ПРОСТРАНСТВО
Совпадение пространственных позиций повествователя и персонажа
· Позиция повествователя (или наблюдателя) может совпадать позицией какого-то определенного действующего лица в произведении. Например, если данный персонаж входит в комнату — описывается комната, если он выходит из дома на улицу — описывается улица и т. д. При этом в одних случаях автор целиком перевоплощается в это лицо, то есть «принимает» на данный момент его систему оценок, фразеологию, психологию и т. д.
· Автор следует за персонажем, но не перевоплощается в него; В этом случае авторская позиция совпадает с позицией данного персонажа в плане пространственной характеристики, но расходится с ней в плане оценки, фразеологии и т. п. Поскольку автор не перевоплощается в данного персонажа, а как бы становится его спутником — он может давать и описание этого персонажа (Нпример, в «Бесах» автор (рассказчик) следует за Ставрогиным, хотя описывает происходящие события не сего — или, лучше сказать, не только с его — точки зрения). Иногда повествователя может быть прикреплен не к одному какому-то персонажу, а к некоторой компании людей, но мы можем констатировать присутствие его в каком-то определенном месте.
Отсутствие совпадения пространственной позиции автора
с позицией персонажа.
Здесь также может иметь место пространственная определенность позиции повествователя.
· Последовательный обзор. Точка зрения повествователя последовательно перемещается, скользит от одного персонажа к другому, от одной детали к другой. Движение авторской точки зрения в этом случае аналогично движению объектива камеры в киноповествовании.При этом движение авторской точки зрения может быть обусловлено перемещением действующего лица или, напротив, никак не обусловлено (авторская точка зрения совершенно независима и самостоятельна в своем движении).
|
Автор может совершать обзор людей так, как будто он присутствует в этом месте, а может совершать обзор людей, которые находятся в разных местах, не обозримых с одной точки зрения.
Каждая сцена дается со своей пространственной позиции; совокупность этих сцен, передает движение, перемещение позиции описывающего наблюдателя.
· Другие случая движения позиции наблюдателя. —в виде одной сцены, схваченной с движущейся позиции (с характерными деформациями предметов, обусловленными этим движением).
Примеры: «Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости», «Тени от дерев и кустов, как кометы, острыми клинами падали на отлогую равнину» (из Гоголя). – искажение изображения под влиянием скорости передвижения смотрящего наблюдателя. Такой вид движения редок.
· Общая (всеохватывающая) точка зрения: точка зрения «птичьего полета». При необходимости всеобъемлющего описания некоторой сцены - одновременный охват ее с какой-то одной общей точки зрения.Очень часто точка зрения «птичьего полета» используется в начале или в конце описания некоторой сцены (или же всего повествования). После такого описания в начале или перед таким описанием в конце точка зрения может перемещаться ближе для более детального описания.
Пример: поднятая позиция у Гоголя в концовке «Тараса Бульбы» (Тарас погибает мученической смертью, и далее дается описание Днестра, произведенное с какой-то безличной точки зрения, характеризующейся очень широким кругозором).
|
· Немая сцена. Особый случай обобщенного описания с некоторой достаточно удаленной позиции, когда поведение действующих лиц описывается как пантомима: описываются их жесты, но не даются их слова.
ВРЕМЯ
В ряде случаев может быть определена и позиция автора во времени.
· О тсчет времени (хронология событий) может вестись автором с позиций какого-либо персонажа (авторское время (которое кладется в основу повествования) совпадает с субъективным отсчетом событий того или иного из действующих лиц).
· Повествователь может использовать и свою собственную временную позицию. В этом случае при повествовании используется собственно авторское время, которое не совпадает с индивидуальным временем какого-либо действующего лица.
Множественность временных позиций в произведении. Совмещенная точка зрения
Множественность временных позиций может проявляться в произведении разными способами.
· Повествователь может последовательно менять свои позиции — т.е. описывать события то с одной, то с другой т.зр. (ими могут быть как т.зр. различных действующих лиц в произведении, так и собственная позиция повествователя). При этом в одних случаях события, описываемые с разных временных позиций, могут перекрываться (то есть одни и те же события даются на протяжении повествования в освещении нескольких различных т.зр.), тогда как в других случаях повествователь их организует «впритык» (то есть повествование ведется в строго последовательном порядке, причем на разных этапах изложения используются точки зрения разных действующих лиц).
|
· Описание одного и того же эпизода может вестись одновременно с нескольких позиций — представляя собой синтез разных т.зр., слияния их воедино. Формально это совмещение точек зрения может проявляться, например, в ремарках, в сопутствующих комментариях или же в замечаниях, которые предваряют описание данного эпизода.
Повествование может вестись одновременно во временной перспективе некоторого персонажа (или же нескольких персонажей, участвующих в действии) и вместе с тем в перспективе самого автора, точка зрения которого существенно отличается во временном плане от точки зрения данного персонажа: автор знает то, чего не может еще знать этот персонаж, а именно — знает, «чем кончится» данная история. Иначе говоря, тут имеет место двойная перспектива, двойная позиция повествователя.
Подобного рода явление вообще очень распространено как в худож. литературе, так и в повседневном рассказе. Совмещение разных временных планов может в принципе происходить и тогда, когда описывающий и описываемый субъект совпадают в одном и том же лице — в случае повествования от 1 лица. (Часто в автобиографиях).
В плане оценки могут быть разные возможности проявления временной перспективы: в одном случае факты настоящего и прошлого могут оцениваться с точки зрения будущего, в другом случае факты настоящего и будущего оцениваются с точки зрения прошлого, наконец, в третьем случае — все оценивается с позиции настоящего.