Краткий экскурс в историю журналистики




В.Л. ЦВИК

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В ЖУРНАЛИСТИКУ

 

Учебное пособие

 

 

Москва

Издательство МНЭПУ

 

 

Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – с.

 

 

Второе издание учебного пособия доктора филологических наук В.Л.Цвика “Введение в журналистику” – новая оригинальная разработка курса, ставящего целью дать студентам первичное представление о методологии и методике изучения журналистики, познакомить с основами современного законодательства в области СМИ и этическими нормами журналистской профессии, объяснить специфику и особую важность эколого-политологической направленности в журналистской работе, перспективы широкого использования публикаций экологической тематики во всех средствах массовой информации.

Для преподавателей и студентов факультетов журналистики российских университетов, а также университетов стран СНГ.

 

 

Вместо предисловия

 

Дорогие друзья!

 

Вы выбрали самую лучшую профессию на свете. Без преувеличения, ни один другой вид человеческой деятельности не предоставляет таких возможностей для самореализации, удовлетворения естественного любопытства, потребности в познании мира и человека как части этого мира. Ни одна другая профессия не даст вам возможности познакомиться с таким количеством людей, побывать в стольких местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Кто первым сообщает о событиях в “горячих точках”, об экстремальных ситуациях, к которым можно отнести стихийные бедствия и общественные катаклизмы? Перед кем широко распахиваются двери в кабинеты сильных мира сего, в залы государственных и общественных форумов, на концерты и спектакли, в мастерские художников и студии писателей? Кому раскрывают душу у таежных костров, в салоне авиалайнера и кабине боевого вертолета, на великосветском приеме и ночной тусовке “анде­граунда”?

Конечно, есть и такая редкая профессия, как путешественник. И землепроходец побывает в таких уголках мира, где до сих пор не ступала нога человека. Но в экспедицию вместе с ним, скорее всего, отправится журналист. А если и не отправится, то первым, кто встретит возвратившихся из дальних странствий путешественников, кто расскажет об их приключениях массовой аудитории, конечно, будет журналист.

Оружие журналиста – слово. А лучше сказать – инструмент. Этим инструментом владеют хорошие писатели. Отметим при этом, что многие известные писатели пришли в литературу из журналистики. Однако писатель на основе глубокого изучения и постижения реальной действительности создает, по преимуществу, мир вымышленный, в котором действуют придуманные герои и персонажи; писатель моделирует события и факты. Журналист же рассказывает только о том, что случилось, произошло; он изучает, постигает и отражает реальную действительность. Правда жизни – не вымышленная, но подлинная, – факт, как таковой, событие во всей его полноте и точности отображения – вот чем живет журналистика.

Однако как луна светит отраженным светом солнца, так и мы, журналисты, в своих статьях и заметках, репортажах и очерках, фельетонах и фильмах рассказываем о том, что сделали другие: о победах полководцев и солдат, достижениях изобретателей и фермеров, рекордах спортсменов, открытиях первопроходцев космоса, сыгранных ролях и написанных картинах. Образно говоря, мы отражаем свет земных и небесных звезд. Бывает, рассказываем о скандалах и происшествиях, преступлениях и человеческой подлости, загубленной природе и жестоком обращении с животными.

И все же журналиста нельзя назвать пассивным, сторонним наблюдателем чужой жизни. Когда солдаты поднимаются в атаку, строча из автоматов, тележурналист бежит рядом с видеокамерой в руках. Широко известны кадры, снятые в одной из мятежных стран: камера “смотрит” на убийцу, направившего дуло винтовки на кинооператора, зафиксировавшего на пленке собственную гибель; журналист был уже мертв, а выпавшая из его рук камера продолжала работать. И как знамя из рук павшего воина, это “оружие” журналиста было поднято другим. На место погибшего в строй становятся новые энтузиасты прекрасной, хоть и опасной подчас профессии.

Вместе с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС были журналисты. После землетрясения на руинах армянского города Спитак рядом с родственниками погребенных заживо оказались журналисты. В Буденновской больнице террористы Шамиля Басаева целились в милиционеров и журналистов. Когда на Васильевском спуске у самого Кремля террорист-одиночка захватил заложников, рядом с омоновцами трудился будущий журналист Женя Константинов. А выпускники журфака Олег Сафиулин и Аркадий Мамонтов долгие месяцы чеченской войны провели в Грозном, передавая фронтовые репортажи: один в программу “Вести” Российского телевидения, другой – для программу “Сегодня” НТВ.

Утверждают, что профессия журналиста по смертности следует сразу же за летчиком-испытателем. Если это правда, думается, что дело не в том, сколько нашего брата полегло на различных “локальных” войнах, и не в том, что взрывное устройство злоумышленника может настигнуть совсем юного Диму Холодова, а пуля наемного киллера – талантливого Влада Листьева на вершине блистательной карьеры. Наверное, чтобы интересно рассказать об интересном человеке, автору надо полюбить своего героя, а, стало быть, подарить ему хотя бы крохотную частичку собственного сердца... Одному герою частицу, другому, третьему... А сердце-то у нас большое только в метафорическом смысле...

Да, профессия журналиста иногда опасна и всегда неспокойна, нелегка. Но она же – журналистская доля – одаривает сполна радостью полнокровного бытия, счастьем замечательных встреч, причастностью ко всему важному, что происходит в мире. Профессия журналиста относится к числу наиболее престижных. На Западе уже давно, а в России с недавних пор профессия журналиста стала одной из наиболее высокооплачиваемых. Разумеется, это тоже немаловажный факт.

Но не только в долларах, рублях и тенге оценивается наш труд. Все, что мы узнаем в этом мире, – богатство, которое всегда с нами. Разноголосица международных пресс-центров, удивительное ощущение того, что в любой точке земли ты – дома (хотя из каждой командировки с таким ностальгическим чувством возвращаешься в свою страну, в свой город, в свою квартиру, чтобы уже через неделю заскучать по новому заданию), вечный непокой, вечная погоня за новостью, сенсацией, за славой, наконец, – это наша профессия. И еще: бессонные ночи, распутица осенних дорог, мучительный поиск единственно верного слова, горечь ошибок, непризнание, обиды домашних за невнимание – скорее кажущееся (такова профессия!), чем настоящее, – все это тоже жизнь журналиста.

Бывает: бестемица – писать не о чем и не хочется (“исписался!”); “затирают” на службе – не дают таких же захватывающих заданий, не посылают в столь же заманчивые командировки как коллегу; хандра, сплин, лень – “поло­са”... Но это проходит! Если ты настоящий профессионал, ты умеешь справиться и с объективными трудностями, и с настроением, и с “полосой”. Однажды утром просыпаешься с удивительно свежей и ясной головой, полный энергии и планов; идеи так и фонтанируют – одна лучше другой. И уже везет во всем: тебе улыбаются коллеги и начальство, твои материалы нарасхват, на “летучках” их захваливают и помещают на “доску лучших” (и где-то на горизонте маячит журналистская премия), и дома терпимо относятся к твоим вечным отъездам и спешке, потому что понимают: от таких командировок отказываться грех; и тобой гордятся друзья и близкие...

Ах, какая это удивительная и замечательная профессия – журналист! Ах, какая она трудная и капризная – журналистская доля!

Говорят: журналистами не становятся – журналистами рождаются. Конечно, самое главное для нас – талант. Или хотя бы способности. Но, как гласит чешская пословица, “чего с горы не дано, того в аптеке не купишь”. Если же папа с мамой, природа, Бог – называйте, как хотите, – были щедры к нам и наделили способностями или талантом, это только полдела. Не нами сказано: талант – алмаз, бриллиантом он станет только после огранки и шлифовки, требующих времени и труда. А стало быть, друзья, будь вы семи пядей во лбу и пусть вам на роду написано стать журналистами, надо учиться! Надо много и упорно учиться. Надо развивать свой кругозор, пополнять эрудицию, осваивать все богатства человеческой культуры, но прежде всего – учиться профессиональному мастерству!

У вас в руках учебное пособие “Введение в журналистику”. Названием все сказано: посредством этого курса вас вводят в профессию. Воспринимайте учебу как увлекательную экскурсию в мир журналистики. Впрочем, не думайте, что на этой экскурсии вы сможете бездумно любоваться экзотикой избранной специальности и, раскрыв рот, восторженно слушать специфические журналистские байки, чем-то похожие на охотничьи. Нет!

Вам предстоит научиться учиться (и это не тавтология!) профессиональному мастерству, освоить профессиональный язык, узнать особенности поиска, создания, хранения и распространения информации. Вам предстоит понять, какое мощное идеологическое оружие вы берете в руки. Как сказал известный американский журналист, чтобы “влиять на жизнь общества, не обязательно быть избранным президентом”. И действительно, у американской телеаудитории журналисты Уолтер Кронкайт, Питер Дженнингс, Дэн Разер пользовались ничуть не меньшим авторитетом, чем президенты Джимми Картер или Рональд Рейган. Да и у нас телекомментатора Евгения Киселева эксперты включают в сотню наиболее влиятельных политиков, оказывающих заметное воздействие на общественную жизнь России.

Глобальные проблемы человечества в XXI веке – сохранение мира на земле и сохранение среды обитания, проблемы политические и экологические. Вот почему эколого-политологическая направленность – может быть, самая перспективная в современной журналистике.

Таким образом, введение в журналистику – первая научная дисциплина специализации, с которой будущие журналисты начинают знакомство с избранной профессией.

Специфика набора студентов в МНЭПУ (собеседование вместо жесткого творческого конкурса с критическим анализом публикаций абитуриентов) приводит к тому, что некоторые первокурсники весьма поверхностно, а подчас и превратно представляют себе журналистскую деятельность. Поэтому учебный курс “Введение в журналистику” ставит перед собой ряд принципиальных задач:

а) популярно ознакомить с различными средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение, информационные агентства) и журналистскими профессиями (корреспондент, редактор, обозреватель, комментатор, сценарист, шоумен и др.);

б) дать первичное представление о методологии и методике изучения журналистики, раскрыть понятийный аппарат, показать практичес­кий смысл теории журналистики;

в) познакомить с различными видами журналистской деятельности и жанрами журналистских произведений;

г) рассказать об исторических корнях, создании и развитии журналистики как рода человеческой деятельности, средства отражения общественной жизни и формирования общественного сознания;

д) познакомить с основами современного законодательства в области СМИ и этическими нормами журналистской профессии;

и, наконец,

е) объяснить специфику и особую важность эколого-политологической направленности в журналистской работе, перспективы широкого использования публикаций экологической тематики во всех средствах массовой информации.

МНЭПУ предлагает своим выпускникам несколько более конкретный (скажем, по сравнению с МГУ) и прагматичный учебный план (по крайней мере, на уровне подготовки бакалавров). Еще раз напомним – со специфическим эколого-политологическим уклоном, что значительно актуализирует, делает чрезвычайно важным изучение методологических основ профессии при помощи курса “Введение в журналистику”, от которого во многом будет зависеть и отношение студентов к избранной профессии, и эффективность обучения.

Предлагаемое учебное пособие– принципиально новое по содержательному наполнению (что касается перечня изучаемых тем, то он соответствует программе, утвержденной Минвузом), дышащее современным духом демократизма и свободы СМИ, – призвано способствовать улучшению учебного процесса на факультете журналистики МНЭПУ. Безусловно, это учебное пособие столь же успешно можно использовать в любом высшем учебном заведении, где будущие журналисты осваивают азы избранной профессии. Думается, и практические журналисты найдут на этих страницах немало полезного.

Глава 1

Что такое журналистика?

 

Журналистика (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического рас­пространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову “журналистика” – словосочетания “средства массовой коммуникации” (СМК) и “средства массовой информации” (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо – делаю общим, связываю, общаюсь) акт, который в самом простом виде состоит из трех компонентов:

 

Для того чтобы понять сущность того или иного средства массовой коммуникации, надо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы: кто? кому? каким образом? что передает? А для полноты картины хорошо бы знать: насколько результативен данный коммуникативный акт?

Что касается самого распространенного, наиболее часто употребляемого термина “средства массовой информации”, то здесь следует договориться о понимании каждого определяющего слова. “Массовый” – это сколько? Включающий сотни, тысячи, миллионы потребителей информации? И то, и другое, и третье – в зависимости от средства (канала передачи) информации. Для общенациональной телевизионной программы в крупном государстве – это миллионы телезрителей. Для солидной газеты – десятки и сотни тысяч читателей. В любом случае, речь идет не об индивидуальном (как правило, личностном) распространении информации, но о публичном, общественном акте, рассчитанном на массу людей (как бы количественно ни менялась эта “масса”).

Термин “информация” (от лат. informatio – разъяснение, изложение) имеет множество толкований. С одной стороны, это общефилософское понятие, характеризующее способность живой и мертвой природы к отражению (“теория отражения”). С другой – после создания Н. Винером теории информации этот термин стал основой кибернетики и в век всеобщей компьютеризации завоевал собственную, весьма обширную нишу. Для журналистов, в свою очередь, информация – объект их работы: они собирают, обрабатывают, распространяют не любую, но (обратите внимание на определение журналистики в самом начале главы) актуальную, общественно значимую информацию.

Журналистская информация имеет характерные особенности.

Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.

Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.

В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.

Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

 

канал  
   
произведение  
   
журналист  
   
реальная действительность

Как видим, журналист черпает информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время аудитория влияет на журналиста уже тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может работать “в стол” – в надежде на понимание потомков. Журналистское произведение, не нашедшее выхода к аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально важны для журналиста, тем не менее никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно на нашей схеме, где журналистское произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны ми­крофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.

Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Следовательно, журналистика – органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Понятие “журна­листика” раскрывается перед нами в целом ряде взаимосвязанных, обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений. Назовем шесть важнейших аспектов целостного явления.

Журналистика – это:

1) система соответствующих идеологических учреждений – редакций газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений, необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.);

2) система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений;

3) совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены – журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу);

4) система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, – своеобразная “летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио;

5) комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект – о способах и средствах ее доставки массовой аудитории;

6) совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.

В заключение предлагаем еще одно определение разнообразному и многосложному предмету изучения данного курса:

Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное осве­щение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

 

 

Лекция 2

Краткий экскурс в историю журналистики

 

Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно значимой информации, использовавшиеся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей профессией еще и в хронологическом отношении.

Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости один от другого, сообщают на значительные расстояния о приближении неприятеля, разве это не коммуникативный акт? Причем передавались таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

Информация в этих случаях передавалась условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением и упрочением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, III в. до н.э.) и Цицерона (Рим, I в. до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы свое мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.

В средние века этот вид пражурналистской деятельности сохраняется. История не сберегла имен тех, кто витийствовал на новгородских вече, толковищах суздальцев и московитов, но вряд ли Александр Невский или Василий Буслаев могли увлечь за собой русичей, если бы владели только мечом и не владели словом.

Политическую информацию в это время распространяли в Европе глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые вещали уже не от своего имени, но развозили по городам и весям и зачитывали царские да королевские указы, реляции и рескрипты. Как отголосок этих явлений в современной журналистике сохранились названия газет и журналов – “Курьер ЮНЕСКО”, “Daily Herald” (герольд), “Московский вест­ник”, “Washington Post” (почта), “Chicago Tribune” (трибуна – место произнесения речей), “Форум” (площадь в Риме, где проходили народные собрания) и т.д.

В средние же века, несмотря на всеобщий упадок и разгул клерикального мракобесия, именно в церквах и храмах дальнейшее развитие получило ораторское искусство – и проповеди не всегда носили богословский характер.

Однако устная речь, достаточно успешно выполняющая свои задачи в процессе создания информации, несовершенна при ее массовом распространении и особенно хранении (хотя фольклор и продемонстрировал свою долговечность, однако, он сохраняет, по преимуществу, образцы народного художественного творчества).

Человечество ищет и постоянно совершенствует способы хранения информации, и история развития цивилизации напрямую связана с успехами на этом поприще.

Древнейшие образцы письменности сохранились на каменных скрижалях – но можно ли говорить о скорости распространения сведений, если немало времени требовалось только для того, чтобы выбить одну только букву, знак, иероглиф? Скорее, это послание в вечность (частично выполнившее свою функцию).

Для более быстрой фиксации текста сначала использовались глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило). В первом случае след, нанесенный на влажную глину, после затвердения был пригоден к длительному хранению. Во втором – написанное легко стиралось, благодаря чему открывалась возможность многократного использования восковых дощечек.

В Древнем Риме по указанию императора Юлия Цезаря (I в. до н.э.) на видных местах вывешивались гипсовые доски с сообщениями о решениях сената – “Acta Senatus”, о постановлениях народного собрания – “Acta diurna populi Romani”. Эти своеобразные предшественницы газет просуществовали вплоть до IV в. до н.э.

В Японии сохранилась глиняная “газета” за 1615 г. Под названием “Йомиури Каварабата”. Небезынтересно, что название в переводе означает “Прочти и передай другому” – стало быть, создатели такой “газеты” стремились к массовости, если не количеством экземпляров своего “изда­ния”, то хотя бы попыткой увеличить число потребителей информации.

Одним из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги. По-видимому, это произошло в Китае в I–II вв. н.э., по крайней мере, оттуда через Японию и арабские страны в X в. бумага попала в Европу. Итальянское слово bambagia – хлопок, передает суть производства этого писчего материала, который сначала изготавливали из тряпья, пеньки, затем из древесины.

Правда, еще до появления бумаги в Древнем Египте писали на папирусных свитках. Во II в. до н.э. в Малой Азии научились изготавливать пергамент (назван по имени города Пергам) – выделанную кожу животных, практически вечный материал для письма. На Руси некогда послания отправляли на бересте – напротив, весьма недолговечном материале (тем не менее, сохранившемся до наших дней в археологических пластах новгородской земли).

Кирилл и Мефодий, давшие славянам письменность, причислены к лику святых. Не меньшие заслуги перед человечеством у Иоганна Гутенберга, изобретшего в середине XV в. печатный станок. Распространение бумаги и гутенбергова способа книгопечатания совершили революцию в деле распространения и сохранения на века живого человеческого слова. Это – важнейшие предпосылки возникновения журналистики.

Правда, первые газеты были рукописными – “News Letters” в Англии, “Куранты”, “Вести”, “Столбцы” на Руси.

Социально-экономический прогресс, возникновение капиталистических отношений, развитие международной торговли привели к созданию первых настоящих газет. Слово “газета” произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенных ими товарах. Таким образом, содержание первой газеты ограничивалось, как сказали бы сегодня, информацией экономического характера.

Но уже во французской “Gassetta” – печатном издании кардинала Ришелье – появились политические сообщения. Английская буржуазная революция XVII в. ввела в обиход регулярные издания “памфлетов” – брошюр с актуальным политическим содержанием, которые вполне можно считать прообразом журналов.

Во второй половине XVII в. в Европе появляются журналы и ежедневные газеты. Не случайно первые достижения нового вида общественной деятельности – политической публицистики, ставшей в это время синонимом журналистики, связаны с переломными моментами человеческой истории. В этом смысле достаточно вспомнить эпоху Великой французской революции, породившей блестящие памфлеты Мирабо, знаменитые газеты – Робеспьера “Защитник конституции” и Марата “Друг народа”.

В России первая печатная газета “Ведомости” вышла в свет 13 января 1703 г. Указ о ее создании был подписан Петром Первым 16 декабря 1702 г. С недавних пор 13 января в России отмечается День свободной прессы (в советские времена День печати отмечался 5 мая – это дата выхода в 1912 г. первого номера ленинской “Правды”. Думается, вполне справедливо начинать отсчет истории отечественной журналистики на два века раньше – со времен величайшего реформатора, бывшего не только воином и корабелом, бомбардиром и императором, но и первым российским журналистом).

Диалектика общественного прогресса характеризуется дискретным (прерывистым), скачкообразным развитием. Те или иные явления иногда надолго замирают (происходит процесс количественного или качественного накопления), а в какие-то моменты начинают бурно расти, видоизменяться, приобретать новые черты.

Долгие годы, во времена Пушкина и Гоголя, Белинского и Добролюбова, Некрасова и Тургенева, Писарева и Толстого, властителями умов просвещенной российской публики были литературно-художественные журналы (формат которых мы сегодня определяем своеобразным термином “толстые журналы”).

Только в XIX в. (в Европе в первой половине столетия, в России – во второй) газеты, периодическая печать выходят на передовые позиции. Как раз в это время отмечается существенный технический прогресс в области полиграфии, средств передачи и воспроизведения информации. Изобретение телеграфа ускорило доставку оперативной информации из разных, подчас весьма отдаленных, точек в редакции. Достигла совершенства техника гравюры для иллюстрирования, а затем и воспроизведения фотографических снимков (цинкографическое клиширование). Изобретены линотип – строкоотливная машина, и ротационная машина, дающая возможность быстро тиражировать любое издание в почти неограниченном количестве экземпляров.

На рубеже XIX–XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса – и процесс поисков был захватывающе интересным. (Не случайно, скажем, изобретению телевидения посвящен замечательный роман Митчела Уилсона “Брат мой, враг мой”.)

В середине XIX в. королевский астроном Ирландии сэр Вильям Гамильтон создал двухтомный математический труд, из которого в 1867 г. кембриджский профессор Д. Максвелл использовал два символа для характеристики соотношения электрического тока с магнитными силами. В двухстрочном максвелловом уравнении, в сущности, сфокусировалась вся теория электричества и магнетизма.

В 1888 г. немецкий ученый Г. Герц, чьим именем впоследствии назовут техническую единицу длины радиоволн, экспериментально подтвердил открытие Максвелла, однако, с глубоким убеждением утверждал, что магнитное излучение никогда и никоим образом не сможет быть использовано на практике.

Ни Гамильтон, ни Максвелл, ни Герц не дожили до того дня, когда гениально предсказанное (хотя и не понятое) ими радио (от лат. radio – испускаю лучи) начало победное шествие по планете.

В 1895 г. преподаватель кронштадтских минных классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприемник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г. Маркони.

В 1900 г., на заре XX столетия, российский броненосец “Генерал Апраксин” сел на скалы острова Гогланд. 3 марта А.С. Попов передал сообщение об этом по беспроволочному телеграфу, впервые продемонстрировав практические возможности своего изобретения. Радиоволна несла сначала писк морзянки, но пройдет не так уж много времени, и человеческие голоса, мир звуков и музыки заполнят эфир, а в наш обиход войдут сначала несовершенные детекторные приемники, вслед за ними громоздкие сооружения ламповых радиоаппаратов, а потом – удобные переносные транзисторные приемники – все более миниатюрные и все более безупречные по акустическим характеристикам.

Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Люди всегда мечтали о возможности заглянуть за горизонт (вспомните хотя бы сказку о спящей царевне и семи богатырях: “Налив­ное яблочко катится по блюдечку – и уже видно, что делается за моря­ми-океанами, в земле далекой...”). Размышляя о возможности передачи изображения на расстоянии, ученые пришли к выводу, что для этого изо­бражение надо разложить на составные части – по-разному освещенные точки, которые в совокупности как камешки смальты в мозаичном панно рисуют для нас ту или иную картину. Собственно, идея последовательной передачи изображения по частям принадлежит русскому ученому-биологу (!), сыну крепостного крестьянина П.И. Бахметьеву и высказана им в 1880 г.

В 1884 г. австрийский инженер венгерского происхождения П. Нипков запатентовал процесс “развертки” изображения с помощью вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Практическое применение это открытие получило тол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: