Какую информацию о «божественной литургии» мы находим в «Апостольских Преданиях» св. Ипполита Римского? (ПЭ: Евхаристия, Анафора)




 

Литургико-канонические памятники III-IV вв. – являются одним из главных источников для реконструкции богослужебных традиций раннего христианства.

Из известных литургико-канонических памятников к III веку относятся (1) «Дидаскалия апостолов» (1-я треть – сер. III в.), (2) «Церковные установления апостолов» (III – IV вв.),

(3) «Апостольское предание» (1-я пол. III в.).

В «Апостольском предании » приведены разнообразные сведения о порядке совершения Евхаристии. Они содержатся в 2 разделах памятника: (1) описание чина епископской хиротонии (главы 4-6); (2) чин Крещения (гл. 21).

Евхаристическая служба «Апостольского предания» еще не вполне отделена от трапезы (что, вероятно, свидетельствует об архаичности ее описаний) – здесь сохраняется возможность благословения пищи (елея, сыра и маслин – гл. 5) сразу после анафоры (гл. 4), а также вкушение от чаш с водой и с молоком после принятия Тела Христова и до принятия Св. Крови в чине крещальной литургии (гл. 21).

Особенностью «Апостольского предания» является наличие в нем полного текста евхаристической молитвы – это, если не считать сложных для интерпретации молитв «Дидахе», одна из древнейших сохранившихся анафор (а возможно, и самая древняя – если датировка памятника III в. верна). Евхаристическая молитва «Апостольского предания» (к к-рой текстуально близок фрагмент анафоры, приписываемой свт. Епифанию Кипрскому), доныне сохраняет нек-рое употребление – ее переработанный и дополненный текст является основной анафорой Эфиопской Церкви.

В «Апостольском предании» содержится и уступающее в древности только свидетельству мч. Иустина Философа описание чина литургии верных. Здесь она начинается с (1) общих молитв и лобзания мира; далее следуют: (2) приношение диаконами Даров к предстоятелю и возложение предстоятелем рук на Дары; (3) анафора; (4) преломление Св. Хлеба; (5) причащение; (6) благодарение. Очевидно, в основе здесь лежит та же схема, что и у мч. Иустина, но уже претерпевшая некоторое развитие. В описании крещальной литургии в «Апостольском предании» приводятся также некоторые литургические формулы. В частности, причащая мирян Телом Христовым, епископ произносит: «Хлеб Небесный во Христе Иисусе», а причастник отвечает: «Аминь».

Таинство Евхаристии в «Апостольском предании» названо «приношением», а Св. Дары – Телом и Кровью Христа.

 

Когда сформировались евхаристические каноны? Какие существуют типы Анафор?

Определение анафоры

Анафора – [греч. ἀναφορά – возношение], евхаристическая молитва.

Термин «Анафора» (в литургике и в богослужебной практике большинства христ. Церквей[1]) – центральная молитва Божественной литургии; во время Анафоры происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Помимо термина «Анафора» для обозначения этой молитвы могут употребляться: «благодарение», «жертва», «освящение», «приношение», «евхаристическая молитва». Термин «Евхаристический канон » – не вполне корректен: т.к. зап. литургический термин «канон» обозначает неизменяемую часть западной Анафоры. «Анафорой» может называться иногда и вся литургия верных (например, в греч. и слав. рукописях встречается употребление этого термина по отношению ко всем молитвам литургии, начиная с молитвы об оглашаемых).

Состав анафоры (в общем)

В состав Анафоры (в общем) входят: (1) вступительный диалог предстоятеля и народа; (2) общее благодарение; (3) повествование о сотворении мира Богом; (4) повествование о домостроительстве спасения человечества, совершенного Христом; (5) описание богослужения ангелов и ангельского славословия «Свят, Свят, Свят»; (6) повествование о Тайной вечере; (7) воспоминание (по заповеди Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19); (8) приношение хлеба и вина; (9) молитва о ниспослании Св. Духа на Церковь и на предложенные хлеб и вино с тем, чтобы они стали Телом и Кровью Христовыми; (10) поминовение святых; (11) ходатайственные молитвы о живых (и об их нуждах) и об усопших; (12) заключительное прославление Бога и Его имени и возглас народа: «Аминь».

Типы анафор

К 4-му веку в крупных центрах христианского мира уже существовали свои традиционные Анафоры, отличные друг от друга (они назывались, например, «Анафора ап. Марка», или просто «Анафора апостолов»). В течение IV-V вв. они были отредактированы такими выдающимися богословами, как святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, и приобрели окончательный вид; позднейшие Анафоры создавались по их образцам.

В 4-5 века формируются и закрепляются основные типы анафор:

· на Востоке: 1) александрийский (греческий и коптский), 2) эфиопский, 3) анатолийский (делится на к-польский, или византийский, иерусалимский, зап.-сирийский, армянский), 4) вост.-сирийский;

· на Западе: 1) римский и карфагенский (североафриканский), 2) амвросианский (медиоланский), 3) галло-испанский (делится на испано-мосарабский, галликанский, кельтский).

Каждая традиция имела свой порядок литургии, таинств, служб суточного круга, систему праздников, лекционарий. Структура используемой Анафоры является главным признаком, по которому традицию Церкви или епископии относят к одному из обрядов. Многие Анафоры IV в. дошли до наст. времени уже в том виде, в каком они использовались за богослужением – с указанием возгласов диакона, аккламаций народа.

ВОСТОК

Самые известные анафоры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: