Введение
Колесо, являясь элементом ходовой части, связывает автомобиль с дорогой. С помощью колес осуществляется движение, передаются вертикальные нагрузки от автомобиля, воспринимаются удары и колебания от дороги. Кроме того, ведущие колеса создают при контакте с дорогой тяговое усилие, управляемые колеса обеспечивают маневрирование. Таким образом, от колеса, в конечном счете, зависит управляемость и устойчивость автомобиля.
Автомобильное колесо состоит из двух составных частей – колесного диска и шины.
Колесный диск служит основой для установки шины и передачи на нее вращения от оси. Конструктивно объединяет собственно диск и обод. Различают два типа колесных дисков – стальные и легкосплавные. В стальном диске обод и диск соединены между собой сваркой. Легкосплавный диск представляет единое целое.
Колесный диск закрепляется на оси колеса с помощью ступицы. Крепление может быть болтовое (легковые автомобили) или шпилечное (грузовые автомобили). Для соединения в диске выполнение несколько (4-6 у легковых автомобилей) крепежных отверстий. Объем внутренней части диска определяет конструкцию применяемого тормозного механизма.
Обод служит для соединения шины с диском. Обод имеет сложную поперечную форму, которая обеспечивает установку шины соответствующего размера. Обод легковых автомобилей имеет утопленный центр, слева и справа от которого последовательно располагаются кольцевой выступ (hump, хамп), полка и борт (закраина).
Кольцевой выступ фиксирует шину на ободе. На полке располагается борт шины. Посадка шины осуществляется в основном на внешнюю полку, но есть конструкции колес с внутренней полкой (шина охватывает обод). Полка может иметь три размера: стандартный, плоский и расширенный (используется в системе Run Flat). Полка плавно переходит в борт, который в профиле имеет различную форму. Наиболее распространены J-образные борта.
|
Технологическая карта «Замена колеса легкового автомобиля ГАЗ-3102»
Трудоемкость чел/мин – 42
Число исполнителей – 1
Специальность и разряд – слесарь 2,3 разряда
№ операции | № перехода | Наименование операций и перехода | Эскиз | Место выполнения | Оборудование и инструменты | Трудоемкость чел/мин | Технические условия и указания |
Организация рабочего места | |||||||
Проверить исправность инструмента | |||||||
Подготовить инструмент | |||||||
Подготовить запасное колесо | |||||||
Установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке | площадка | Полы с ровным и прочным покрытием, гладкой и нескользящей поверхностью (см. эскиз) | |||||
Зафиксировать автомобиль | площадка | противооткаты | |||||
Установить на стояночный тормоз | |||||||
Установить противооткаты под колесо, | расположенное по диагонали от заменяемого, с двух сторон противооткатные упоры, плотно прилегая к колесу (см. эскиз) | ||||||
Снять неисправное колесо | |||||||
Ослабить затяжку всех болтов крепления колеса | площадка | "Баллонным" или торцовым ключом на 17мм | приблизительно на пол-оборота против часовой стрелки | ||||
Установить под порог автомобиля домкрат | площадка | домкрат | При этом нижняя опорная площадка домкрата должна находиться строго под верхним упором. Если автомобиль стоит на рыхлом грунте, подложите под домкрат опору, увеличивающую устойчивость домкрата (например доску подходящего размера). | ||||
Поднять автомобиль | площадка | домкрат | Плавно, одновременно проверяя отсутствие его перемещения вперед или назад. Подъем производим до тех пор, пока заменяемое колесо автомобиля не окажется на расстоянии 2-3 см от опорной поверхности. | ||||
вывернуть болты (окончательно) крепления | площадка | "Баллонным" или торцовым ключом на 17мм | Положить рядом с автомобилем | ||||
Снять колесо | |||||||
Установить запасное колесо | площадка | вручную | Придерживая колесо, предварительно наживляем болты его крепления. | ||||
Надеть колесо на ступицу | Посадочное отверстие совмещено со шпильками | ||||||
Совместить диск колеса с отверстиями | Даже небольшое отклонение может привести к биению покрышки | ||||||
Закрутить гайки на колесе, пока оно находится на весу | До касания | ||||||
Затянуть болты его крепления | площадка | "Баллонным" или торцовым ключом на 17мм | Придерживая колесо от вращения, крест-накрест | ||||
Опустить автомобиль | площадка | домкрат | до плотного касания колеса с опорной поверхностью. | ||||
Затянуть болты крепления колеса | площадка | Динамометрический ключ | по схеме моментом 75,5-92,6 Нм, | ||||
Уложить снятое колесо в багажное отделение | площадка | вручную | надежно закрепляем его | ||||
Убрать противооткатные упоры | площадка | вручную | На подкатную тележку | ||||
Проверить давление в шине | площадка | Манометр | при необходимости, доводим его до нормы. (2.0-2,2 кПа) | ||||
Проехать несколько км | Через определенное время Болты нужно протянуть. | ||||||
Подтянуть болты | по схеме моментом 65,2-92,6 Нм |
|
|
Приложение