Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.)




1. Тезис. Рассуждение о смысле высказывания

2. Первый пример языкового явления и его роль в тексте

3. Второй пример языкового явления и его роль в тексте

4. Вывод

Таким образом, сочинение состоит как минимум из четырёх абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.

Первый абзац — вступление — посвящён осмыслению тезиса. Те­зисом является высказывание, помещённое в задании. Очень часто оно имеет большой объём — до 100 слов. И если вы полностью процитиру­ете эту фразу, она займёт всё ваше сочинение, поэтому нужно проком­ментировать высказывание, выделив и объяснив главное. Само задание и предполагает такой комментарий — раскрыть смысл высказывания.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Осторожно, ошибка!

Многие ученики просто цитируют высказывание в начале сочи­нения и затем переходят к анализу примеров. Однако от вас требу­ется не простое цитирование, а интерпретация, объяснение своего понимания приведённого высказывания. Отсутствие осмысления (комментария) цитаты ведёт к потере баллов при оценивании со­чинения

 

Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от вас потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложений. Особого внимания заслуживает понятие роль языкового средства в тексте. Например, если вы напишете, что с помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление, вы, конечно же, будете правы. Однако указанные антонимы и вне текста всегда выражают противопоставление, а что чему противопоставляется именно в анализируемом фрагменте, остаётся неясным. Если же мы читаем в сочинении о том, что, говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны, мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать. Таким образом, приводя примеры языковых явлений, вы должны раскрыть их роль именно в данном тексте, то есть показать, как эти языковые явления участвуют в выражении смысла отдельных частей и текста в целом.

Осторожно, ошибка!

Часто ученики ограничиваются в своём сочинении указанием на обобщённую роль языковых явлений, о которых идёт речь в высказывании, не подкрепляя свои слова примерами из текста.

Четвёртый абзац завершает рассуждение, а следовательно, представ­ляет собой возвращение к тезису (исходному высказыванию) для выра­жения согласия с автором, утверждения истинности, важности, акту­альности данного высказывания.

Облегчат написание сочинения типовые конструкции.

 

Не забывайте и о синонимах, которые помогут вам избежать неоправ­данных повторов в своём сочинении.

 

Однако использование типовых конструкций требует от автора сочи­нения определённых умений. Обратите внимание на следующие реко­мендации.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые на­иболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые ре­чевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывайте о требованиях грамматики и культуры речи).

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Осторожно, ошибка!

Сочинение не должно представ­лять собой полностью переписанный или пересказанный текст. Такая работа оце­нивается нулём баллов.

Можно предложить следую­щий алгоритм работы над сочи­нением: от чтения цитаты до на­писания текста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: