Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина




Лекция 2

Проблема возраста и возрастной периодизации

Психического развития

План

  1. Понятие о возрасте как ступени психического развития.
  2. Структура возраста.
  3. Возрастная периодизация психического развития.
  4. Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов.
  5. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

************************************************************

Понятие о возрасте как ступени психического развития

Возраст (в психологии) — конкретная, ______________________________________________ во времени ступень _______________________________________________________, характеризуемая совокупностью ___________________________________ физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, отличающаяся от других _______________________________________________ психических процессов, функций и психологических качеств личности.

 

По Д. И. Фельдштейну, психологические характеристики возраста определяются:

ü конкретно-историческими __________________________, в которых осуществляется развитие индивида,

ü характером ___________________________________________________,

ü особенностями его _______________________________________________.

 

Учение Л. С. Выготского______________________________________________.

 

Структура возраста

 

В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев:

ü

ü

ü

ü

Ø Социальная ситуация развития(по Л.С.Выготскому) – особое сочетание ______________________________ процессов развития и ____________________ условий, которые являются ____________________________ для каждого возрастного этапа и обусловливают ________________________________ психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и _____________________ качественно своеобразные ____________________________________________, возникающие к его концу.

 

Ø Ведущая деятельность –____________________________ вид деятельности, который влияет на _________________________ и формирование всех _____________ ______________________ ребенка и его _____________________________________________, характерных именно для этого возрастного периода.

 

Ø Основные новообразования возрастахарактеризуют, в первую очередь, перестройку личности ребенка, являются __________________________ или продуктом возрастного развития.

 

Созревание новообразований относится __________________________________________.

Психологические новообразования – это психические и социальные __________________, возникающие на _________________________________________________________________ и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также ____________________________________________ этих изменений, который становится _____________________________ для формирования психических процессов и личности ребенка ______________________________________ возраста.

 

Ø Возрастные кризисы – это _________________________________________________ на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.

 

Источником возникновения кризиса выступает _______________________________ между возрастающими физическими и психическими _____________________________ ребенка и сложившимися _________________________________________________________ с окружающими людьми.

 

Содержание кризиса — это распад сложившейся __________________________________

___________________________ и возникновение новой.

Основные характеристики кризисных периодов, по Выготскому:

• наличие __________________ изменений в _________________________ отрезки времени;

• ____________________________________ границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;

• ____________________ с окружающими и ____________________________________ ребен­ка;

• наличие ____________________________ в развитии.

 

По мнению Выготского, кризис, или критический период, — время качественных _______________________________ изменений, результатом которых является переход лич­ности на новую, более высокую ступень развития.

 

********************************************************************************

Проблема возрастной периодизации психического развития

Возрастная периодизация

В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга ___________________, качественно __________________________________ с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных _______________________________________ и характеризующихся особыми ____________________________________________________.

 

 

Принципы выделения возрастных периодов

Концепции возрастной периодизации различаются прежде всего в соответствии с разными критериями, лежащими в их основании. По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на четыре группы:

  1. Попытки периодизации детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.

 

  1. Попытки, направленные на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для деления его на периоды.

 

  1. Попытки построения периодизации детства согласно анатомо-физиологическим особенностям.

 

 

  1. Попытки построения периодизации на основе выделения критических периодов развития

 

 

Механизм смены возрастных периодов

 

Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены _______________________ и _____________________________ периодов.

 

В рамках ___________________________ возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в _____________________________ возрасте.

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина

Возрастной период Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Доминирующая в развитии сфера психики Центральные новообразования возраста
Младенчество (от 0 до года)        
Раннее детство (от года до трех)        
Дошкольный возраст (3 – 7 лет)        
Младший школьный возраст (7 – 11 лет)        
Подростковый возраст (11 – 15 лет)        
Старший школьный возраст (15 – 17 лет)        

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!