Занятия с элементами тренинга
на тему: «Сохранение эмоционального
Здоровья педагогов»
Подготовила
практический психолог
Казеевой Марины Николаевны
Горловка 2020
Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема.
Профессия педагога это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов, специалистов различных социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
День за днем уровень напряженности может накапливаться.
Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.
Мне бы хотелось дать представление о возможной практической помощи педагогам, а также познакомить Вас с полезными психологическими упражнениями, которые, может быть, помогут вам, уважаемые педагоги, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность. Некоторые из этих упражнений можно применять и с детьми.
Упражнения для снятия умственного напряжения
· Упражнение выполняется сидя. Желательно сидеть на стуле, имеющем твердую спинку. Спину держим прямо, мышцы шеи расслаблены. Для лучшего расслабления глаза держим закрытыми.
- Поднимаем руки. Располагаем пальцы на висках и находим небольшую впадину приблизительно на середине виска. Это и есть нужная точка. При надавливании на нее ощущается боль.
- Массирование производится указательным пальцем, на котором прижат средний палец. Массирование производится круговыми движениями (лучше, если вы будете массировать оба виска синхронно). Сделай 20 круговых движений по направлению к лицу и 20 движений по направлению к затылку. Повторяем еще два раза.
- Завершая упражнение, уменьшаем силу надавливания, постепенно переходя к поглаживаниям. Завершив упражнение, сделаем 3 глубоких вдоха и выдоха.
· Пальцы слегка расставлены и немного согнуты в суставах.
Кончиками пальцев массировать голову в направлении ото лба к макушке, ото лба к затылку, от ушей к шее.
· Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.
Упражнение «Голова».
Помимо интеллектуального напряжения, педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на студентов, подавлять их чрезмерную активность, в чем-то сдерживать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у него перенапряжение и, как следствие этого, различные физические недомогания. Учителя часто жалуются на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаемое упражнение, помогающее снять эти болезненные ощущения.
Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себя, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Разрядка от гнева и агрессии.
· Сильно сжимаем руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разжимаем пальцы, расслабляем их. Делаем столько раз, пока не почувствуем, что напряжение уходит.
· Вытягиваем руки вверх, и тянись вверх изо всех сил, как будто хотим что-то достать с потолка. Тянемся до предела, а потом опускаем руки вниз, расслабляем их.
· Закрываем глаза и напряжённо нахмуримся. Сохраним это выражение лица, сколько сможем, а потом расслабимся. Почувствуем, как напряжение исчезает.
· Открывая рот, как можно шире и слаживаем губы в большую букву О. Так расслабляются мышцы лица.
· Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.
В 1970-х годах была разработана программа «Гимнастика Мозга» В нее входят упражнения которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.
· Упражнение на подготовку к напряженной работе.
Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком 15-20 с.
· «Перекаты головы».
После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты.
Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.
· Звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу
Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.
Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.
Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного
загрязнения.
Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.
Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители,
несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
2. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Мето дические указания/ Сост. М.М. Кашапов. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2001.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991.
4. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. отношения, 1990.
5. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр.
6. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, - М.:1990.
7. Козлов Н.Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М.1997.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
9. Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии. - М.: Новая школа, 1991.