Примеры социальной инновации




Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экологии и природопользования

Кафедра прикладной экологии

Направление – 05.04.06 Экология и природопользование

 

Инновационные проекты в социальной сфере

по дисциплине

Экологические инновации в прикладной экологии

 

Выполнил:ст.гр. 02-821

Габдрахимова В.А.

 

 

Проверил: доцент кафедры

прикладной экологии Шуралев Э.А.

 

Казань, 2019

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….…...….3

2. Основная часть…………………………………………………………..…4

2.1. Основные понятия инноваций в социальной сфере………..……….4

2.2. Примеры социальной инновации…………………………………..…9

3. Заключение………………………………………………………….…..…11

4. Список использованной литературы……………………………………...13


Введение

Социальная сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Обычно социальные инновации определяются как такие новшества, которые направлены на обеспечение социальных потребностей: улучшение условий труда, развитие образования, здравоохранения и культуры. В рамках категории и методологии философии хозяйства, наверно только о социальных инновациях и можно говорить как направленных на возвращение общества и его хозяйства в русло, позволяющее человеку становиться действительно человеком. Потому что все другие виды и формы инноваций лишь усугубляют глобальные социально- экономические проблемы и даже ведут к уничтожению человечества с его хозяйством.


 

Основная часть

Основные понятия инноваций в социальной сфере

Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

На современном этапе развития экономической науки, в частности теории инноваций, происходит выделение таких направлений, как формирование новшеств, распространение (диффузия) нововведений, выработка инновационных решений, адаптация и приспособление инноваций к человеческим потребностям.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Особенно актуальна их роль в сфере охраны здоровья, где сложилась очень неблагоприятная ситуация. На сегодняшний день широкое распространение получила платная медицина, но только 10-20% населения может себе позволить оплачивать медицинские услуги. В связи с этим, задача удвоения ВВП является вторичной, главной же задачей государства является повышения уровня и качества жизни человека.

Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

Инновации – это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют. Любая инновация начинается с хорошей идеи, но означает она гораздо большее. Инновация связана с процессом превращения хорошей идеи в нечто, что может быть использовано, реализовано или достигнуто.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации.

Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.С. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь)

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы.

Традиционно считалось и считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Во-вторых, практически все инновации в социальной сфере принимаются без учёта позиций самих граждан. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.

Например, как трудно идёт процесс перехода на электронные носители. Просто потому, что многие, особенно пожилые люди, не владеют самыми простыми навыками работы за компьютером. Порой они даже не умеют его включать. Поэтому программа обучения пожилых людей компьютерной грамотности возникла неслучайно. Пока мы не научим граждан пользоваться благами инновационных достижений, мы так и будем встречать с их стороны отпор любым изменениям.

За последние три года через Центр социальных инноваций прошли порядка 200 проектов. Но одним из первых направлений, в котором начались инновационные изменения, стало здравоохранение.

Нововведения в сфере здравоохранения осуществляются в виде создания новых технологий, медицинских приборов, препаратов, лечебных методик, или организационных процессов, внедряемых в производство товаров или оказание услуг.

С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в области здравоохранения:

Медицинские технологические инновации, которые связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения;

Организационные инновации, реализующие эффективную реструктуризацию деятельности системы здравоохранения, совершенствование организации труда персонала и орг. структуры управления.

Экономические инновации, обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;

Информационно-технологические инновации, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в отрасли;

Медико-фармацевтические, медико-технические инновации, являющиеся разновидностью медицинских технологических инноваций, однако предполагающих, как императив, использование новых лекарственных средств (технических систем), конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности.

К продуктовым и процессным инновациям в системе здравоохранения следует отнести те, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других благ, способствующих повышению качества медицинских услуг и т.д.

В области инвестирования в медицинские инновации российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство.

Для успешного развития медицины необходимо правильное сочетание ясных государственных гарантий населению и равных прав всех участников рынка вне зависимости от форм собственности. Что касается возможности частичного инвестирования в инновационные технологии, то оно сдерживается, с одной стороны, недостаточным информационным обеспечением, а с другой - отсутствием чётких государственных гарантий и преференций.

Как отмечается в Национальном докладе «Инновационное развитие – основа модернизации экономики России», в России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности.

Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределённые сроки.

Тревожит тот факт, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, эффективное функционирование национальной инновационной системы в целом.

Устранение основных проблем в развитии науки, образования, инноваций требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.

Следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищённостью отечественных разработок. Дальнейшее развитие данной ситуации может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.

Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстаёт от передовых стран по объёмам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на «науки о человеке» составляют не менее 30% от общих затрат на фундаментальные исследования.

Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решаются в достаточной мере. В настоящее время многие направления современной медицины требуют серьёзной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отечественных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе, из-за отсутствия эффективных механизмов допуска этих технологий на рынок.

Таким образом, инновации могут быть техническими, подразумевать разработку или улучшение продуктов или процессов, либо административными, т.е. быть направленными на совершенствование организационной структуры и процессов управления и осуществления работы. Такие инновации часто могут осуществляться независимо друг от друга. Тем не менее, в некоторых случаях реализация инноваций в одной сфере может зависеть или даже требовать инноваций в другой.

Инновации всегда означают скачок в новую область или попытку реализовать новшество. В этой связи результаты инновационной деятельности не всегда становятся очевидными незамедлительно. Напротив, путь к совершенствованию можно прокладывать в течение длительного времени, совершая множество экспериментальных попыток, как успешных, так и не совсем удачных. Этот процесс создает необходимые предпосылки конечного успеха.

Как следует из программных документов Правительства Российской Федерации, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

В настоящий момент в России есть компоненты, необходимые для развития инновационных медицинских технологий: инвесторы, компании, импортирующие зарубежные инновационные разработки, и изобретатели.

Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.

Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.

Реформа образования должна проводиться с учетом принципа «не навреди». Главного внимания требуют организационно-технические условия осуществления образования, особенно это касается учреждений, обеспечивающих общую среднюю школьную подготовку на селе и в малых городах страны.

Нуждается в специальном внимании среднее профессиональное образование, которое должно готовить специалистов, способных встраиваться в новые и новейшие технологии. Реструктуризация высшего образования имеет своей целью готовить профессионалов высшей квалификации, совмещающих обучение с осуществлением научно-исследовательских работ. Финансирование образования должно иметь три источника: государственный бюджет (преимущественно регионального уровня), предприятия, которые готовят для себя рабочую силу необходимой квалификации, и граждане, выбирающие платные формы обучения.

Государство в лице своих законодательных органов определяет минимальную образовательную «корзину», доступ к которой имеет каждый гражданин страны.

Практическое претворение в жизнь социальных реформ определяет три особенности алгоритма их реализации:

главное условие успешности реформ – это системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики;

корневой составляющей всех ее сегментов является трансформация модели заработной платы;

в условиях чудовищной поляризации идеология социальных реформ не может не иметь пере распределительного характера, реализуемого через налоги и социальное страхование.

Примеры социальной инновации

Экономия бумаги (Россия):

Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

«Школьные дедушки» (Швеция):

В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.

Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.

«Большая газета» (Великобритания):

«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.

«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.

«Сохраните Еду» (Финляндия):

В Финляндии появился проект под названием «Сохраните Еду», идея проекта в том, чтобы объединить тех, кто нуждается в еде, с теми, кто готов поделиться излишками еды. Для этого было создано специальное мобильное приложение, которое объединяет нуждающихся в бесплатном питании (студенты, многодетные семьи) с людьми имеющими лишнюю еду.


 

Заключение

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически не отразилась на учреждениях социального обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений соц. обслуживания, так и не приветствует появления учреждений негосударственного сектора.

Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.

Кроме достижения основной цели, инновации призваны решить следующие задачи:

- повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;

- улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;

- снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.

Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:

- высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;

- сложностью оценки эффекта инновации;

- комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.

Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.

Основными направлениями инновационной деятельности в социальной работе сегодня являются:

Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.

Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.

Увеличение разнообразия организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых технологий мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

 


 

Список использованной литературы

1. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М - 2007. 483 с.

2. Усманов Б. Ф. Социальная инноватика. М.: Социум, 2007. 484 с.

3. Инновации в науке: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.

4. https://elenakarlinskaya.ru/2010/09/chto-takoe-innovacii-i-zachem-vam-znat-pravilnoe-opredelenie/(статья от 24 сентября 2010 года)

5. Осипов Г.В. Москвичев Л.Н. Чернощек О.Е. Социологический словарь. М.: Норма, 2008

6. Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Экономика, 2006 - 518 с

7. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – с. 11.

8. Красникова Е.О., Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент - М.: Окей-книга, 2009 - 184 с.

9. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент - М.: Инфра-М, 2008 - 176 с.

10. Жариков В.В. Управление инновационными процессами - Тамбов: ТГТУ, 2009 - 180 с.

11. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006 - 384 с.

12. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007 - 335 с.

13. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент - М.: Юнити-Дана, 2005 - 446 с.

14. Попов В.Л. Управление инновационными проектами - М.: Инфра-М, 2009 - 336 с.

15. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями - М.: Эксмо, 2008 - 432 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: