Мотивации деятельности и поведения




Рассказ. Наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками. По своей мето­дической сути - это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нраво­учение из рассказа прямо, а, как советовал В.Г.Белинский, «спрятаться» за сюжет, предоставив возможность самим де­тям дать оценку услышанному, сделать выводы.

Лекция. Метод по своей инструментовке близкий к рас­сказу. Это - тоже монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема и на более высоком уровне теоретического обобщения. Именно поэтому лекция как ме­тод не применяется в воспитании дошкольников и младших школьников. Да и длительность такого монолога (не менее часа) им не под силу.

Но старшеклассники уже испытывают интерес к глубо­кому научному анализу тех или иных проблем. Здесь лекция воспитателя будет уместна, так же как она уместна в работе с родителями.

В содержании лекции выделяется, как правило, несколько вопросов. Их последовательное рассмотрение и составит у слушателей представление об избранной проблеме. При под­готовке к лекции следует избегать прямого переписывания информации из книг и журналов. Конструкции письменной речи плохо воспринимаются на слух. Вредят лекции и излиш­нее наукообразие, перегрузка теоретическими понятиями. А вот собственная точка зрения лектора по рассматриваемому вопросу сделает его выступление убедительным.

Беседа. Это диалог воспитателя и детей (или одного воспи­танника, если беседа индивидуальная). Беседа не только разъ­ясняет нормы и правила поведения, не только формирует представление о главных жизненных ценностях, но и выраба­тывает у детей их собственные оценки происходящего, взгля­ды и суждения.

Диалоговая природа беседы обеспечивается системой во­просов и ответов. Вот ее логическая структура:

1. Воспитатель с помощью короткой, но яркой информа­ции вводит детей в тему беседы и задает вопрос, предлагая его к обсуждению.

2. Дети высказываются: приводят примеры из своей жизни, доводы, подтвержденные эпизодами из прочитанных книг или запомнившихся фильмов, мнения авторитетных для них взрослых людей.

3. Воспитатель обобщает все высказывания, подчеркивает доказательства главных положений и помогает детям сделать убедительные выводы.

Необходимость в беседе может возникнуть совершенно неожиданно как реакция на какой-то поступок, событие в классе. Тогда она проводится экспромтом и требует от вос­питателя особой мобилизации своих собственных убеждений и красноречия.

Но гораздо чаще проводится заранее запланированная бе­седа. Воспитателю следует помнить, что подготовка к беседе воспитывает детей не меньше, чем сам разговор. Первое, с чего нужно начать воспитателю,- выбрать тему. Ее стоит ис­кать не в методических журналах, а в наблюдениях за своими воспитанниками, изучая их межличностные отношения, инте­ресы и увлечения, планы и мечты. Беседа даст воспитательный результат, если ее тема будет настолько актуальна, что дети просто не смогут не обсуждать ее. Кроме того, предложенная для разговора тема должна звучать интересно и призывно, например: «Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учит­ся?», «Имя и прозвище».

Сами того не подозревая, готовятся к беседе и дети. К мо­менту разговора они должны иметь некоторый психологиче­ский настрой на обсуждение именно такой темы, должны ак­туализировать свой жизненный опыт. Поэтому, когда класс целую неделю читает, передавая друг другу, интересную книгу (поступки героев очень кстати вспомнятся в беседе), пишут творческое сочинение на тему «Настоящий друг - это...», за­тевают по заданию учителя опрос своих родителей с одним общим вопросом: «Расскажи о своем школьном друге» - это и есть подготовка воспитателем своих юных собеседников.

Беседа, как впрочем и другие словесные методы, требует строго отмеренных временных границ. Если разговор затягива­ется, дети быстро теряют к нему интерес, их внимание рассеива­ется и желание высказываться пропадает. Поэтому беседа с до­школьниками не может быть более 10-15 мин, а с младшими школьниками ее продолжительность от 15 до 20 мин. Воспита­тель должен постараться найти очень точные слова, выстроить логику беседы так, чтобы за это короткое время детям удалось осмыслить некую область их социального опыта.

Дискуссия (диспут). Этот метод предполагает спор, столк­новение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопро­сы, которые побуждали бы участников спорить. Эти вопросы помещаются на броском призывном плакате вместе со списком рекомендуемой литературы, чтобы все будущие участ­ники диспута могли основательно запастись аргументами, авторитетными мнениями и примерами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: