Теоретическая философия Канта (1724-1804)




«Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (1783)
Как возможны априорные синтетические суждения? Суждения Аналитические Синтетические
  Априорные 1) невозможно непротиворечиво отрицать; 2) предикат находится в субъекте; 3) нет прибавления знания; «Все холостяки неженаты»; 12=7+5; «все треугольники имеют три угла»; 1) невозможно непротиворечиво отрицать; 2) предикат не находится в субъекте; 3) явно присутствует новое знание; «Прямая — кратчайшая линия между двумя точками»; «мир должен иметь начало»; 7+5=12
Апостериорные Не существуют Можно непротиворечиво отрицать «Этот шар красный»; «эта девушка незамужем»
Основные идеи коперниканский переворот в философии: не наше восприятие сообразуется с реальностью, а реальность (явление) конструируется нашими познавательными способностями; – всеобщее и необходимое знание (апр.синт. суждения в математике, естествознании и метафизике) — оказывается возможным потому, что оно во многом является конструктом творческой способности рассудка; – все познание из опыта, который дает предмет восприятия, но ничего не говорит о том, почему он должен быть таким => всеоб-ть и необх-ть не рез-т привычки, как у Юма, а рез-т применения апр. форм рассудка и разума; – Кант — рационалист, для которого всеоб-ть и необх-ть знания важнее реализма — но как быть с вероятностной природой квантовой механики? – при этом познанию доступна только область явления и сам трансцендентальный аппарат, но не вещь-в-себе (агностицизм), которая аффицирует нашу чувственность; – трансцендентальное познание — выяснение условий возможности опыта, т.е. познание трансцендальной структуры познающего субъекта; – при этом субъект разделяется на эмпирический (совокуп-ть физ. и психолог. свойств индивида) и трансцедентальный (т.е. интерсубъективный); – пространство и время — априорные формы чувственности, которые делают возможной чистую математику (чист. созер-е пр-ва в основе геометрии, чист. созецание времени — арифметику), они сами являются чистым созерцанием (т.е. они сами предоставляют «доопытный» опыт); – схематизм рассудка: интегрирующая образы в схему (не образ, а способ представления предмета) есть продукт способности суждения и продуктивного воображения, они опосредует деятельность чувственности и рассудка; в основе нашего разума лежит мысленный эксперимент; – категории — всеобщ. и необх. формы мышления рассудка по четырем классам: 1) кол-во (ед-во – мн-во – цель-ть), 2) кач-во (реал-ть – отриц-е – огран-е), 3) отношение (субст-ть – акциденция – взаимодействие), 4) модальность (возм-ть и невозм-ть – сущ-е и несущ-е – необх-ть и случ-ть); – трансцендентальная дедукция применение категорий к чувств. данным; опыт (частное) как бы «просеивается» через категории, выводится из них (общего); – деят-ть рассудка всегда сопровождается трансцендентальной апперцепцией (единство мыслящего «Я», cogito); – априорными формами разума являются ноумены — трансцедентные (за пределами опыта) объекты, необходимые для того, чтобы рассудок мог закончить синтез знания в категориях: 1) космологическая идея (мир), 2) теологическая идея (бог), 3) психологическая идея (душа); – трансцендентальная иллюзия (паралогизмы и антиномии) – верный индикатор того, что разум применяется не как регулятивная по отношению к рассудку, а как самостоятельная, конститутивная способность, что мы вышли за пределы даже возможного опыта. – в отношении психологической идеи (познание души) разум впадает в трансцедентальный паралогизм: cogito не является субстанцией или представлением, а скорее условием всякого пред-я и мышл-я вообще, т.е. все мыслимое мыслится с помощью cogito => само это простое сознание непознаваемо (ср. с Гёделем и Макгинном); – в отношении космологической идеи разум впадает в антиномии: 1) «огран-ть простр-ва»: мир имеет начало во времени и и ограничен в пр-ве – мир не имеет начала во времени и безграничен; 2) «простое и сложное»: мир сост. только из простых эл-в – в мире нет ничего простого; 3) «свобода и необх-ть»: существует своободная причинность — свободы не существует, все детерминировано; 4) «сущ-е бога»: сущ-т безусл. необх. сущ-во – не сущ-т абсолютно необх. сущ-ва.
    Cтруктура трансцендентального субъекта Способность Чувственность (die Sinnlichkeit) Рассудок (der Verstandt) Разум (die Vernuft)
Раздел КЧР Трансцендентальная эстетика Трансцендентальная аналитика Трансцендентальная диалектика
Область знания Чистая математика Естественные науки Метафизика
Апр. формы познания 1) Пространство 2) Время Категории Ноумены
Направленность На предметы На опыт На рассудок
Функция Чувственный синтез: восприятие Рассудочный синтез: мышление Регуляция и системообразование
Способности 1) способность аффицироваться вещью-в-себе; 2) интуитивная сп-ть давать цельные пред-я; 3) способность получать цельные представления; 4) эмпир. созерцание (пр-во+время+ощущения); 1) имеет дискурсивный характер; 2) сп-ть самостоятельно производить пред-я; 3) спонтанность познания; 4) сп-ть созд-ть ед-ва явлений посред. Правил; 1) сп-ть давать принципы; 2) сп-ть делать опосредованные выводы; 3) сп-ть создавать ед-во правил рассудка посредством принципов;
                 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: