1. Тезис. Рассуждение о смысле высказывания
2. Первый пример языкового явления и его роль в тексте
3. Второй пример языкового явления и его роль в тексте
4. Вывод
Таким образом, сочинение состоит как минимум из четырёх абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.
Первый абзац — вступление — посвящён осмыслению тезиса. Тезисом является высказывание, помещённое в задании. Очень часто оно имеет большой объём — до 100 слов. И если вы полностью процитируете эту фразу, она займёт всё ваше сочинение, поэтому нужно прокомментировать высказывание, выделив и объяснив главное. Само задание и предполагает такой комментарий — раскрыть смысл высказывания.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Осторожно, ошибка!
Многие ученики просто цитируют высказывание в начале сочинения и затем переходят к анализу примеров. Однако от вас требуется не простое цитирование, а интерпретация, объяснение своего понимания приведённого высказывания. Отсутствие осмысления (комментария) цитаты ведёт к потере баллов при оценивании сочинения
Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от вас потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложений. Особого внимания заслуживает понятие роль языкового средства в тексте. Например, если вы напишете, что с помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление, вы, конечно же, будете правы. Однако указанные антонимы и вне текста всегда выражают противопоставление, а что чему противопоставляется именно в анализируемом фрагменте, остаётся неясным. Если же мы читаем в сочинении о том, что, говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны, мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать. Таким образом, приводя примеры языковых явлений, вы должны раскрыть их роль именно в данном тексте, то есть показать, как эти языковые явления участвуют в выражении смысла отдельных частей и текста в целом.
Осторожно, ошибка!
Часто ученики ограничиваются в своём сочинении указанием на обобщённую роль языковых явлений, о которых идёт речь в высказывании, не подкрепляя свои слова примерами из текста.
Четвёртый абзац завершает рассуждение, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису (исходному высказыванию) для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности, актуальности данного высказывания.
Облегчат написание сочинения типовые конструкции.
Не забывайте и о синонимах, которые помогут вам избежать неоправданных повторов в своём сочинении.
Однако использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Обратите внимание на следующие рекомендации.
1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывайте о требованиях грамматики и культуры речи).
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Осторожно, ошибка!
Сочинение не должно представлять собой полностью переписанный или пересказанный текст. Такая работа оценивается нулём баллов.
Можно предложить следующий алгоритм работы над сочинением: от чтения цитаты до написания текста.