Методическое
Пособие
ИНСТРУКЦИИ
по
СИГНАЛИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
математический знак системы –,
видимые: красный, жёлтый, зелёный, синий, лунно-белый, два жёлтых
сигналы: красно-жёлтый, жёлто-зелёный, лунно-белый мигающий (ПС).
Звуковые: -, --, ---, —, ——, ———, —-, —--, —---.
видимые: светофоры, щиты, фонари, флаги, типы сигнальных приборов: диски; звуковые: поездные (тайфун), ручные свистки, рожки, звонки и сирены.
Инструкция по сигнализации на метрополитенах РФ
устанавливает:
Систему сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе,
а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.
2. Точное и беспрекословное выполнение требований сигналов,
обеспечивает:
Безопасность и бесперебойность движения поездов и маневровой работы.
3. Инструкция по сигнализации обязательна для всех работников
метрополитена.
Инструкция по сигнализации может быть изменена только: ГОУТ СМА.
Городским
Органом
по
Управлению
Транспортом
по согласованию с
Советом
Международной
Ассоциации,,Метро’’.
ГЛАВА 1
СИГНАЛЫ
Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, при помощи кото-
рого подаётся определённый приказ, относящийся к движению поездов и
маневровой работе.
Невыполнение требований сигнала приводит к нарушению безопасности
движения (к проезду запрещающего сигнала и как следствие к столкновению
поездов, к сходу поезда с рельс, к аварии или крушению).
Поезда метрополитена всегда следуют с установленным интервалом между
поездами в зависимости от времени суток. Такой интервал, т.е. чёткую работу,
|
машинист выполняет при строгом соблюдении режимов вождения поездов и
выполнения требований сигналов.
Сигналы служат:
1. для обеспечения безопасности движения, а также
Для чёткой организации движения поездов и маневровой работы.
Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению.
Работники метрополитена должны использовать все возможные средства
для выполнения требования сигнала.
1.1. Сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
1.2. Видимые сигналы выражаются:
Цветом: красный, жёлтый, зелёный, синий, лунно-белый — огни, белый диск;
Формой: щиты – прямоугольный (красный) и квадратный (жётый с одной
стороны и зелёный с другой), диск – круглый (белый с одной стороны
и красный с другой, красный диск, прямоугольный фонарь);
Положением и числом сигнальных показаний:
— два жёлтых огня,
— одинкрасный огонь – один жёлтый огонь,
— один жёлтый огонь – один зелёный огонь;
Указатели АРС на пульте управления:
Цифрами — 0, 40, 60, 70, 80
и
Буквами — 0Ч
Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы:
светофоры, фонари, флаги,
указатели АРС, диски, сигнальные указатели,
щиты, ручные диски сигнальные знаки.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:
— Дневные, подаваемые в светлое время суток на наземных и парковых путях;
Для подачи таких сигналов служат:
щиты, флаги,
диски, сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения);
— Ночные, подаваемые в тоннелях и в тёмное время суток на наземных путях;
|
Такими сигналами служат огни установленных цветов в:
ручных фонарях, фонарях на шестах и треногах,
поездных фонарях, сигнальных указателях;
На наземных путях ночные сигналы должны применяться и в дневное время
суток при:
тумане,
метели и др.
неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов менее 200 м;
— Круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и тёмное время суток;
Такими сигналами служат:
Огни светофоров установленных цветов,
Сигнальные показания указателей АРС,
Квадратные щиты жёлтого и зелёного цвета со светоотражающей поверхностью,
Маршрутные указатели,
Световые — указатели и сигнальные знаки.
В тоннелях применяются только ночные и круглосуточные сигналы.
1.3. Звуковые сигналы выражаются:
Числом
1 – 1-н короткий(-), 1-н длинный (—),
2 – 2-а коротких(- -), 2-а длинных (— —), 1-н длинный, 1-н короткий(— -),
3 – 3-и коротких (- - -), 3-и длинных (— — —),
1-н длинный, 2-а коротких (— - -),
4 – 1-н длинный, 3-и коротких (— - - -)
и сочетанием звуков различной продолжительностью.
Для подачи звуковые сигналов служат:
свистки электропоездов (тайфун),
свистки хозяйственных поездов,
ручные свистки и рожки, а также
сирены и звонки.
ГЛАВА 2
ПОСТОЯННЫЕ СИГНАЛЫ
2.1. Постоянные сигналы подаются:
а) светофорами;
б) указателями АЛС в кабинах управления.
СВЕТОФОРЫ
2.2. По назначению светофоры подразделяются на:
(по месту их установке)
— входные, разрешающие или запрещающие поезду следовать с
|
перегона на станцию;
— выходные, разрешающие или запрещающие поезду отправиться
со станции на перегон;
— проходные, разрешающие или запрещающие поезду проследовать
с одного блок-участка на другой;
— маневровые, разрешающие или запрещающие выполнение манёвров;
— повторительные,повторяющие показания основного светофора, когда по
местным условиям видимость основного светофора не
обеспечивается;
— предупредительные,предупреждающие о показании впереди располо-
женного светофора;
— резервные, устанавливаемые в створе с основным светофором,
нормально погашен и сигнального значения не имеет;
— ограждения, устанавливаемые для ограждения металлоконструкции.
Один светофор может совмещать два назначения:
выходной и маневровый,
проходной и ограждения,
выходной и ограждения.
2.3. По конструктивному исполнению они подразделяются на:
Устанавливаемые
Мачтовые Карликовые; на кронштейнах и мостиках
Сигнальные огни на светофорах применяются:
нормально горящие и нормально негорящие,
немигающие и мигающие
(периодически загорающиеся и гаснущие)
2.4. По способу управления светофоры подразделяются на:
автоматического действия (автоблокировки),
полуавтоматического действия,
независимого действия
(ограждения металлоконструкции)
2.5. Светофоры автоблокировки обозначаются цифрами;
светофоры полуавтоматического действия буквами и цифрами
или одними буквами;
К обозначению светофоров автоматического и полуавтоматического
действия, совмещённых со светофорами ограждения металлоконструкций,
добавляется буква,, М ’’. А к обозначению светофоров
полуавтоматического действия, связанных с
контрольно-габаритными устройствами,
добавляется буква,, Г ’’.
Светофоры ограждения обозначаются в зависимости от места установки:
Светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в правильном направлении обозначаются буквой,, М ’’ с добавлением № металлоконструкции;
Светофоры, устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в неправильном направлении обозначаются буквой,, МК ’’ с добавлением № металлоконструкции;
К обозначению светофоров, устанавливаемых для ограждения
металлоконструкций на путях, по которым предусматривается двухстороннее
движение, т.е. на соединительных ветках, к основному обозначению добавляется
буква,, Ч ’’ или,, Н ’’, что соответствует чётному или нечётному направлению
движения соответственно.
Металлоконструкции
При отправлении со станции на соединительную ветку в правильном направлении
по светофору Вр-538, светофор ограждения с буквой,, Ч ’’,
При отправлении со станции на соединительную ветку в правильном направлении
по светофору,, Д ’’, светофор ограждения с буквой,, Н ’’;
При следовании из депо на станцию и дальнейшее отправление по главному пути,
светофор ограждения с буквой,, Ч ’’,
При следовании из депо на станцию к сигналу,, ОП ’’, светофор ограждения с
буквой,, Н ’’
УКАЗАТЕЛИ АЛС
2.6. Указатель АРС расположен в кабине управления электроподвижным
составом и выполнен в виде светящихся ячеек с цифрами и буквами.
Допускается применение указателей других конструктивных
исполнений.
ЗНАЧЕНИЯ СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ УКАЗАТЕЛЯМИ
АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
2.7. Указателями АЛС в кабинах управления электроподвижным составом
подаются сигналы:
— цифровое показание —,, Разрешается движение со скоростью, не
превышающей указанную сигнальным показанием — 40, 60, 70, 80 ’’;
— цифра,, 0 ’’ (ноль) —,, Стой! Требуется остановка ’’;
— буквы,, ОЧ ’’ (отсутствие частоты) или,, НЧ ’’ (нет частоты) — Стой!
Требуется остановка’’.
1. впереди путь занят;
2. неисправность путевых устройств АРС;
3. неисправность поездных устройств АРС;
4. излом впереди лежащего рельса;
5. не задан маршрут следования;
6. не кодируемая рельсовая цепь (парковые пути);
— чередующие показания,, 0 ’’,, ОЧ ’’(,, НЧ ’’) — Сигнал абсолютной
остановки (допускается на линиях, где основным средством сигнализации
при движении поездов является АРС-АЛС),, Стой! Требуется остановка’’.
На линии, где основным средством сигнализации при движении поездов
является АЛС-АРС, в кабине управления поездом может применяться
дополнительное цифровое или буквенное показание о допустимой скорости
движения на следующем участке пути, т.е.;
— сигнальное показание на данной рельсовой цепи,, 60 ’’ и сигнальное показание
следующей рельсовой цепи,, 40 ’’;
—,, 80 ’’ и,, 70 ’’
ЗНАЧЕНИЯ СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ ВХОДНЫМИ,
ВЫХОДНЫМИ И ПРОХОДНЫМИ СВЕТОФОРАМИ
(Цветовые сигналы подаваемые сигналами (светофорами))
2.8. На линиях, где основным средством сигнализации при движении поездов
является автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками,
светофорами автоматического и полуавтоматического действия
(независимо от назначения), подаются сигналы:
— один зелёный огонь —,,Разрешается движение с
установленной скоростью’’;
— один жёлтый огонь —,,Разрешается движение с
готовностьюостановиться, следующий
светофор закрыт (красный)’’;
— один жёлтый огонь и один зелёный огонь —
,,Разрешается движение с уменьшенной скоростью
(не более 60 км/ч) и готовностью проследовать следующий
светофор с жёлтым показанием со скоростью не более 35 км/ч,
а на наземных участках – со скоростью не более 25 км/ч.;
— два жёлтых огня —,,Разрешается проследование светофора
со скоростью не более 35 км/ч, поезд следует с
отклонением по стрелочному переводу, следующий
светофор закрыт(красный)’’;
— два жёлтых огня, из них верхний мигающий —
,, Разрешается проследование светофора со скоростью
не более 35 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному
переводу, следующий светофор открыт (жёлтый или зелёный)’’;
— один жёлтый мигающий огонь — (допускается
применение сигнала один жёлтый мигающий огонь на
входных полуавтоматических светофорах, с ветки на
парковые пути),, Разрешается движение с установленной
скоростью на деповские пути, все попутные светофоры открыты ’’;
— один красный и один жёлтый огни —,, Стой!
Запрещается проезжать сигнал; путевой автостоп находится
в заграждающем положении ’’;
— один красный огонь —,, Стой! Запрещается проезжать
сигнал ’’.
Поезда с исправными устройствами АЛС-АРС следуют по сигналам светофоров
со скоростью, не превышающую указанную сигнальным показанием АЛС в кабине
управления поездом.
Если сигнальное показание АЛС превышает скорость, разрешённую светофором,
то выполняется требование сигнала светофора.
Пример: если после проследования светофора с жёлто-зелёным показанием
на пульте управления в кабине машиниста система АЛС показывает скорость
60 км/ч, то при подходе к светофору с жёлтым показанием, машинист обязан
снизить скорость и проследовать светофор с жёлтым огнём со скоростью не
более 35 км/ч.
2.9. На линиях, где основным средством сигнализации при движении
поездов является АЛС-АРС и оборудованных резервной автоматической
блокировкой без автостопов и защитных участков, светофоры
автоматического и полуавтоматического действия (независимо от назначения)
при включённой автоблокировке подают сигналы такие же, как в пункте 2.8.
Поезда с исправными устройствами АЛС-АРС следуют по сигналам светофоров
со скоростью, не превышая указанную сигнальным показанием АЛС в кабине
управления поездом.
На линиях, где основным средством сигнализации при движении поездов
является АЛС-АРС — автоблокировка должна быть нормально отключена
(отключены сигнальные огни светофоров автоматического действия).
При отключённой автоблокировке входные и выходные светофоры
полуавтоматического действия подают сигналы:
— один синий огонь —,, Разрешается движение по сигналам
указателя АЛС в кабине управления поездом’’;
при сигнальном показании АЛС,, 0 ’’ или,, НЧ ’’ (,, ОЧ ’’) движение
после остановки разрешается со скоростью не более 20 км/ч при
нажатой педали (кнопки) бдительности до появления разрешаю-
щего сигнального показания АЛС;
Для поезда с отключёнными устройствами АЛС-АРС сигнал светофора
один синий огонь имеет значение,, Стой! Запрещается проезжать
сигнал. Требуется включение сигнальных огней светофоров
автоблокировки ’’.
— один красный и один жёлтый огни — (для выходного
светофора совмещённого с маневровым, допускается применение
данного сигнала),, Стой! Запрещается проезжать сигнал ’’;
Для поезда с отключёнными устройствами АЛС-АРС сигнал светофора
один синий огонь имеет значение,, Стой! Запрещается проезжать
сигнал. Требуется включение сигнальных огней светофоров
автоблокировки ’’.
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ
2.10. Пригласительный сигнал:
— один лунно-белый мигающий огонь (типа,, МПС’’) —
разрешает поезду после остановки проследовать
светофор с запрещающим показанием.
— красный огонь,
— один красный и один жёлтый огни,
— погасшие огни,
— непонятное показание (красно - зелёный),
со скоростью не более 20 км/ч до появления
разрешающего сигнального показания АЛС в
кабине управления поездом, а поезду с неис -
правными устройствами АЛС-АРС или необо -
рудованному устройствами АЛС-АРС, а также
на линиях, необорудованных устройствами
АЛС-АРС, до следующего светофора.
При манёврах пригласительный сигнал (ПС) разрешает проследовать светофор
с запрещающим показанием со скоростью не более 20 км/ч до:
— следующего светофора;
или
— до конца маневрового маршрута, определяемого ТРА.
(техническо-распорядительным актом станции.)
2.11. Пригласительный сигнал размещают:
— на входных,
— на выходных,
— на маневровых светофорах,
полуавтоматического действия в нижней
светофорной головке.
— на мачтовых светофорах — в дополнительной
однозначной головке под основной головкой светофора.
На мачтовых светофорах, оборудованных маршрутным указателем,
дополнительная однозначная головка пригласительного
сигнала устанавливается под маршрутным указателем.
— Впредь до реконструкции (Кольцевая линия) допускается
применение в тоннеле немигающего пригласительного
сигнала в виде фонаря прямоугольной формы, с надписью
,, 20 км ’’ на стекле молочно-белого цвета (типа,, метро ’’).
В тоннеле пригласительный сигнал в виде фонаря
прямоугольной формы устанавливается над маршрутным
указателем или рядом с ним.