при МГУУ Правительства Москвы.

Горбунов В.С., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии. - Мы выслушали мнения рецензентов, которые пристально изучали работу. Кто еще желает выступить в неофициальном порядке? Позвольте тогда кратко выступить мне, поскольку я знаю содержание этой работы.

Работа по данной теме шла у меня на глазах. Я знаю, что к настоящему времени диссертация в целом завершена. Буквально позавчера я высказал научному руководителю одно замечание, которое касается названия темы. Не буду сегодня об этом говорить, поскольку это замечание уже оперативно учтено научным руководителем и диссертантом. Такая оперативность может только приветствоваться. Наконец, я выражаю согласие с мнениями выступивших рецензентов и считаю, что к ним следует серьезно прислушаться. Что касается диссертанта, то он, как видно, хорошо подготовился к предварительному обсуждению диссертации. Предлагаю после необходимой доработки рекомендовать диссертацию к защите в нашем диссертационном совете.

Профессор Горбунов В.С. – Есть еще желающие выступить? Желающих нет. Вам роздан заранее проект развернутого заключения кафедры. Прошу зачитать текст проекта развернутого заключения профессора кафедры Шахова А.Н.

Доктор философских наук, профессор А.Н. Шахов зачитывает проект развернутого заключения кафедры по диссертации Маряшина А.В..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

кафедры философии МГУУ Правительства Москвы по диссертации

Маряшина А.В. «Профессиональная культура социальной работы

с населением в современной России (социально-философский анализ)»

на соискание ученой степени кандидата философских наук

по специальности 09.00.11 – социальная философия

Диссертация Маряшина А.В. представляет собой социально-философское исследование актуальной научной задачи, имеющей теоретическое и практическое значение для повышения профессиональной культуры социальных работников в Российской Федерации.

Актуальность исследования обусловлена: относительной новизной социальной работы как сферы профессиональной занятости отдельных слоев российского общества; высокой ролью и значением нравственно-гуманистического содержания социальной работы с населением; постоянным усложнением содержания и задач социальной работы в России, а также повышением роли социокультурных аспектов в профессиональной деятельности российского общества, в том числе и в области социальной работы.

Объектом исследованиявыступает социальная работа в Российской Федерации как относительно новый вид профессиональной деятельности. Предмет исследования понятие и содержание, закономерности и принципы, состояние и тенденции развития, а также основные направления формирования профессиональной культуры социальной работы на современном этапе развития российского общества.

Научная новизна исследования состоит: в обосновании сущности и определении понятий «культура социальной работы» и «профессиональная культура социальной работы»; в раскрытии содержания, структуры и уровней профессиональной культуры социальной работы; в анализе современного состояния, особенностей и противоречий, закономерностей и тенденций развития культуры социальной работы в России; в определении перспективных моделей и принципов, а также приоритетных путей формирования профессиональной культуры социальной работы в России на современном этапе.

Основные результаты исследования,выражающие его научную новизну, состоят в следующем.

1. Обосновано авторское определение культуры социальной работы с населением как меры ее качественного совершенства, выражающейся в уровне развития системы доктринально-теоретических, государственно-политических и организационно-практических средств, способов и форм деятельности государственных и негосударственных институтов, органов и профессиональных работников социальной сферы с целью обеспечения достойного уровня жизни и условий свободного развития человека. Основными элементами ее содержания выступают: культура социального обеспечения и обслуживания населения; культура социальной защиты и поддержки отдельных категорий населения; культура социальной профилактики, коррекции и диагностики, а также культура социальной адаптации и реабилитация населения в изменившихся условиях и обстоятельствах жизнедеятельности. Оценка конкретного уровня культуры социальной работы предполагает характеристику и выделение ее различных уровней: высокого, среднего (достаточного) и низкого (недостаточного). По такой шкале уровней в зависимости от результатов социальной работы можно оценивать и уровень профессиональной культуры социальных работников.

2. Определена сущность профессиональной культуры социальной работы как качественной меры развития ценностных ориентиров, норм морали и права, уровня осознания целей и задач удовлетворения социальных потребностей и интересов людей, а также целостной совокупности зрелых профессиональных знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности субъектов при осуществлении функциональных полномочий в социальной сфере жизнедеятельности российского общества. Она несет в себе общие признаки и существенные черты культуры и формируется в развитом демократическом обществе, где социальная работа институциализирована, и проявляется как на уровне общества в целом, так и на уровне личности каждого работника социальной сферы. Системно представлено содержание профессиональной культуры социальной работы.

3. Источниками и движущими силами развития профессиональной культуры социальной работы выступают многообразные противоречия, а также те субъекты, в профессиональной деятельности которых они разрешаются. В совокупности всех противоречий культуры социальной работы выделяются внешние и внутренние, объективные и субъективные, существенные и несущественные, основные и производные проблемы, механизм разрешения которых включает: познание всего комплекса противоречий; анализ и выделение из них основных и существенных; определение целей и задач социальной работы; разработка программ, способов и форм практической деятельности по разрешению противоречий и трудностей социальной работы в специфических условиях конкретно-исторической ситуации.

Профессиональная культура социальной работы в своем развитии подчиняется действию определенных закономерностей – устойчивых и существенных факторов, определяющих тенденции ее развития и функционирования. В ее развитии специфически проявляется действие трех групп закономерностей - закономерностей развития культуры в целом, закономерностей развития деятельности и закономерностей развития социальной работы как специфической разновидности профессиональной деятельности. В общей совокупности закономерностей профессиональной культуры социальной работы в России выделяются две основные группы устойчиво действующих зависимостей и факторов: группа внесистемных (внешних) закономерностей и группа внутрисистемных, собственных закономерностей профессиональной культуры социальной работы.

На основе выявления и рассмотрения закономерностей профессиональной культуры социальной работы представляется возможным обоснование и выдвижение ее основных принципов, выражающих объективно-необходимые, исходные и руководящие требования к деятельности всех профессиональных работников социальной сферы. В системе принципов социальной работы выделяются три их группы: а) группа общих принципов; б) группа специальных принципов; в) группа специфических принципов. Среди общих принципов профессиональной культуры социальной работы выделяются принципы гуманизма, законности, социальной справедливости, социальной дифференциации, эффективности и компетентности.

Специальные принципы конкретизируют требования общих принципов при осуществлении специальных задач и функциональных обязанностей социальной работы с населением. В данном аспекте действуют принципы социального обеспечения, обслуживания и страхования, социальной защиты и поддержки, адаптации и реабилитации населения. Таковы принципы оперативности и мобильности, адресности и благотворительности, упреждения и профилактики, нормативности и умеренности в осуществлении различных мероприятий социальной работы. Их требования фиксируются в кодексах социальных работников, специальных инструкциях и наставлениях, а также в традициях, сложившихся в практической деятельности.

Существуют и специфические принципы профессиональной культуры социальной работы, обусловленные действием ее специфических закономерностей. Ими выступают: принцип сочетания открытости и конфиденциальности в социальной работе с отдельными людьми и категориями населения, принцип взаимного социального и индивидуального доверия в отношениях между профессиональными работниками социальной сферы и их клиентами, принцип социальной терапии – повседневной и постоянной, кропотливой и скрупулезной, умеренной и взвешенной, глубоко продуманной и нравственно обоснованной социальной работы с отдельными категориями населения.

4. Формирование профессиональной культуры социальной работы является следствием взаимодействия объективных социальных условий - развитого индустриального общества, демократического, правового государства, гармоничных социальных отношений, богатой культурной жизни и субъективных факторов – познавательных, доктринально-политических, воспитательных, образовательных, правовых, нравственных, эстетических и других. В каждом цивилизованном обществе формируется профессиональная культура социальной работы, адекватная его историческим, политическим, культурным и национальным традициям.

Профессиональная культура социальной работы в России находится в стадии формирования, что обусловлено недостаточной решенностью социально-экономических проблем и актуальных задач развития социальной сферы российского общества. Процесс формирования профессиональной культуры социальной работы включает в себя совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как: создание развитой системы социальной работы с населением, отвечающей современным требованиям к социальному благополучию российского общества; совершенствование материального, экономического, финансового и технического обеспечения социальной работы с населением; развитие и внедрение инновационных средств, методов и технологий социальной работы; создание и реализация устойчивых и эффективных социальных моделей поддержки и помощи наиболее уязвимым категориям граждан; подготовка высококвалифицированных кадров социальной работы в соответствии с ее основными функциональными направлениями.

Приоритетными направлениями развития профессиональной культуры социальной работы российского общества в современных условиях выступают: формирование эффективных и устойчивых комплексных центров социального обслуживания всех категорий населения; создание развитой системы социальной поддержки и помощи наиболее проблемным категориям граждан – инвалидам, пенсионерам, ветеранам войны и труда, одиноким родителям и безнадзорным детям; расширение сети наиболее эффективных моделей социальной защиты населения – детских домов и приютов, жилых домов для инвалидов и ветеранов, реабилитационных центров, учреждений медицинского обслуживания, центров духовной терапии населения и т.п.; усиление государственной помощи и поддержки первичных звеньев социальной работы – районных и муниципальных учреждений и органов; формирование оптимальных форм и способов взаимодействия государственных и общественных институтов и органов социальной работы с населением.

Практическая значимостьдиссертационного исследования определяется его направленностью как на разработку теоретических основ, так и на обоснование практических рекомендаций в области формирования профессиональной культуры социальной работы в России. Содержание работы может быть использовано в учебно-воспитательном процессе вузов, в преподавании таких социально-гуманитарных дисциплин, как социальная философия, социология, культурология, педагогика.

На основе полученных результатов может быть усовершенствована система профессиональной подготовки квалифицированных кадров социальной работы в стране, откорректирована система социальных институтов, учреждений и органов государства, а также деятельность профессиональных работников социальной сферы по удовлетворения потребностей и нужд населения. В данном отношении предлагаются конкретные практические рекомендации.

В теоретико-методологическом планеисследование опирается на концепцию культуры как специфически творческой деятельности человека, теорию профессиональной деятельности как закономерного взаимодействия субъекта и объекта для достижения спланированных результатов в профессиональном разделении общественного труда, а также на общую теорию социальной работы и концепцию социальной политики государства. В диссертации применены социально-философские и общенаучные принципы познания общественных явлений, в особенности социокультурный, системно-структурный, социологический и функционально-деятельностный подходы, а также диалектический, исторический, логический, диагностический и конкретно-социологический методы научного познания.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования апробированы автором в ходе практической деятельности, в выступлениях на научных конференциях, теоретических семинарах и заседаниях кафедр философии, истории и политологии Московского городского университета управления Правительства Москвы, перед трудовыми коллективами ряда фирм и предприятий. Общий объем публикаций по теме исследования – 3,0 п.л.

 

Заключение принимается единогласно.

 

Заведующий кафедрой философии





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.025 с.