Лекция 2
Проблема возраста и возрастной периодизации
Психического развития
План
- Понятие о возрасте как ступени психического развития.
- Структура возраста.
- Возрастная периодизация психического развития.
- Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов.
- Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.
************************************************************
Понятие о возрасте как ступени психического развития
Возраст (в психологии) — конкретная, ______________________________________________ во времени ступень _______________________________________________________, характеризуемая совокупностью ___________________________________ физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, отличающаяся от других _______________________________________________ психических процессов, функций и психологических качеств личности.
По Д. И. Фельдштейну, психологические характеристики возраста определяются:
ü конкретно-историческими __________________________, в которых осуществляется развитие индивида,
ü характером ___________________________________________________,
ü особенностями его _______________________________________________.
Учение Л. С. Выготского ______________________________________________.
Структура возраста
В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев:
ü
ü
ü
ü
Ø Социальная ситуация развития (по Л.С.Выготскому) – особое сочетание ______________________________ процессов развития и ____________________ условий, которые являются ____________________________ для каждого возрастного этапа и обусловливают ________________________________ психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и _____________________ качественно своеобразные ____________________________________________, возникающие к его концу.
|
Ø Ведущая деятельность – ____________________________ вид деятельности, который влияет на _________________________ и формирование всех _____________ ______________________ ребенка и его _____________________________________________, характерных именно для этого возрастного периода.
Ø Основные новообразования возраста характеризуют, в первую очередь, перестройку личности ребенка, являются __________________________ или продуктом возрастного развития.
Созревание новообразований относится __________________________________________.
Психологические новообразования – это психические и социальные __________________, возникающие на _________________________________________________________________ и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также ____________________________________________ этих изменений, который становится _____________________________ для формирования психических процессов и личности ребенка ______________________________________ возраста.
Ø Возрастные кризисы – э то _________________________________________________ на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.
Источником возникновения кризиса выступает _______________________________ между возрастающими физическими и психическими _____________________________ ребенка и сложившимися _________________________________________________________ с окружающими людьми.
Содержание кризиса — это распад сложившейся __________________________________
___________________________ и возникновение новой.
Основные характеристики кризисных периодов, по Выготскому:
• наличие __________________ изменений в _________________________ отрезки времени;
• ____________________________________ границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;
|
• ____________________ с окружающими и ____________________________________ ребенка;
• наличие ____________________________ в развитии.
По мнению Выготского, кризис, или критический период, — время качественных _______________________________ изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития.
********************************************************************************
Проблема возрастной периодизации психического развития
Возрастная периодизация
В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга ___________________, качественно __________________________________ с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных _______________________________________ и характеризующихся особыми ____________________________________________________.
Принципы выделения возрастных периодов
Концепции возрастной периодизации различаются прежде всего в соответствии с разными критериями, лежащими в их основании. По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на четыре группы:
- Попытки периодизации детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.
- Попытки, направленные на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для деления его на периоды.
- Попытки построения периодизации детства согласно анатомо-физиологическим особенностям.
- Попытки построения периодизации на основе выделения критических периодов развития
|
Механизм смены возрастных периодов
Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены _______________________ и _____________________________ периодов.
В рамках ___________________________ возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в _____________________________ возрасте.
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Доминирующая в развитии сфера психики | Центральные новообразования возраста |
Младенчество (от 0 до года) | ||||
Раннее детство (от года до трех) | ||||
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) | ||||
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) | ||||
Подростковый возраст (11 – 15 лет) | ||||
Старший школьный возраст (15 – 17 лет) |