«Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (1783) | ||||||||
Как возможны априорные синтетические суждения? | Суждения | Аналитические | Синтетические | |||||
Априорные | 1) невозможно непротиворечиво отрицать; 2) предикат находится в субъекте; 3) нет прибавления знания; | «Все холостяки неженаты»; 12=7+5; «все треугольники имеют три угла»; | 1) невозможно непротиворечиво отрицать; 2) предикат не находится в субъекте; 3) явно присутствует новое знание; | «Прямая — кратчайшая линия между двумя точками»; «мир должен иметь начало»; 7+5=12 | ||||
Апостериорные | Не существуют | – | Можно непротиворечиво отрицать | «Этот шар красный»; «эта девушка незамужем» | ||||
Основные идеи | – коперниканский переворот в философии: не наше восприятие сообразуется с реальностью, а реальность (явление) конструируется нашими познавательными способностями; – всеобщее и необходимое знание (апр.синт. суждения в математике, естествознании и метафизике) — оказывается возможным потому, что оно во многом является конструктом творческой способности рассудка; – все познание из опыта, который дает предмет восприятия, но ничего не говорит о том, почему он должен быть таким => всеоб-ть и необх-ть не рез-т привычки, как у Юма, а рез-т применения апр. форм рассудка и разума; – Кант — рационалист, для которого всеоб-ть и необх-ть знания важнее реализма — но как быть с вероятностной природой квантовой механики? – при этом познанию доступна только область явления и сам трансцендентальный аппарат, но не вещь-в-себе (агностицизм), которая аффицирует нашу чувственность; – трансцендентальное познание — выяснение условий возможности опыта, т.е. познание трансцендальной структуры познающего субъекта; – при этом субъект разделяется на эмпирический (совокуп-ть физ. и психолог. свойств индивида) и трансцедентальный (т.е. интерсубъективный); – пространство и время — априорные формы чувственности, которые делают возможной чистую математику (чист. созер-е пр-ва в основе геометрии, чист. созецание времени — арифметику), они сами являются чистым созерцанием (т.е. они сами предоставляют «доопытный» опыт); – схематизм рассудка: интегрирующая образы в схему (не образ, а способ представления предмета) есть продукт способности суждения и продуктивного воображения, они опосредует деятельность чувственности и рассудка; в основе нашего разума лежит мысленный эксперимент; – категории — всеобщ. и необх. формы мышления рассудка по четырем классам: 1) кол-во (ед-во – мн-во – цель-ть), 2) кач-во (реал-ть – отриц-е – огран-е), 3) отношение (субст-ть – акциденция – взаимодействие), 4) модальность (возм-ть и невозм-ть – сущ-е и несущ-е – необх-ть и случ-ть); – трансцендентальная дедукция – применение категорий к чувств. данным; опыт (частное) как бы «просеивается» через категории, выводится из них (общего); – деят-ть рассудка всегда сопровождается трансцендентальной апперцепцией (единство мыслящего «Я», cogito); – априорными формами разума являются ноумены — трансцедентные (за пределами опыта) объекты, необходимые для того, чтобы рассудок мог закончить синтез знания в категориях: 1) космологическая идея (мир), 2) теологическая идея (бог), 3) психологическая идея (душа); – трансцендентальная иллюзия (паралогизмы и антиномии) – верный индикатор того, что разум применяется не как регулятивная по отношению к рассудку, а как самостоятельная, конститутивная способность, что мы вышли за пределы даже возможного опыта. – в отношении психологической идеи (познание души) разум впадает в трансцедентальный паралогизм: cogito не является субстанцией или представлением, а скорее условием всякого пред-я и мышл-я вообще, т.е. все мыслимое мыслится с помощью cogito => само это простое сознание непознаваемо (ср. с Гёделем и Макгинном); – в отношении космологической идеи разум впадает в антиномии: 1) «огран-ть простр-ва»: мир имеет начало во времени и и ограничен в пр-ве – мир не имеет начала во времени и безграничен; 2) «простое и сложное»: мир сост. только из простых эл-в – в мире нет ничего простого; 3) «свобода и необх-ть»: существует своободная причинность — свободы не существует, все детерминировано; 4) «сущ-е бога»: сущ-т безусл. необх. сущ-во – не сущ-т абсолютно необх. сущ-ва. | |||||||
Cтруктура трансцендентального субъекта | Способность | Чувственность (die Sinnlichkeit) | Рассудок (der Verstandt) | Разум (die Vernuft) | ||||
Раздел КЧР | Трансцендентальная эстетика | Трансцендентальная аналитика | Трансцендентальная диалектика | |||||
Область знания | Чистая математика | Естественные науки | Метафизика | |||||
Апр. формы познания | 1) Пространство 2) Время | Категории | Ноумены | |||||
Направленность | На предметы | На опыт | На рассудок | |||||
Функция | Чувственный синтез: восприятие | Рассудочный синтез: мышление | Регуляция и системообразование | |||||
Способности | 1) способность аффицироваться вещью-в-себе; 2) интуитивная сп-ть давать цельные пред-я; 3) способность получать цельные представления; 4) эмпир. созерцание (пр-во+время+ощущения); | 1) имеет дискурсивный характер; 2) сп-ть самостоятельно производить пред-я; 3) спонтанность познания; 4) сп-ть созд-ть ед-ва явлений посред. Правил; | 1) сп-ть давать принципы; 2) сп-ть делать опосредованные выводы; 3) сп-ть создавать ед-во правил рассудка посредством принципов; | |||||