О Т Ч Е Т
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
ДИСЦИПЛИНА: | "Оценка дефектов автомобиля, ремонт кузова и восстановление после аварии " | |
ТЕМА: | "Физические основы надежности и виды повреждений деталей машин" | |
Выполнил: студент гр. АТ.И-91 | Андросов А.Ю. _________________ |
Проверил: | Царёв О.А. _________________ |
Дата сдачи (защиты) домашнего задания: | ||
Результаты сдачи (защиты): Количество рейтинговых баллов | ||
Оценка | ||
Калуга, 2017 г.
Содержание
Введение. 2
1. Деформация и изломы.. 3
2. Износ деталей машин. 5
2.1. Классификация видов изнашивания. 7
2.2. Факторы, влияющие на изнашивание деталей. 8
3. Химико-тепловые повреждения. 11
Заключение. 13
Список используемых источников. 14
Введение
В процессе эксплуатации оборудования надежность, заложенная в нем при конструировании и изготовлении, снижается вследствие различных неисправностей. Образование и развитие неисправностей оборудования объясняется действием объективно существующих закономерностей. Неисправности машин появляются в результате постоянного или внезапного снижения физико-механических свойств материала деталей, их деформирования, истирания, коррозии, старения, перераспределения остаточных деформаций и других причин, вызывающих отказы деталей.
В большинстве случаев изменения происходят в сопряжениях – это нарушение заданных зазоров в подвижных соединениях или натягов в неподвижных соединениях. Любая неисправность является следствием либо дефекта изготовления детали и машины или их ремонта, либо произошедших в процессе эксплуатации изменений размеров, формы, шероховатости поверхности деталей, нарушения их целостности, состава, структуры, механических свойств материала.
Появление неисправностей обусловлено конструктивными, технологическими и эксплуатационными факторами. Наблюдения за отказами деталей машин в эксплуатации позволяют все виды разрушения материалов деталей разделить на три основные группы: деформация и изломы, износ, химико-тепловые повреждения.
Деформация и изломы происходят при напряжениях, превышающих предел текучести или предел прочности материала детали. Изнашивание происходит в результате взаимодействия трущихся тел. Характер трущихся тел и условия их взаимодействия обусловливают особенности процесса изнашивания. Химико-тепловые повреждения – результат комплексного воздействия на рабочие поверхности деталей факторов, среди которых факторы теплового воздействия превалируют.
В данном отчете приведено наиболее полное раскрытие каждого дефекта различных деталей машин.
Деформация и изломы
Деформация материала детали происходит в результате приложения нагрузки и выражается изменением формы и размеров детали.
Эти изменения могут быть временными (упругие деформации, исчезающие после снятия нагрузки), или остаточными (пластические деформации, остающиеся после снятия нагрузки). Повреждения деталей происходят в результате пластической деформации и выражаются в виде изгибов, вмятин и скручиваний.
При изгибах и вмятинах нарушается геометрическая форма деталей в результате приложения в основном динамических нагрузок.
Скручивание деталей вызывается приложением крутящего момента, превосходящего расчетный.
Излом материала детали также происходит в результате приложения нагрузки и выражается в разрушении детали.
В зависимости от характера нагружения рассматривают статический, динамический и усталостный изломы.
Статический излом является результатом воздействия значительных местных нагрузок. Чаще всего он наблюдается в наиболее нагруженных местах в деталях корпусов в виде трещин, особенно в деталях, изготовленных из чугуна.
Динамический излом является следствием сильных поверхностных ударов и часто наблюдается на литых деталях.
Хрупкий излом характеризуется полным отсутствием или весьма незначительной величиной пластических деформаций. Причинами хрупкого излома чаще всего служат хладноломкость материала детали, наличие концентраторов напряжений в опасном сечении и мгновенное приложение нагрузки.
Вязкий излом обусловлен наличием макропластической деформации. Разрушение материала детали при вязком изломе — результат резкого возрастания приложенной статической нагрузки. Вязкий излом появляется в результате превышения предела текучести материала детали.
Однако наиболее часто причиной выхода детали из строя является усталостный излом, в основе которого лежит явление усталости, т.е. разрушение материала под влиянием циклических напряжений, действующих в течение определенного времени. Свойство материала детали, характеризующей ее способность сопротивляться усталостному разрушению, называют выносливостью. Установлено, что усталостные изломы возникают при напряжениях ниже предела текучести. Процесс начинается с зарождения усталостной трещины, появлению которой способствует наличие концентратора напряжений или какого-либо микродефекта в опасном сечении детали. Возникнув, усталостная трещина под действием циклической нагрузки распространяется в глубь детали, что приводит в конечном итоге к ее разрушению. Практика показала, что разрушение вооружения шарошек буровых долот начинается с появления усталостных трещин [1].
Износ деталей машин
Износ деталей – основной дефект, приводящий к выходу машин из строя Другие виды повреждений деталей менее распространены в эксплуатации бурового и нефтегазопромыслового оборудования. Поэтому всестороннее изучение явлений изнашивания и их причин чрезвычайно важно.
Трение – сопротивление, возникающее при взаимном перемещении соприкасающихся поверхностей тел.
В зависимости от кинематических признаков относительного перемещения тел чаще всего встречаются два вида трения: трение скольжения и трение качения.
В зависимости от состояния трущихся поверхностей различают:
- трение без смазки – трение двух твердых тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала всех видов;
- граничное трение – трение двух твердых тел при наличии на поверхности трения слоя жидкости, обладающего свойствами, отличающимися от объемных;
- жидкостноетрение-явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами, разделенными слоем жидкости, в котором проявляются ее объемные свойства.
На процессы трения влияют механические, физико-химические, тепловые и электрические факторы. Различное сочетание этих факторов приводит к многообразию видов изнашивания.
Изнашивание– процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации.
Износ – результат изнашивания, проявляющегося в виде отделения или остаточной деформации материала.
Гидродинамическое давление смазки, развивающееся вследствие движения ее в пространстве между цапфой и подшипником, уравновешивает внешнее давление на цапфу. Поскольку площади поперечных сечений этого пространства в радиальном направлении различны, щель приобретает форму клина.
При движении смазки отдельные ее слои перемещаются с различными скоростями по отношению друг к другу, поэтому возникает жидкостное трение.
Закон жидкостного трения можно представить следующей формулой:
F=µQ , (2.1)
где: F – сопротивление трения, кгс;
µ – абсолютная вязкость смазки, кгс с/м2;
Q – площадь трущихся поверхностей, м2;
v – относительная скорость скольжения, м/с;
h – толщина слоя смазки, м.
На основе этого закона и ряда экспериментов получена формула, устанавливающая условия, при которых обеспечивается всплывание цапфы:
h =
(2.2)
где: hmin – толщина слоя масла в самом тонком месте, мм;
n – частота вращения вала, об/мин;
d – диаметр цапфы, мм;
I – длина цапфы, мм;
S – наибольший зазор в состоянии покоя, мм;
Р – удельная нагрузка на вал, кгс/м2.
Для нормальной работы деталей, как это следует из формулы (2.2), главное значение имеют величина первоначального зазора и качество смазки. Осуществить постоянство условий для обеспечения жидкостного трения невозможно, так как при запуске машины цапфа переходит из нижнего положения в верхнее; при полужидкостном трении, что приводит к изнашиванию сопряженной пары. Такое же положение возникает при изменениях режима работы машины и особенно при ее перегрузке, когда снижается скорость вращения п и увеличивается нагрузка Р.
Классификация видов изнашивания
Механическое изнашивание – изнашивание в результате механических воздействий. В свою очередь механическое изнашивание подразделяется на: абразивное, гидроабразивное, газоабразивное, эрозионное, усталостное и кавитационное.
Абразивное изнашивание механическое изнашивание материала в результате режущего или царапающего действия твердых тел или частиц.
Очень опасен износ поверхностей твердыми подвижными частицами, попадающими между трущимися поверхностями (например, с загрязненной смазкой). Абразивное изнашивание поверхности деталей происходит при бурении скважин, резании грунтов, дроблении камня, перемешивании твердых смесей, а также при буксовании колеса по поверхности дороги.
Абразивная эрозия, гидро- и газоабразивное изнашивание – основной вид изнашивания деталей насосов, трубопроводов, арматуры, дымососов, вентиляторов, эжекторов, пескоструйных аппаратов в результате воздействия твердых тел или частиц, увлекаемых потоком жидкости или газа.
При усталостном изнашивании поверхности трения или отдельных ее участков повторное деформирование микрообъемов материала приводит к возникновению трещин и отделению частиц. Это особенно проявляется при трении качения: шарик или ролик, перемещаясь по поверхности кольца подшипника, гонит перед собой волну сжатия материала, а сзади создает зону растяжения. Многократно повторяющиеся знакопеременные нагрузки вызывают явления контактной усталости.
Усталостное изнашивание часто является одной из причин выхода из строя основной опоры вертлюга, основной и вспомогательной опор ротора, шестерен бурового насоса и ротора, а также элементов подшипников скольжения, в которых выкрашивается антифрикционный слой баббитовых и бронзовых вкладышей.
Кавитационное изнашивание поверхности происходит при относительном движении твердого тела в жидкости в условиях кавитации.
При неправильно выбранном режиме работы гидравлической машины в потоке жидкости могут образоваться пузырьки пара или газа, ликвидация которых происходит бурно с гидравлическими ударами. Кавитационное изнашивание во много раз активнее других видов изнашивания.