Предмета «Православная культура»




КОНЦЕПЦИЯ

предмета «Православная культура»

в составе образовательной области

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

Введение.

Концепция разработана в соответствии с предложениями Синодального отдела религиозного образования и катехизации о наполнении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-9 классах общеобразовательной школы (№ 1706/042 от 19.06.2017).

Документальной основой для разработки Концепции являются:

 

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (2015);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015);

- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000);

- Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (2002).

 

Концепция является методологической основой разработки и реализации предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования, определяет его цели и задачи.

Концепция излагает теоретико-методологические подходы и принципы для:

- выявления содержания предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования;

- определения психолого-педагогических условий его реализации;

- организации методического обеспечения в форме разработки рабочих программ учебного предмета, учебных пособий, оценочных и иных учебных материалов.

 

 

Общие положения.

Концепция основана на ведущих положениях культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский) и теории развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) являющихся теоретическим базисом разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В основе Концепции лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- взаимосвязь и взаимообусловленность процессов обучения и воспитания;

- проектировочный характер деятельности педагогов;

- приоритет познавательной активности и собственной учебной деятельности обучающихся;

- конструирование социальной среды развития обучающихся в образовании;

- организацию образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- ориентацию на результаты образования, понимаемые как совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и уровней сложности;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.

 

 

Содержание и структура

предмета «Православная культура»

Содержание предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования призвано отразить:

- ценностные основания отечественной культуры, базирующиеся на христианской традиции;

- основы христианской философии, этики и эстетики для ориентации обучающихся в смыслах человеческой деятельности, осуществлении нравственного выбора и культуре эмоционально-чувственного выражения ценностных установок личности;

- теории и факты, раскрывающие феномен христианской культуры во всемирной и отечественной истории, в различных сферах человеческой жизни, выраженные ключевыми понятиями, методами и приемами изучения религиозной культуры;

- соответствие Примерной основной образовательной программе основного общего образования в части содержания предметов «История», «Обществознание», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология».

 

Объектами изучения предмета «Православная культура» являются: тексты Священного Писания, исторические источники, произведения и памятники христианского искусства, художественная литература, современная социальная активность Русской Православной Церкви, процессы взаимодействия с христианскими конфессиями, межрелигиозный диалог с мировыми религиями.

Содержание предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования нацелено на развитие личности обучающихся посредством:

- освоения знаний о христианской истории, философии, этики и эстетики;

- формирования ценностных установок;

- приобретения соответствующих им умений осознанного нравственного выбора, необходимых для жизни в современном обществе;

- приобретения опыта деятельности в формах добровольчества, милосердия и благотворительности как способах воплощения христианских ценностей в современном обществе.

Предметное содержание может быть положено в основу разработки Программы воспитания и социализации обучающихся, конкретизируя задачи и направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации.

Структура изложения предмета – спиральная, сочетает линейный и концентрический принципы структурирования программы посредством соединения основных и дополнительных содерджательных линий. Программа содержит пять основных содержательных линий:

1) Картина мира

2) Содержание Библии

3) Человек как космос

4) Личность в мире

5) Историческая и культурная миссия Христианства;

и три дополнительные содержательные линии:

1) Люди ищут Бога

2) Малая Родина

3) Искусство христианского мира.

Деятельностная составляющая программы связана с изучением традиций милосердия и благотворительности (содержательные линии «Люди ищут Бога» и «Малая Родина»), активизацией включения обучающихся в практику добровольческой деятельности, реализацией групповых проектов. Возможно проведение тренингов (рекомендована программа «Ладья» (2012) https://ladya-deti.ru/o-programme).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: