Психология
Практическое занятие на тему:
«Формы и методы мотивации сотрудников»
Исполнитель:
Коровин Е. В.
Группа: БЖ 1801-z
Екатеринбург
Примеры форм и методов мотивации в зависимости от типа сотрудника и теории мотивации
1. Стремление к власти, высокому статусу. Это карьеристы, для которых престиж и признание со стороны коллег – превыше всего.
Вид сотрудника:
Исполнитель на автономной работе
Специалист с функциональным характером работы
Как мотивировать: общественное признание, как лучшего в своей сфере; карьерный рост; улучшение условий труда, оплата обучения и повышения квалификации.
Формы стимулирования:
Базовые (наиболее действенные) – организационные - условия работы, ее содержание, организация труда.
Применимые (могут быть использованы) – денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок; моральные - грамоты, награды, доска почета и пр.; привлечение к совладению, участие в управлении.
Нейтральные (не окажут никакого воздействия) – натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
Запрещенные (могут привести к противоположному эффекту и/или деструктивному поведению) – негативные - выговоры, наказания, угроза потери работы; патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
2. Желание быть уникальным, выделяться на фоне остальных своими особыми заслугами, проектами и идеями. Это, как правило, отличные специалисты, которые с удовольствием повышают свой уровень знаний и профессионального мастерства, любят осваивать новые технологии, могут сделать больше, если предоставить им свободный график.
|
3. Стремление к улучшению своего благосостояния. Такой сотрудник выкладывается на все сто, если уверен, что интересы компании совпадают с его собственными. Дайте ему кредит на льготных условиях, это будет отличным стимулом к работе. Люди данной стимульной группы становятся отличными консультантами, с удовольствием повышают уровень своих знаний и потом обучают других.
4. Стремление к самодостаточности и социальной безопасности. Таким людям жизненно необходимо чувствовать себя комфортно, как на работе, так и дома. Поэтому в данном случае подойдут такие методы для повышения работоспособности: достойная зарплата, дружественная атмосфера на работе, хороший социальный пакет.
5. Шесть сотрудников, имеющих лучшие результаты за выполненную работу по итогам, подведенным за квартал, будут награждены премией в размере двойного оклада.
6. Фото лучшего работника вывесят на доске почета предприятия.
7. К зарплате предусмотрена надбавка в размере 2% от личных продаж. Теперь приступим к рассмотрению другого термина.
8. Уникальность (признание заслуг, увлекательное занятие). Люди из этой стимульной группы не выносят монотонной работы, они способны на большее. Новые технологии и свободный график – для них прекраснейшая мотивация для свежих идей и проектов, открытий или изобретений. Охотно повышают свой квалификационный уровень и становятся незаменимыми специалистами.
Патриот
Отличительные черты: для него важно осознание своей незаменимости; стремится к участию в важных для компании делах; хочет, чтобы его ценили и уважали в компании, при том, что он и сам стремится заботиться о других сотрудниках; необходима идея, которая будет им двигать; важно общественное признание участия в успехе; готов жертвовать своими интересами ради интересов компании, но нуждается в поддержке руководителя.
|
Вид сотрудника: руководитель подразделения.
Как мотивировать: для патриота главное — общественное признание (различные общественные вознаграждения и похвалы), благодарность от руководства; его социальный статус.
Формы стимулирования:
Базовые (наиболее действенные) – моральные - грамоты, награды, доска почета и пр.
Применимые (могут быть использованы) – негативные - выговоры, наказания, угроза потери работы; натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.; патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.; привлечение к совладению, участие в управлении.
Нейтральные (не окажут никакого воздействия) – денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок; организационные - условия работы, ее содержание, организация труда.
Хозяин
Вид сотрудника: Исполнитель на автономной работе
Руководитель подразделения
Высший управляющий
Как мотивировать: самой большой мотивацией для хозяина служит участие в совладении и управлении, способствование карьерному росту. Такой тип не нуждается в наказаниях и указаниях. А слишком явное проявление заботы может даже обидеть его.
Формы стимулирования:
Базовые (наиболее действенные) – привлечение к совладению, участие в управлении.
|
Применимые (могут быть использованы) – денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок; организационные - условия работы, ее содержание, организация труда.
Нейтральные (не окажут никакого воздействия) – натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.; моральные - грамоты, награды, доска почета и пр.
Запрещенные (могут привести к противоположному эффекту и/или деструктивному поведению) – негативные - выговоры, наказания, угроза потери работы; патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
Люмпен (избегательный тип)
Отличительные черты: стремление избежать любых неприятных для себя обстоятельств, в том числе – работы; не хочет работать в принципе, делает лишь то, за что его не накажет начальник; все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений; согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше; не стремится повысить квалификацию, противодействует этому; сам не проявляет активности и негативно относится к активности других; низкая ответственность, желание переложить ответственность на других; стремление к минимизации усилий.
Вид сотрудника: исполнитель на простых работах.
Как мотивировать: проявлять заботу о работнике (предоставляя различные льготы и компенсации); предметная мотивация (покупка или аренда жилья, автомобиля); антистимулы (наказания, штрафы).
Формы стимулирования:
Базовые (наиболее действенные) – негативные - выговоры, наказания, угроза потери работы; натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.; патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
Нейтральные (не окажут никакого воздействия) – денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок; моральные - грамоты, награды, доска почета и пр.
Запрещенные (могут привести к противоположному эффекту и/или деструктивному поведению) – организационные - условия работы, ее содержание, организация труда; привлечение к совладению, участие в управлении.