Подходы SBS к информационному обслуживанию МСП




Для удовлетворения информационных потребностей клиентов, SBS и Business Link разработали "Стандарты обслуживания", обеспечивая постоянный мониторинг качества предоставляемых информационных услуг. Сущность "Стандартов обслуживания" (https://www.sbs.gov.uk/standards/) базируется на следующих принципах:
- Мы обязуемся предоставлять точную информацию и конкретные устные советы;
- Если мы не можем оказать клиенту необходимую помощь, мы связываем клиента с той государственной, частной или общественной организацией, которая в наибольшей мере способна удовлетворить запросы клиента;
- Мы в самом срочном порядке будем отвечать на запросы клиентов;
- Мы всегда оказываем услуги только в интересах клиентов исходя из наиболее приемлемых цен и в соответствии с действующим законодательством;
- Мы обязуемся сохранять конфиденциальность информации, предоставляемой нашими клиентами и гарантируем ее использовать только в ваших интересах;
- Мы обязуемся отвечать на все ваши письменные запросы (письма, факсы, электронную почту) в течении 15 рабочих дней с момента получения;
- Мы обязуемся оплачивать заявки по грантам и счета в течении 30 календарных дней;
- Мы обязуемся принять любого посетителя в течении 10 минут по его прибытии.
Предоставление компенсационных выплат осуществляется SBS в тесном взаимодействии с региональными государственными органами управления в соответствии со следующими условиями:
- Решение о возможности предоставления компенсаций по оригинальным микропроектам, технологическим проработкам и исследованиям должно быть передано заявителю в течении 30 календарных дней. Если нет возможности принять такое решение за этот период, SBS даст соответствующие объяснения и укажет заявителю срок принятия решения.
- Если заявка на компенсацию направлена на рассмотрение в государственные органы в группы по оценки реалистичности проектов, их перспективности и оригинальности, то заявитель получит ответ в течении 60 календарных дней;
- Если заявка буде отклонена, SBS даст письменные объяснения такого решения. Если заявитель сочтет это решение ошибочным, то он может требовать пересмотра такого решения на основе письменного объяснения причин ошибочного решения.


4. Услуги, оказываемые SBS

В целях оказания самого широкого спектра услуг для МСП, SBS действует по различным схемам, программам и направлениям, среди которых можно назвать следующие:
- Exploit new technologies- Применение новых технологий - комплекс программ по применению новых технологий в МСП (условия предоставления грантов, распорядители грантов, и др). В рамках этого направления предоставляется финансовая, информационная, консультативная, техническая и правовая поддержка в том числе:
Представление грантов для отдельных лиц и МСП для оплаты затрат по следующим программам:
Technology Reviews размером до £2500 на поиск и оценку наилучших из ныне действующих технологий;
Technology Studies размером до £5000 для помощи в определении технологических возможностей ведущих к созданию новых продуктов или процессов;
Micro Projects размером до £10000, для микропроектов (только отдельным лицам либо МП размером менее 10 работающих), предусматривающих разработку недорогих прототипов продуктов и процессов с использованием технологических и технических новшеств;
Feasibility Studies объемом до £45000 на технико-экономическое обоснование применения инновационных технология (только отдельным лицам либо МП размером менее 50 работающих);
Development Projects объемом до £150000 на реализацию инновационного проекта (для МСП размером до 250 работающих);
Exceptional Development Projects с финансированием до £450000 только для ограниченного количества исключительно дорогих инновационных проектов (для МСП размером до 250 работающих);
Представление полной информации об условиях получения грантов, о порядке оформления заявок, о реквизитах организаций курирующих вышеперечисленные программы развития новых технологий и о специализированных сайтах;
Приведен перечень и описание 36 успешно реализованных инновационных проектов с гиперссылками;
Приведены адреса сайтов и справочных данные по государственным организациям, спискам технических советников и консультантов:
Small Firms Loan Guarantee Scheme - (https://www.sbs.gov.uk/SFLGS/) система обеспечения кредитами МСП (условия получения кредитов, реквизиты 20 кредитно-финансовых организаций, консультации, справочная информация и др.). В рамках этой программы для МСП предлагаются кредиты на срок от 2 до 10 лет на сумму от £5,000 до £100,000 (до £250,000 если предприятие успешно действовало в течении 2 лет). При этом SBS гарантирует 70% кредита (или 85% если предприятие успешно действовало в течении 2 лет). В свою очередь, кредитор оплачивает премию SBS за представление гарантии в размере 1.5% в год от остаточной суммы кредита. Премия может быть снижена до 0.5%, если кредит взят по фиксированной процентной ставке. Эта система распространяется на все компании с годовым оборотом не более £1.5 млн. (и до £5 млн. для производственных предприятий.).
Colleges and other organisations (https://www.sbs.gov.uk/AtoK/) информация об университетах, иследовательских институтах, инновационных организациях и предприятиях сотрудничающих с МСП в рамках SBS,;
Business-to-business transactions (https://www.sbs.gov.uk/RSN/) путеводитель по всем региональным и местным офисам, структурам и представительствам SBS, а также другим структурам поддержки МСП, взаимодействующим с SBS;
National business improvement services (https://www.sbs.gov.uk/BIS/) национальная служба по совершенствованию системы управления предприятиями (консультационные центры, предприятия, службы поддержки МСП и др.).
Beacon Council Scheme. (https://www.sbs.gov.uk/services/BeaconCouncils.asp) это правительственная программа, осуществляемая под руководством Министерства Транспорта и при участии региональных и местных органов власти. SBS играет ведущую роль в этой Программе по тематике "Воспитание предпринимательской этики". В целом, программа Beacon Council Scheme ориентирована на интенсификацию предпринимательской деятельности путем создания необходимых условий для начинающих предприятий и успешного их дальнейшего развития. Особый упор сделан на совершенствование культуры предпринимательских отношений, обмен опытом, снижение предпринимательских рисков, продвижение предпринимательства в различные социальные группы населения (эмигранты, национальные меньшинства, инвалиды, и др.).

SBS управляет общенациональной сетью информационного и консультативного обслуживания МСП- Business Link (https://www.businesslink.org). Business Link (далее - BL) осуществляет свою деятельность через 45 региональных представительств и через ряд других родственных структур поддержки МСП (Small Business Gateway, Business Information Source, Business Connect, LEDU и др. https://www.sbs.gov.uk/localoutlets/)). BL предоставляет объективную информацию, независимые консультации и услуги для широкого круга клиентов от начинающих предпринимателей до устойчиво работающих предприятий. Каждое региональное представительство тесно сотрудничает с "Группой советников по вопросам предпринимательства" Business Link Advisers. Эти советники на длительной основе оказывают необходимую помощь предпринимателям. В числе основных направлений по которым BL оказывает услуги МСП можно указать следующие:
Создание предприятия (предварительная подготовка, планирование бизнеса и изучение рынка, поиск финансов, правовое регулирование стартующих предприятий, типы предприятий, запуск предприятия).
Финансирование и платежи (виды финансирования, гранты, венчурный капитал, кредиты и овердрафты, долговые проблемы, управление финансами, источники финансирования и др.).
Персонал (наем сотрудников, обучение и переподготовка, управление персоналом).
Продажа и маркетинг (маркетинг, реклама и общественные связи, продажи, клиенты, бизнес в Европе, экспорт, новые продукты и обслуживание, промышленный сектор.)
Электронная коммерция и информационные технологии (практические выгоды, деловые подходы, технические возможности, компьютеры).
Управление и производство (собственность и производственные площади, управление персоналом, управление поставками, промышленный сектор).
Совершенствование бизнеса (повышение качества, совершенствование технологий, определение критических мест, инновации).
Правовое регулирование и налоги (трудовое законодательство, другие правовые регулирующие акты).
Специальные инициативы (инновации и технологии, с/х деятельность, услуги консультантов, услуги SBS, статистика деятельности МСП, исследования).
Дополнительные темы (социальные аспекты предпринимательства, охрана окружающей среды, продажа вашего предприятия, женское предпринимательство, этнические меньшинства, бизнес в ЕС, возможные источники помощи).
SBS совместно с Департаментом окружающей среды продуктов и сельского хозяйства - DEFRA (https://www.defra.gov.uk/) была создана в октябре 2000 г. служба "Консультационные услуги для фермерства" - Farm Business Advice Service (https://www.defra.gov.uk/farm/fbadvice/fbadvice.htm). Эта организация может осуществлять бесплатные индивидуальные консультации в течении 3-х дней непосредственно в фермерских хозяйствах. Целью такой деятельности является интенсификация с/х производства, модернизация ферм и изыскание финансовых ресурсов.
SBS совместно с другими правительственными департаментами реализовывает программу "Исследования для МСП" Small Business Research Initiative – SBRI. Целью этой программы является стимулирование участия МСП в правительственных контрактах по проведению исследовательских и проектных работ (НИОКР) которые превышают £1 млрд. в год. Ожидается, что заказы на сумму свыше £50 млн. будут размещены в МСП. Возможные направления участия МСП в НИОКР по различной тематике можно найти с помощью информационной системы SBRI с прямым выходом на сайты всех государственных организаций и исследовательских институтов.
SBS с Департаментом правительственных заказов (The Office of Government Commerce) осуществили официальную публикацию (в т.ч. и в интернете) "Перечня правительственных контрактов и условий участия в конкурсах на получение госзаказов". Это позволяет малым предприятиям находить возможности получения госзаказов, раскрывает условия участия в тендерах и обеспечивает налаживание деловых контактов с другими предприятиями и государственными организациями.
Национальный "Фонд Возрождения" - Phoenix Fund был создан в ноябре 1999 г. и ориентирован на стимулирование предпринимательства в отсталых или неблагополучных районах страны. В Фонде Возрождения аккумулируются средства для реализации различных проектов, способствующих улучшению социально-экономического положения. Кроме того этот фонд сотрудничает с SBS и со многими государственными, коммерческими и общественными организациями являющимися потенциальными источниками финансирования.
При участии SBS в октябре 2001 г. был создан "Фонд бизнесинкубирования" - Business Incubation Fund аккумулирующий £75 млн. Благодаря инкубированию стартующих МП или находящихся на ранних стадиях развития обеспечивается выживаемость 75% предприятий и после 5 лет их деятельности. В обычных условиях до 5 лет доживают только 33% МП.
SBS активно сотрудничает с Национальной Измерительной Системой - NMS - National Measurement System. NMS - является национальной инфраструктурой, объединяющей лаборатории, институты и исследовательские центры специализирующиеся в измерительной технике и технологиях. Взаимодействие NMS c МСП осуществляется через консультационные пункты SBS и Business Link. Это позволяет внедрять в практику МСП прогрессивные стандарты, обеспечивающие получение высококачественных изделий.
В связи с тяжелыми последствиями эпидемии ящура, в ноябре 2001 г. был создан "Фонд развития и обновления сельских районов" - The Development Fund for Rural Renewal (https://www.sbs.gov.uk/services/RuralRenewal.asp). Используя технические возможности SBS, этот фонд изыскивает возможные источники финансирования предпринимательских сообществ, расположенных в районах, пострадавших от ящура. Приводятся сайты различных спонсорских организаций (фондов, инвестиционных и страховых компаний, общественных организаций и др.).
По всем вышеперечисленным направлениям и программам приведены реквизиты организаций, контактные телефоны и факсы, электронная почта и интернет-адреса соответствующих сайтов. Это позволяет заинтересованным лицам оперативно получать необходимые сведения по интересующим вопросам.

 


Глава №3. Развитие Предпринимательства в Германии.


Наиболее показателен опыт развития МСП на основе разукрупнения приватизированных предприятий Восточной Германии. Законом о воссоединении Германии предусматривается целый комплекс мер, которые должны способствовать экономическому росту и структурной перестройке в новых федеральных землях. Важной составной частью этих мер является стимулирование создания и развития МСП на основе 14 тыс. приватизируемых предприятий бывшей ГДР. Политику поддержки развития МСП в Восточной землях осуществляет Федеральное Ведомство по Опеке (далее ФВО). На первом этапе "формальной" приватизации, ФВО активно проводило политику по разукрупнению комбинатов, выделяя из них мелкие производственные единицы. В среднем, из 100 предприятий в ходе разукрупнения образовывалось 125 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. Однако размеры вычлененных предприятий были слишком велики, и потому делали невозможным их приобретение небольшими фирмами и частными лицами. Исходя из необходимости более эффективного развития МСП, весной 1991 г. ФВО разработало Концепцию приватизации предприятий в новых федеральных землях, которая была принята Правительством Германии. Важнейшими принципами этой Концепции являлись:
- Проведение под эгидой ФВО начиная с 1991 г. полной инвентаризации имущества в новых федеральных землях и определение возможностей разукрупнения и вычленения более мелких и дееспособных производств. Вычленение одних производств и приобретение ими самостоятельности не должно идти в ущерб другим производствам.
- Реструктуризация проводится только на основе всестороннего анализа производственных структур и связей внутри концернов (преобразованных в холдинги), оценки их экономической эффективности с целью определения наиболее перспективных для отделения самостоятельных производственных единиц, особенно в сфере промышленных услуг и ремесленничества.
- Активное влияние ФВО на руководство холдингов в целях предоставления самостоятельности отдельным производственным единицам. При согласии материнской компании на выход структурной единицы из состава холдинга, ФВО покупало долю ее участия по балансовой стоимости, которая значительно превышала реальную стоимость. Вырученные от продажи средства шли на погашение обязательств холдинговой компании.
- ФВО стимулировало разукрупнение, предоставляя холдингам помощь для проведения санации и покрытия краткосрочных обязательств при условии, что все возможности финансирования из собственных источников, а также средства третьих лиц были исчерпаны. ФВО давало средства для санации холдингу только при доказанности необходимости сохранения той или иной структурной единицы, с учетом аргументации дочернего предприятия. В этой связи холдинги были вынуждены продавать производственные подразделения, не являвшиеся жизненно важными для материнской компании.
- Если одним и тем же объектом интересуются несколько инвесторов, то при продаже предприятий, ФВО руководствуется принципом предпочтения покупателей из МСП чем из среды крупных компаний, при равнозначности предложений.
- Стремление к улучшению условий договора для МСП, если потенциальный инвестор планирует создание новых и сохранение старых рабочих мест. При этом ФВО не проводит переоценку земельных участков по рыночной стоимости, если инвестор при покупке предприятия обязуется сохранить его производственный профиль, а также, если приобретается сельский участок с целью развертывания на нем производства.
- В случае если продаваемое крупное предприятие унаследовало финансовое бремя от прежней экономической деятельности, то ФВО решает эту проблему в пользу покупателя из числа МСП. Компенсационные задолженности могут освобождаться от погашения в течение 6 лет. ФВО также дает поручительство за долги предприятия, не превышающие сумму в 3 млн. марок. Кроме того, ФВО предусматривает продажу предприятия без земельного участка, на котором оно находится. Земля передается в долгосрочную аренду (до 12 лет), при этом гарантируется право приоритетной последующей продажи земли пользователю. Это значительно облегчает приобретение предприятий небольшими инвесторами и частными лицами.
- ФВО в рамках проведения приватизации ставит перед потенциальным покупателем предприятия определенные условия:
наличие плана развития и финансирования его будущей деятельности;
реальная программа производства конкурентоспособной продукции;
ориентация на стабильный, как правило, региональный рынок.
Одним из направлений деятельности ФВО является такая форма приватизации МСП бывшей ГДР, как продажа акций его руководству или нескольким управляющим, а также приобретение доли акций сотрудниками этого предприятия. Другой формой приватизации МСП является приобретение предприятия внешним менеджером, который берет на себя и непосредственное руководство фирмой. В ходе таких вариантов приватизации было продано около 20% от общего числа приватизированных фирм, из них 3/4 составили предприятия с количеством занятых до 50 человек.
Благодаря политике ФВО по поддержке МСП, в новых федеральных землях, доля фирм с количеством занятых до 500 человек к настоящему времени приблизилась к соответствующему показателю экономики Западной Германии (99,8%). Было реорганизовано около 14 тыс. предприятий всех типов, абсолютное их большинство было разукрупнено, 2/3 - приватизированы, 1/4 - ликвидированы. Небольшие предприятия вносят значительный вклад в процесс создания новых и сохранения старых рабочих мест. В экономику новых земель были проведены крупные инвестиции - в основном, за счет старых земель, однако последние 5 лет экономика этих земель пока остается убыточной.
Одной из целей Концепции приватизации и разукрупнения, была организация эффективного взаимодействия МСП и крупных предприятий. ФВО принимало меры по предоставлению необходимых ресурсов для дальнейшего развития вновь созданных малых, средних и крупных предприятий. Устанавливались пропорции во всей системе закупок и продаж между крупными и малыми предприятиями, между самостоятельными и связанными с концернами предприятиями, а так же между вновь созданными и реорганизованными предприятиями. На стадии приватизации формировался механизм взаимодействия разных предприятий. Примерно 1/3 малых промышленных предприятий выходила из приватизации, уже имея схему поставки материалов, комплектующих, полуфабрикатов для крупных предприятий. Также был отработан механизм помощи МСП в получении государственных и местных заказов, в системе компенсаций для новых предприятий (программа AWO).

В условиях масштабной реструктуризации, большое значение имели цены приобретения предприятий, вопросы пользования недвижимостью, урегулирование проблем задолженности и компенсацией расходов, связанных с приватизацией. Для решения этих вопросов было создано агентство недвижимости (Fiegenschaftgcsellsehaft MBH), которое в рамках специальной программы представляло малым предприятиям (менее 50 занятых) недвижимость на весьма льготных условиях. На таких условиях было реализовано около 2500 предприятий и 600 других объектов недвижимости стоимостью до $600 тыс. Перед продажей из предприятий выводились непрофильные структуры, чтобы санировать предприятия и уменьшить их цену для покупателей. Продуманная политика перестройки предприятий обеспечила их довольно высокую выживаемость так, например, среди вновь созданных малых и средних промышленных предприятий за год ликвидируется только 13% предприятий.
Как правило, администрация новых земель довольно активно включалась в реформирование производственных структур - прежде всего в пользу МСП. В землях были задействованы специальные программы реформирования промышленных структур. Например, в Саксонии действовала программа "Атлас", которая охватила почти половину, расположенных там промышленных предприятий, включая 6 крупнейших. В этой программе предпочтение отдавалось более сбалансированному подходу в пользу санации предприятий. Программа "Атлас" ориентирована на помощь предприятиям в поиске ниш на рынке, установление контактов с другими предприятиями, получение заказов, а также на предоставление консультаций по финансам, кадрам и освоению новых продуктов.
Интересная модель социально-экономического развития и взаимодействия различных предприятий разработана в Тюрингии, где около 70% предприятий в промышленности имели менее 100 чел. занятых, а крупных предприятий было мало. С приходом в г. Айзенах автомобильного концерна "Опель" была создана крупная производственно-социальная структура с общим числом занятых 5000 чел. В этой структуре было сбалансировано взаимодействие одного крупного предприятия (2000 работающих) со множеством мелких и средних предприятий с общей численностью занятых около 3000 чел. Это способствовало увеличению объемов производство на 230% в течение одного года. В Тюрингии также реализуется "Концепция развитие промышленных центров" и специальная модель приватизации. Концепция предусматривает формирование группы малых и средних предприятий, базирующиеся на действующих крупных предприятиях отдельных отраслей (транспортное производство в Айзенахе, оптическое - в городах Иена и Ильменау, микроэлектроника в Эрфурте и т.д.).

Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ "Повестка дня 2010", направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора МСП, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости (особенно в землях бывшей ГДР). Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно - в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия МСП. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции. Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики возложена на "Федеральное министерство экономики и труда" (ФМЭТ). Всеми оперативными вопросами в ФМЭТ в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается "Генеральный Директорат - VIII" (ДГ-VIII).
Государственная стратегия развития МСП в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:
- обеспечение условий для развития и роста численности "среднего класса";
- повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;
- создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;
- усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;
- снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
- стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.


Рассмотрев опыт некоторых Европейских стран в развитии МСП и обеспечении его взаимодействия с крупными предприятиями, обратимся теперь к опыту Японии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: