ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН




Г.Р. Державин - крупнейший поэт 18 века, один из последних представителей русского классицизма. После Державина русский классицизм не смог выдвинуть представителя, равного ему по дарованию.

Державин прожил трудную жизнь, прежде чем достиг высоких чинов, благополучия и поэтической славы. Он по происхождению принадлежал к неродовитому бедному дворянству. Родился поэт 3 июля 1743г. в деревне Кармачи Казанской губернии. Державин рано потерял отца и мать с большим трудом поднимала двоих сыновей. Фекла Андреевна после смерти мужа осталась в глубокой нужде. Она делала все, чтобы дать детям образование. С ранних лет она прививала Гавриле любовь к чтению и когда сыновья много читали она их награждала игрушками и сладостями. Позже Державин посвятит матери стихотворение “К матери, которая сама воспитывает детей своих." Благодарный сын напишет: “Обняв Науки и Искусства, Воспитываешь чад своих.”

В детстве Гаврила учился грамоте у дьячка сельской церкви, потом в пансионе в Оренбурге, куда переехала семья. В этой школе Державин выучил немецкий язык /содержатель пансиона был немец Розе/, научился рисовать и писать каллиграфическим почерком. В 1759г. в Казани открылась гимназия и мать отдала туда сына учиться. В гимназии мальчик изучал литературу, увлекался театром, проявил способности к рисованию, к музыке. В 1760г. директор Казанской гимназии показал в Петербурге карту Казанской губернии, нарисованную Державиным. Оценив способности подростка, Державина зачислили младшим чином в Инженерный корпус с тем, чтобы он явился к месту службы по окончании гимназии. Но в 1762г. Державина не закончившего гимназию, затребовали в Петербург, в Преображенский полк. Поскольку он с малолетства как дворянин не был зачислен в воинскую службу / то ли родители упустили, то ли по какому-то недоразумению / и теперь он должен был служить в солдатах. С 1762г. начинается почти десятилетний период солдатской службы поэта. В 1762г. участвует в дворцовом перевороте, приведшем к воцарению Екатерины. Позже, в 1774г. Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. Он выполнил свой долг, а Пугачева считал самозванцем и преступником. Резкий, смелый и прямой Державин сумел восстановить против себя воинское начальство и он был уволен из армии и переведен в Сенат. Без поддержки он прошел путь от солдата до министра. Державин был губернатором в Тамбове, сенатором, министром юстиции.

Державин служил при Екатерине, Павле, Александре. Каждый царь ждал от него хвалебных од. Но поэт не писал похвальных стихов, т.к. в стране, где царило взяточничество, беззаконие, нет повода для хвалебных стихов. И где бы он не служил, Державин боролся с общественными проблемами. Поэт уважал людей не за их происхождение, а за их талант и ум.

В 1778г. Державин женится на Екатерине Бастидон, которой тогда было 16 лет. Он был пленен ее красотой. Это была кроткая, скромная женщина и ей Державин посвятил немало стихотворений. Под именем Плениры она осталась и в стихах Державина, и в русской поэзии. Поэт поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии, где и прожил до конца своей жизни. Скончался поэт 8 июля 1816г. в своем имении, а похоронен в Новгородском Кремле.

Державин начал интересоваться поэзией, будучи учеником Казанской гимназии, а затем и в Петербурге на службе, где, хоть и не имел возможности заниматься ни музыкой, ни рисованием, “однако, - как отмечает поэт, - чтоб другим компаньонам не наскучить, по ночам, когда все улягутся, читал книги, какие где достать случалось, немецкие и русские, и марал стихи без всяких правил, которые никому не показывал.” В 1770г. во время карантина, установленного в связи с чумой, Державин сжег сундук, где хранились все его сочинения в прозе и в стихах, а также некоторые переводы с немецкого. О том, какой характер носило раннее творчество Державина, можно судить по воспоминаниям самого поэта и его современников. В Преображенском полку Державин жил вместе с солдатами. Солдатские жены видели его постоянно за книгой и поручали ему писать стихи, письма. Он писал о том, что его окружало. Сама жизнь ему подсказывала темы. И вскоре Державин поразит всех причудливым сочетанием высокой патетики и прозаического быта. В поэзии будет воплощать свою жизнь. Державин внес в поззию автобиографическую тему и это было художественным открытием.

В 70-ые годы Державин уже писал песни, басни, оды, эпиграммы, все они были наивны и во многом подражательны его предшественникам. Еще в Казани он познакомился с творчеством русских классицистов: М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, В.К.Тредиаковского, М.М.Хераскова. Литературный опыт этих поэтов был учтен Державиным, в ранних стихах он им подражал.

Важной вехой на творческом пути Державина явился сборник “Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае.” В этих одах Державин затронул темы, которые будут характерны для последующего творчества. В одах “На великость”, “На знатность” поэт говорит о естественном равенстве людей. Поэт смело обращается к “земным богам”, поучая и предупреждая их. Истинная “великость”, по мнению поэта, заключается не в дворянских титулах, а в добродетелях и личных достоинствах человека. Поэт говорит о необходимости личных заслуг человека перед обществом, государством. Уже в ранних одах Державин говорит то, о чем думает. Недаром эти стихи поэт перенесет в знаменитую оду “Вельможа.” “Горачая правда” будет присуща всей поэзии Державина.

Читалагайские оды были равнодушно приняты и читателями и поэтами. Державин понимал, что их слабость в подражательности. Он подражал Ломоносову. Ему тесны рамки классицизма, поэт в поисках, его все больше привлекает реальная жизнь.

Новое творческое слово Державина прозвучало в оде “На смерть князя Мещерского.” Поводом написания оды стала неожиданная смерть князя Мещерского - близкого знакомого поэта. Его смерть поразила Державина тем больше, что вся жизнь князя “сына роскоши и нег”, была “праздником красоты и довольства.” Поэт задумывается над вечной философской проблемой жизни и смерти. На протяжении всего своего творчества поэт будет обращаться к этой теме, он часто задумывается над тем, как люди, подобно водопаду, падают с высот счастья. И знатного и ничтожного одинаково поджидает смерть. Смерть в державинской оде взирает на все равнодушно, для нее все равны. “И бледна Смерть на всех глядит.” Образ смерти выписан в оде красочно и детально. Она “скрежещет зубами” и “кося сечет дни человеческой жизни”, “алчна смерть глотает” целые царства”, “без жалости разит” все вокруг. Усмехаясь, Смерть глядит на царей, “пышных богачей” и умников - “и…точит лезвие косы.” Несмотря на рассуждения о смерти, в оде побеждает жизнеутверждающее начало, побеждает тяга Державина к земной жизни и земным радостям. И хотя смерть неизбежна, надо жить и не терять это драгоценное время, приносить пользу Отечеству и своему народу. В оде на “Смерть князя Мещерского” Державин продолжает поиск своего стиля, тем, выражения мыслей, чувств. Он выступает поэтом-новатором. Державин в своей автобиографической записке отмечает, что вначале он хотел подражать Ломоносову, но не долго его восхищала пышность и красивый набор слов Ломоносова. Поэт искал свой путь. Ему интересен внутренний мир человека, его переживания. В жанр оды он вносит лирическое начало.

Державин познакомился с теорией французского классициста Шарля Батте, главным требованием которой было “подражание изящной природе”, а главная цель поэзии - “нравиться” и “поучать”. Эти правила позволяли поэту быть проще, человечнее и жизнерадостней. Державин обращается в своем творчестве к предметам, взятым из жизни, находить радость в изображении повседневных, привычных дел и явлений.

Именно в этот период Державин пишет свое произведение “На рождение в Севере порфирородного отрока”/1779г./, посвященное дню рождения будущего государя Александра Павловича. Поэт пишет не похвальную оду, которая писалась в таких случаях, а стих. Необычность стихотворению придает сочетание сказочных элементов и реальности. Он стремится изобразить реальную картину жизни, например, русскую зиму, а одических богов превращает в сказочных героев. Поэт использует сказочный сюжет: феи несут новорожденному свои дары - богатство, разум, красоту. А одна фея желает ребенку: “Будь на троне человек!” В русской классицистической поэзии до Державина никто не предъявлял подобных требований - быть на троне человеком. Державин требовал от царей подчинения законам, умения владеть своими страстями. А в стихотворении “Беседа с гением” он обращается с просьбой к Екатерине: “А ты всем матерь равна буди”.

В 1780г., обогащенный жизненным опытом, Державин пишет оду “Властителям и судиям”. Это поэтическое переложение 81 псалма о библейском царе Давиде, который обличал своих врагов. С помощью библейских мотивов поэт выразил свое отношение к “земным богам”. В оде с поражающей силой звучит боль и гнев поэта. За годы службы в Сенате Державин не раз сталкивался с несправедливостью, видел унижение, бессилие бедных и торжество богатых. Поэт осудил земных богов, которые нарушают законы, забывают о народе, плодят на земле зло. Долг государей и вельмож - “сохранять законы”/ не оставлять в беде сирот и вдов, “спасать от бед невинных”, “от сильных защищать бессильных”./ Поэт понимает, что земной суд не способен принимать справедливые решения. Остается одна надежда - на бога. И он призывает бога покарать “неправедных и злых земных владык: “Воскресни, Боже!... Приди, суди, карай лукавых! И будь един царем земли!”

Державин дважды /1780 и 1787г./ опубликовал это стихотворение, пока оно не попало на глаза Екатерины. Ода была объявлена якобинской, а весь тираж “Санкт-Петербургского вестника,” в котором было опубликовано стихотворение, был изъят. Более того, поэту пришлось объяснять Тайной канцелярии смысл оды. Державин доказывал, что ода никак не может быть причислена к “якобинским” т.е. революционным, т.к. “царь Давид /чей псалом переложил поэт во “Властителях и судиях”/ не был якобинцем. Доводы поэта были приняты, его оставили в покое. В оде Державин выступил с критикой власти, обличал беззаконие своего времени.

В 1794г. пишет свою следующую оду - сатиру “Вельможа”. Автор предстает гражданином, требовательным судьей. Дан обобщенный сатирический образ вельможи, но многие узнавали в державинском вельможе черты фаворитов императрицы /Потемкина, Орлова, Зубова./ В монологе, с которого начинается ода, поэт определяет свою позицию, дает идеальный образ вельможи. Такой вельможа должен служить добру, это просвещенный, умный, честный, неподкупный слуга общества. Но вельможи, окружающие трон, далеки от этого идеала. Это праздные, равнодушные, себялюбивые люди, которые свои личные интересы ставят выше государственных дел. Поэт беспощаден к глупым вельможам. Бездарного вельможу он сравнивает с его ослом: “Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами. Где должно действовать умом. Он только хлопает ушами.” Пока вельможа нежится, “вдова стоит с младенцем и плачет и желает покрова”. Так, Державин в жанре торжественной оды включает конкретно-бытовые реалии жизни. Поэт осуждает вельмож. Сатира в оде направлена против явления “вельможества” в целом.

Образцом нового стиля в русской поэзии стала ода Державина “Фелица” /1782г./ В подзаголовке стихотворения уточняется: “Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою…, Переведена с арабского языка.” Свое необычное название это произведение получило от имени героини “Сказки о царевиче Хлоре”, автором которой была сама Екатерина. Этим именем, которое в переводе с латинского означает счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически характеризующей ее окружение.

В сказке рассказывается о том, что царевич Хлор отправился на поиски розы без шипов. Царевна Фелица отправила с Хлором в качестве помощника мальчика по имени Рассудок. Царевич узнает, что роза без шипов - добродетель и она не дается даром, а достигается большим трудом. Нравственный рост царевича изображен как подъем на вершину высокой горы. В оде Державина и сюжет построен в виде постепенного движения от тьмы к свету, от заблуждений к познанию истины.

В Фелице современники поэта узнали Екатерину. Екатерину Державин изображает просвещенной монархиней: она умна, деятельна, скромна. Он перечисляет положительные стороны правления императрицы: она не терпит зла, не обижает никого. Фелица представлена даже в образе ангела, сошедшего на землю править. В этой части произведения Екатерина представлена как “земная богиня”, как этого требовал жанр хвалебной оды. Но далее представлен портрет реального человека. Монархиня изображена в повседневной жизни, в быту / она любит щи, простую кашу./ В обычной жизни она ведет себя очень скромно, ничем не отличается от других людей, разве что любовью к поэзии, умением ценить шутку. “Земная богиня” низведена до уровня обычного в своих поступках и делах человека. Это было совершенно новым явлением в литературе и поэтическая смелость Державина понравилась императрице.

В “Фелице” Державин преодолел еще одну тенденцию классицизма - в хвалебной оде только хвалить, восторгаться, восхищаться, но никак не обличать, не критиковать. В этой оде сатиры, иронии не меньше, чем похвалы и восторженности. Автор оды смело высмеивает вельмож, сановников, фаворитов Екатерины. Это могущественный граф Потемкин, Орлов, генерал Панин, егермейстер Нарышкин. Они гуляки, любители кулачных боев, конских скачек, и ради любимых развлечений забывали дела государственной службы. О графе Алексее Орлове поэт пишет:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными боями

И пляской веселя мой дух;

Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов…

А Потемкин любил плотно поесть и хорошо выпить /”Шампанским вафли запивая / И все на свете забывая”./ В жанре торжественной похвальной оды так еще никогда не писали.

Державин, создавая свою оду, использовал образы “Сказки о царевиче Хлоре” в, частности, это образ Мурзы. Этот образ наделен и чертами придворных вельмож Екатерины, и автобиографическими чертами самого поэта. Державин говорит о своих вкусах, пристрастиях, симпатиях и антипатиях. Авторское “я” занимает в оде значимое место и это также было новым словом в литературе. Личность поэта до Державина в хвалебных одах никак не проявлялась. Поэт подробно описывает образ жизни Мурзы. После позднего пробуждения Мурза пьет входивший тогда в моду кофе, курит табак и мечтает о воинской славе. Его день занят пирами и любовными утехами, скачками и охотой. Вечер он проводит, совершая лодочные прогулки по Неве, а дома его ждут невинные семейные радости и чтение на сон грядущий.

Необычным в оде Державина было и то, что в ней наблюдался отход от обязательного для этого жанра высокого слога и стиля. В “Фелице” встречается множество просторечных, разговорных слов и выражений: “к портному по кафтан”, “качели”, “шинок”/т.е. кабак/, “жмурки”, “лентяй” и др. Да и вся ода написана тем “забавным русским слогом”, изобретение которого Державин считал одной из главных своих заслуг перед русской поэзией. Этот слог сочетает в себе шутку, веселость, иронию с серьезностью и важностью тем, поднятых в произведении.

Державин очень надеялся, что ода приблизит его к императрице, он станет ее советодателем. Он ждал, как императрица оценит его оду, как посмотрит на его насмешку над ее любимцами. Екатерине понравилась ода. Дальновидная и умная, она понимала, что придворных следует время от времени ставить на место и намеки оды - прекрасный для этого повод. Сама Екатерина была писательницей, оттого сразу оценила и художественные достоинства произведения. Императрица щедро его наградила: подарила золотую табакерку, наполненную золотыми червонцами. И тем не менее, Державин не стал ее советодателем. Ода полна намеками на то, как надо просвещенному и добропорядочному монарху управлять государством. Самоуверенная императрица не простила поэту этой дерзости. Екатерине Державин посвящает еще несколько произведений: “Благодарность Фелице”, “Изображение Фелицы”, “Видение мурзы”. В “Видении мурзы” поэт продолжает обличать вельмож: “тот хотел арбуза, А тот соленых огурцов.”

Постепенно поняв истинную сущность Екатерины, Державин отказывается от хвалебных од. Он понимает, что поэт, зависимый от власти, ласкаемый двором, напишет “стишки”. А его обязанность не царей воспевать, а правду говорить: “За правду чтить меня ты будешь, она любезна всем веками.” В стихотворении “На птичку” /1792г./ Державин прямо говорит о том, что двор лишает его свободы, диктует темы:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту

А ей твердят: “Пой,птичка, пой!

Поэт всегда отстаивал свою независимость и правду говорил.

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ СТИХИ. Большое место в творчестве Державина занимают патриотические оды, в которых поэт прославлял россов. Державин был патриотом. По словам Белинского “патриотизм был его господствующим чувством.” Державин был свидетелем побед Суворова, Отечественной войны 1812г. Поэт был уверен, что победы были завоеваны народом и талантливыми полководцами. В этих одах запечатлен русский 18 век, героизм народа. Главным героем является Росс - обобщенный образ русского воина. Храбрым воинам посвящена ода “На взятие Измаила” /1780г./ Официально победителем Измаила считался Петемкин. Но Державин уверен, что сильнейшая крепость взята благодаря мужеству россов. “Выше славы и величия царей и вельмож - слава русского народа” - заявляет поэт в оде. В произведении Державин обращается к истории, изображает бедствия русской земли под татаро-монгольским игом. Но народ победил врага. Поэт гордится своим народом и призывает царя любить и заботиться о своем народе. Россы достойны лучшей жизни. Державин воспевает доблестный дух “россов” не во имя войны, а во имя торжества мира. Поэт утверждает, что “Воюет Росс за общее благо, за ваш, за всех покой.”

В патриотических одах Державин славил также умных полководцев. Особенно он восхищался Суворовым. Целый цикл стихотворений посвящен великому полководцу: “На взятие Измаила”, “На победы в Италии,” “На переход Альпийских гор”, “На пребывание Суворова в Таврическом дворце”, “Снигирь”. Державин лично знал Суворова еще со времен пугачевского восстания. Следующая встреча произошла через 20 лет. В Суворове Державин ценит непосредственность и твердость. Поэт выразительно воссоздает личный облик Суворова, его точный портрет. Это не просто великий полководец, отважный герой, - в первую очередь, он человек с присущими ему качествами. Узнав об успехах Суворова в знаменитом итальянском походе, Державин пишет оду “На победы в Италии” /1799г./, где полководца называет “веков явленье чуда.” Державин говорит о его привычках, его спартанском воспитании: ”воспитан он в огнях, во льдах”; о его победах: “потряс парижских твердость стен.” Даже поселившись в Таврическом дворце, Суворов не изменяет своим солдатским привычкам: продолжает спать на охапке сена, вставать рано.

Изображая Суворова, Державин пользуется приемом гиперболизации, создает образ былинного богатыря. Поэт наделяет образ Суворова конкретными чертами. В оде “Снигирь” в образе Суворова он раскрывает его человеческие черты характера: скромность, храбрость, отмечает, что полководец жил единой жизнья с солдатами, разделял с ними тяготы походной жизни. Название стихотворение “Снигирь” восходит к реальным событиям: из дневника поэта узнаем, что у Суворова жил в клетке снегирь, который пел первые такты военного марша. И в память о Суворове он написал эту оду, в которой оплакивает смерть прежде всего своего друга. В этом цикле Державин создает многогранный, глубокий образ русского полководца, олицетворяющего собой славу России.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА. Державин был поэтом-мыслителем, он часто размышлял о сущности бытия. Радостное восприятие жизни омрачается мыслью о смерти. Эти мысли выражены поэтом в его раннем стихотворении “На смерть князя Мещерского”. Все в этой жизни мимолетно, временно. Сегодня ты всесильный вельможа, а завтра прах. “Сегодня бог, а завтра прах.” Двойственное восприятие жизни выражено поэтом в знаменитой оде “Водопад.” А.С.Пушкин считал эту оду лучшим произведением Державина.

Поводом написания оды послужила весть о кончине одного из могущественнейших людей России - графа Г.А.Потемкина. Ода открывается величественной картиной водопада Кивач. За реальным описанием начинается символика. Водопад символизирует вечность и быстротекущее время. К водопаду приближаются волк, лань и конь. Они символизируют человеческие качества: злобу, кротость, гордость. В жизни все люди разные, но все они равны перед лицом смерти. Водопад символизирует жизнь человеческую, в частности, превратности судьбы Потемкина. Он достиг славы, почета, а окончил жизнь в глухой степи. Жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Мысль об изменчивости и непрочности человеческого счастья наводит Державина на философские размышления о славе и величии подлинных героев, память о делах которых никогда не умирает в сердцах людей. Чтобы понять кто же остается в истории, в памяти поколений, Державин обращается к судьбам графа Потемкина и полководца Румянцева. Поэт перечисляет заслуги Потемкина: взял Очаков, Измаил, “соседей хищных истребил.” Но он и любитель роскоши, забавы, искал себе славы, не был “милосерд в войне кровавой.” В оде Потемкину противопоставлен полководец Румянцев - скромный, мужественный, честный, он преданно служил народу и Отчизне. И только такие герои, уверен поэт, останутся в памяти народа.

В 1784г. Державин пишет еще одну философскую оду - “Бог.” Это первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность, еще при жизни поэта. Ода была переведена на многие европейские языки / немецкий, английский, французский, итальянский, греческий, польский./

В этой оде Державина волнуют вопросы сотворения мира, взаимосвязь творца и человека. Бог - было первое слово произнесенное Державиным в младенчестве - еще без мысли, без разумения. Ода посвящена рассуждениям Державина о возникновении мира, о происхождении человека. В этой оде поэт прославляет бога, понимаемого им в философском смысле, как начало начал. Бог для поэта это вся природа, все мироздание. Главные признаки жизни - время, пространство, движение. Державин с гордостью говорит и человеке, о его возможностях. Человек не просто пылинка в хаосе мира. Человек вершина создания природы и значение его на земле велико. В мире человек и велик и ничтожен: “Я царь, я раб, я червь, я бог” - утверждает поэт.

Значительное место в поэзии Державина занимает анакреонтическая лирика, воспевающая земные радости. Творчество Анакреонта в России вызывало протест. Этот протест ярко выражен в произведении Ломоносова “Разговор с Анакреонтом.” Державин изменил традиционный образ Анакреонта - певца вина, любви, веселья. Для Державина Анакреонт прежде всего поэт, независимый от власти, т.е. свободный человек, имеющий право на счастье, любовь и радость жизни.

Впервые имя Анакреонта упоминается в стихотворении Державина “На взятие Измаила.” Державин отмечает, что только Анакреонт мог описать праздник, красавиц на этом празднике, который был посвящен взятию Измаила.

Поэтическое наследие греческого поэта не велико, это несколько стихотворений и ряд отрывков. Но его поэзия до сих пор не утратила своей ценности, она восхищала и Державина. Державин пишет анакреонтические стихи, которые называет песнями. В 1804г. он издал сборник под названием “Анакреонтические песни.” Во второй половине 90-ых годов анакреонтика стала главным жанром поэзии Державина. И только после разрыва с царским двором /отставки в 1803г./ он смог опубликовать свой сборник. Этот сборник - новый этап в творчестве Державина. Поэт отказывается от жанра оды, которая сковывала его. В своих песнях он говорит о тысяче маленьких, но важных для человека вещах. Этим чувствам не находилось места в жанрах классицизма. Своими стихами поэт утверждает право человека на счастье, радость, наслаждение. Он не спорит с Анакреонтом, подобно Ломоносову. Для гражданских мотивов, считает Державин, есть соответствующие жанры.

В анакреонтических стихах он создает небольшие поэтические картины, в которых дана русская жизнь. Державина привлекает светлый мир поэзии Анакреонта, жизнелюбивый образ самого поэта, который ценил покой, презирал шум света. Анакреонту Державин посвящает стихотворение “Венец бессмертия” /1798г./, развивающее тему бессмертия. Анакреонта приглашал к себе царь, подносил ему злато. Но греческий поэт выше всего ценил свою независимость и свободу. Эти же мотивы звучат в стихотворениях “О удовольствии”, “К самому себе”. А стихотворение “Русские девушки” - гимн русской природе, красоте русской девушки. Поэт любуется ими, уверен, что ничто не может сравниться с красотой их пляски. Державин предлагает Анакреонту полюбоваться вместе с ним:

Коль бы видел дев сих красных,

Ты б гречанок позабыл

Стихотворение живописно, полно гордости за сельских красавиц. Державин умел восхищаться женской красотой. Это восхищение выражено в стихотворениях “Приношение красавицам”, “Люси”. В анакреонтической лирике Державина отражаются события и факты из личной жизни поэта. Героями его стихотворений становятся близкие ему люди - его жена Дарья Алексеевна, которую он называет то Дашенькой, то Миленой, это и дочь поэта Львова - Лиза и др. Все это придает стихам Державина задушевность.

Любовь, воспетая Державиным, это земное чувство, переживаемое легко, весело, как удовольствие, данное человеку самой природой. Анакреонтические песни - это гимны любви. В стихотворениях “Любушка”, “Веер”, “Желание”, “Люси”, “Портрет Варяши”, и др. выражена гамма чувств. В отличие от од, эти стихи кратки, лаконичны. Многие любовные стихи - это восемь строк, но каких. Традиции державинской легкости, краткости, задушевности будут продолжены Батюшковым, Пушкиным. В “Анакреонтические песни” Державин включил 71 песню. Современники поэта считали, что это 71 драгоценность. Сборник явился венцом славы поэта.

Державин обращается и к творчеству древнеримского поэта Горация. Многое в творчестве Горация было близко Державину: предельно конкретный мир, в центре которого находится сам поэт, с легкой иронией рассказывающий о себе, своих друзьях, знакомых. Державин перевел шесть од Горация и включил в свой трактат “Рассуждения о лирической поэзии” как иллюстрации того или иного теоретического положения. Державин не знал латинского языка и читал немецкие переводы Горация. Он творчески осваивал литературное наследие римского поэта. Под влиянием Горация, Державин пишет два значительных стихотворения - “Памятник” и “Лебедь.” Ода Горация “К Мельпомене" /памятник / послужила основой для стихотворения Державина. Ода Горация - это монолог поэта о самом себе, о взаимоотношениях поэта с читателем, с властью. Обращаясь к данной теме, Державин пишет стихотворение “Памятник.” Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считает, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет,

Ни сирот несчастных стон:

Пусть в крови вселенна тонет,

Был бы счастлив только он…

Державин поэта называет служителем правды, а цель поэзии - исправлять порочные нравы. Поэзию он сравнивает с чистой родниковой водой. Главное для него - кристальная честность. Он всегда говорил правду. Свою заслугу Державин видит в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить” и “беседовать о боге.”

Спустя восемь лет после “Памятника,” написано стихотворение “Лебедь”. Державина опять волнует та же тема - бессмертие поэзии и ее творца. Древние считали лебедя символом света и поэзии. Гораций изображает свое превращение в лебедя и говорит о бессмертии поэта. Вдохновляясь этим образом, Державин создает свое стихотворение.

С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь в воздух поднимусь.

Так Державин начал своего “Лебедя.” Поэт подводит итог пройденного им литературного пути. Державин описывает свое превращение в лебедя. Он уверен в своем бессмертии. Державин знал себе цену как поэту и в памяти людей он останется как поэт. По словам Белинского “в лице Державина поэзия русская сделала шаг вперед.”

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Поздние просветители в противоположность классицизму выдвинули новое литературное направление - сентиментализм. Свое название это направление получило от французского слова "сентимент", что означает “чувство.” Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на чувствительность. В Европе классицизм существовал с 20-х по 80-е годы 18 века, а в России - с конца 18 до начала 19 века. Родиной сентиментализма была Англия. Английские сентименталисты Томас Грей, Джеймс Томсон, Ридчардсон содействовали развитию в читателе любви к природе, пробудили сочувствие к простым людям. Лоренс Стерн пишет “Сентиментальное путешествие” и по имени этого произведения само направление было названо “сентиментальным. На становление этого направления оказал огромное влияние роман Ж.Руссо “Новая Элоиза.” Концепция природы и “естественного” человека определили содержание его произведения и сентиментализма в целом.

Доминантой “человеческой природы” сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Герой в сентиментальной литературе более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х начале 1790-х благодаря переводам романов “Вертер” Гете, “Кларисса”, “Памела” Ридчардсона, “Новая Элоиза” Ж.Ж.Руссо. Эру русского сентиментализма открыл Н.М.Карамзин “Письмами русского путешественника.”

В России в период возникновения сентиментализма как литературного направления была иная общественно-политическая обстановка, чем в странах Западной Европы. Экономическая и политическая власть по-прежнему оставалась в руках дворян-помещиков. Не буржуазия, а дворянство явилось основным создателем нового литературного направления. Напуганные пугачевским движением, которое показало, как велики противоречия между помещиками и крепостным крестьянством, писатели-дворяне в своих произведениях старались сгладить остроту этих противоречий, описывали душевные переживания поселян, вполне довольных своей участью. Русские сентименталисты стремились перенести внимание читателя из мира общественной жизни в область душевных переживаний, на решение вопросов нравственного воспитания. Они утверждали, что все люди, независимо от их общественного положения, способны пережить самые высокие, прекрасные чувства. В каждом общественном состоянии человек может быть счастлив в своем душевном мире. Поэтому они подчеркивали, что “и крестьянки любить умеют,” способны восторгаться красотой природы. “Во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия”, - утверждал Карамзин, глава русских сентименталистов. Если и крестьянкам доступны радости жизни, то, значит, путь к счастью лежит не через изменение общественного строя, а через нравственное воспитание людей. Карамзин, например, рисует крепостных крестьян довольными своей жизнью и прославляющими своих помещиков. Так, в конце “Сельской комедии” хор земледельцев поет:

 

 

Как не петь нам. Мы счастливы,

Славим барина отца.

Сентиментализм поставил в центр своих интересов обыкновенного человека. Этот человек способен сочувствовать другим людям, сострадать им в несчастьях, без всякого расчета разделять с ними радость, успех, удачу. Главное для сентименталиста - просвещение и воспитание доброй души. Классицисты утверждали, что их зовет к добру долг, который открылся им благодаря разуму. Сентименталисты, напротив, убеждены, что стремление к добру не зависит от разума, а заложено в природе человека. И когда человек совершает добрые поступки, он не вспоминает о долге. Он слушает голос совести, им владеют чувства, его влечет к добру отзывчивость сердца. Душа одного человека находит путь к душе другого. Общение душ происходит благодаря нашим чувствам. Но если это так, то зачем, спрашивали сентименталисты, нужны какие-то правила, строгие нормы. Не являются ли эти правила ложным изобретением цивилизации и не отдаляют нас от природы. Чувствительность - считают сентименталисты, это природный дар. Культу разума они противопоставляли культ чувств. Классицисты считали, что исполнять веления разума выгодно и для общества и для человека, а сентименталисты ту же выгоду находили в исполнении велений сердца. Авторы сентиментальных произведений стремились пробудить в читателе чувствительность. Сентиментализм хотел воспитать каждого и он обратился ко всем людям, его основным героем стал обыкновенный человек, живущий в обычной домашней обстановке. Классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. Сентименталистам интересен внутренний мир человека, его психология, его настроение. При этом ценность человека обусловлена не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди - дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения “маленького человека.” Главное место отводилось авторской личности, авторскому субъективному восприятию окружающей действительности. Автор сочувствовал героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателей.

Характерным для сентиментализма стало противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Город нес с собой социальные и моральные пороки, душевную нищету, а село, деревня - расцвет и богатство чувств. Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора. Идеализировался патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковались буржуазные нравы. Положительными героями сентиментальных произведений выступали представители средних и низких классов.

Сентименталисты обращаются к новым жанрам. Среди основных жанров выдвигают путешествия, роман, появляются такие разновидности, как воспитательный роман, роман в письмах. Главный объект описания - не страны, посещаемые автором-путешественником, а его внутренний мир. Из лирических жанров большое распространение получают элегии, послания, т.е. средние жанры. Сентименталисты полюбили и жанр идиллии. В этом жанре рассказывалось о счастливой жизни простых людей / пастухов и пастушек / на лоне природы. На смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека. Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон “трех единств” отрицается, значительно расширяется круг явлений действительности.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-эмоциональный; использовались такие поэтические средства как в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: