КОНЦЕПЦИЯ
предмета «Православная культура»
в составе образовательной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Введение.
Концепция разработана в соответствии с предложениями Синодального отдела религиозного образования и катехизации о наполнении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-9 классах общеобразовательной школы (№ 1706/042 от 19.06.2017).
Документальной основой для разработки Концепции являются:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (2015);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015);
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000);
- Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (2002).
Концепция является методологической основой разработки и реализации предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования, определяет его цели и задачи.
Концепция излагает теоретико-методологические подходы и принципы для:
- выявления содержания предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования;
- определения психолого-педагогических условий его реализации;
- организации методического обеспечения в форме разработки рабочих программ учебного предмета, учебных пособий, оценочных и иных учебных материалов.
Общие положения.
|
Концепция основана на ведущих положениях культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский) и теории развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) являющихся теоретическим базисом разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В основе Концепции лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- взаимосвязь и взаимообусловленность процессов обучения и воспитания;
- проектировочный характер деятельности педагогов;
- приоритет познавательной активности и собственной учебной деятельности обучающихся;
- конструирование социальной среды развития обучающихся в образовании;
- организацию образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- ориентацию на результаты образования, понимаемые как совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и уровней сложности;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.
Содержание и структура
предмета «Православная культура»
Содержание предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования призвано отразить:
- ценностные основания отечественной культуры, базирующиеся на христианской традиции;
- основы христианской философии, этики и эстетики для ориентации обучающихся в смыслах человеческой деятельности, осуществлении нравственного выбора и культуре эмоционально-чувственного выражения ценностных установок личности;
|
- теории и факты, раскрывающие феномен христианской культуры во всемирной и отечественной истории, в различных сферах человеческой жизни, выраженные ключевыми понятиями, методами и приемами изучения религиозной культуры;
- соответствие Примерной основной образовательной программе основного общего образования в части содержания предметов «История», «Обществознание», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология».
Объектами изучения предмета «Православная культура» являются: тексты Священного Писания, исторические источники, произведения и памятники христианского искусства, художественная литература, современная социальная активность Русской Православной Церкви, процессы взаимодействия с христианскими конфессиями, межрелигиозный диалог с мировыми религиями.
Содержание предмета «Православная культура» на уровне основного общего образования нацелено на развитие личности обучающихся посредством:
- освоения знаний о христианской истории, философии, этики и эстетики;
- формирования ценностных установок;
- приобретения соответствующих им умений осознанного нравственного выбора, необходимых для жизни в современном обществе;
- приобретения опыта деятельности в формах добровольчества, милосердия и благотворительности как способах воплощения христианских ценностей в современном обществе.
Предметное содержание может быть положено в основу разработки Программы воспитания и социализации обучающихся, конкретизируя задачи и направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации.
|
Структура изложения предмета – спиральная, сочетает линейный и концентрический принципы структурирования программы посредством соединения основных и дополнительных содерджательных линий. Программа содержит пять основных содержательных линий:
1) Картина мира
2) Содержание Библии
3) Человек как космос
4) Личность в мире
5) Историческая и культурная миссия Христианства;
и три дополнительные содержательные линии:
1) Люди ищут Бога
2) Малая Родина
3) Искусство христианского мира.
Деятельностная составляющая программы связана с изучением традиций милосердия и благотворительности (содержательные линии «Люди ищут Бога» и «Малая Родина»), активизацией включения обучающихся в практику добровольческой деятельности, реализацией групповых проектов. Возможно проведение тренингов (рекомендована программа «Ладья» (2012) https://ladya-deti.ru/o-programme).