Факторов, вызывающих стресс, – бесконечное множество, но их источников только два: это происходящие с вами жизненные события и ваше к ним отношение. Причем, второй источник характерен только для человека.
Если вы обнаружили у себя симптомы стресса, очень важно быстро разобраться в его причине, чтобы изменить ситуацию. Нужно понять, почему вы делаете то, что делаете? Насколько это нужно? Нельзя ли без этого обойтись? Потом рассмотрите способ ваших действий. Не слишком ли вы напряжены? Не испытываете ли постоянного беспокойства? Не расходуете ли столько энергии, что потом чувствуете себя измученным? И, наконец, нужно понять, сколько времени вы тратите на свое занятие: слишком много или слишком мало? Ответы на эти и другие вопросы помогут вам понять, почему ваши действия или мысли ввергают вас в стресс и позволят вам выбрать наиболее оптимальное поведение.
У большинства менеджеров проблема нехватки времени является основной причиной нарастающего беспокойства. Изложенные ниже несложные приемы помогут вам этого избежать.
1. Запишите недельные задачи, планы, дела и цели и совместите их с расписанием ваших занятий.
2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.
3. Планируйте ответственные задания на время энергетического подъема. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.
4. Исключите все дела, которые не являются необходимыми в вашей повседневной деятельности. Отправьте их в конец списка.
5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что вы все должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, что поручить кому-либо другому.
|
6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.
7. Научитесь говорить "нет". Из всех способов распределения времени умение говорить "нет" - самый лучший.
8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы все успеть.
9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.
Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс. Ведь стресс есть не столько результат напряженной работы и негативных событий, сколько результат ощущения того, что жизнь слишком сложна и не поддается контролю.
Идея о том, чтобы научиться преобразовывать нечто негативное во что-то позитивное, является своего рода кульминацией умения контролировать стресс. Попадая в ту или иную ситуацию, мы начинаем контролировать ее, превращаем в волнующий и ценный жизненный опыт и автоматически начинаем считать, что именно эта ситуация заставляет нас демонстрировать свои лучшие качества и делает нашу жизнь более успешной и полноценней.
Но как теперь все это сделать, реализовать, воплотить? Как научиться, попадая в стрессовые ситуации, выносить оттуда позитивный опыт и управлять своими эмоциями? Попадая в ситуации, в которых вы не можете что-то менять, чтобы исключить определенные стрессовые факторы, следует прибегать к упражнениям, изменяющим отношение к ним.
|
Во-первых, отвлекайтесь. Вы можете предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации. Когда вы о чем-то думаете, вы отдаете объекту мыслей значительную часть своей энергии. Если вы думаете о нем очень много и с "надрывом", то это может привести к настоящей психической травме. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.
Во-вторых, снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему.
В-третьих, действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Каждый день эта энергия, неуловимая и неукротимая, причиняет многочисленные разрушения вокруг и внутри вас. Но важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна. Та же самая энергия, которая разрушает, может и созидать. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте.
Займитесь чем угодно. Вы можете, например, побить подушку, яростно отколотить матрац бейсбольной битой, написать грубое письмо обидчику (но не отправлять его), заняться активным спортом, или направлять разрушающую вас энергию на приведение в порядок своего рабочего места. К сожалению, большинство из нас, рационализируя свой страх, считают подобные методы бесполезными и смешными. Пусть так. Важно, что эти простые упражнения работают. Ведь основной закон восточных боевых искусств гласит: не противодействуй силе противника, а используй ее для своей победы.
|
В-четвертых, расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Нет более эффективного способа борьбы со стрессом как расслабление. Ведь наш организм не может одновременно напрягаться и расслабляться.
Качественному расслаблению можно научиться. Ниже мы приведем несколько правил поведения, являющиеся антистрессовыми.
Некоторые из них могут подойти и вам:
1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.
3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.
4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
5. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
6. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
7. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.
8. Высыпайтесь.
9. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
10. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
11. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.
Далее нам хотелось бы привести некоторые экспресс методы снятия стресса и управления трудными состояниями, которые могут быть полезны для тех, кто большую часть своего времени отдает напряженной работе, забывая про отдых и регулярные расслабления. Эти технологии достаточно просты и их применение не требует специального образования и наблюдения специалиста. Вы можете начинать применять их прямо сейчас. Когда кричит шеф, глохнет в самом неподходящем месте автомобиль или случается еще что-либо чрезвычайное, нет времени уйти и поразмышлять в тени деревьев. Но можно выполнить следующую технологию, которая позволит вашему организму не ввергнуться в состояние шока. Ее еще называют – отключение от травмирующего источника стресса, метод создания конкурирующей доминанты.
Глубоко вдохните и задержите дыхание, сколько можете. О чем думает человек, задержав дыхание? О неурядицах на работе, домашних проблемах, финансовых затруднениях? Конечно, нет. Он полностью поглощен желанием восстановить нормальное дыхание, чтобы избавиться от удушья. Это желание заслоняет все проблемы повседневности. Такой перенастрой ума, диктуемый жизненной потребностью, можно назвать "создание конкурирующей доминанты" Дыхание – это жизнь. Задерживая его, вы лишаете свой организм потребности, по сравнению с которой все остальное уходит на задний план. Это мгновение – ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из - под прямого воздействия стресса.
Для этого выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять перспективу видения обстановки.
На высоте вдоха представьте себе, что вы видите себя и все, что с вами происходит как бы со стороны, как будто смотрите фильм (здесь используется метод режиссирования в позиции "стороннего наблюдателя"). Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите.
Вы можете наблюдать свои эмоции, вроде гнева, но не действуете на основании этого гнева. Главное – не дать себя втянуть в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. На расстоянии вы имеете больше "воздуха для дыхания". Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все заново. Большинство из нас находят наилучшие решения, оставляя свои эмоции в стороне.
Оцените ситуацию и примите решение об ответной реакции:
- как вам следует себя вести оптимальным образом,
- какой ресурс для этого нужен,
- где вы его можете взять прямо сейчас. Самый надежный источник ресурса – вы сами. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности.
Вспомните ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно: за рулем автомобиля, на теннисном корте или где-либо еще. Еще раз во всей полноте переживите это воспоминание уверенности в себе, ощутите в себе уверенность и силу.
С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Таким образом, вы можете призвать к себе на помощь любое нужно вам чувство: спокойствие, выдержку, уверенность и т.д. Все, что вам для этого нужно сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести его туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас (метод защищенного и конструктивного отреагирования).
Следующая техника быстрой нейтрализации стресса основывается на различии между фактами и значениями.
Факты – это реально происходящие события. Значения – это результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, - есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья и т.д. Обеспечьте себе доступ к различным значениям происходящего, и вы приобретете возможность выбора к реагированию на самые трудные ситуации.
Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.
Поэтому очень важно уметь своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение. Про стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно познается только через практику.
Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя
Определенную помощь руководителю может оказать специально организованное социально-психологическое сопровождение руководителей. К основным направлениям психологического сопровождения руководителей относятся:
· повышение уровня общей психологической культуры руководителей;
· совершенствование их управленческой социально-психологической компетентности;
· оптимизация стиля управленческой деятельности;
· совершенствование способов разрешения конфликтных ситуаций.
Реально психологическое сопровождение осуществляется в отношении руководителей, проходящих обучение на различных курсах переподготовки в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, при подготовке рефератов по проблемам психологии управления. В отдельных случаях могут использоваться тестовые психологические методики с последующим обсуждением результатов тестирования в процессе индивидуального собеседования. Программа психологической работы варьирует в зависимости от профиля профессиональной деятельности обучаемых, срока обучения и других факторов. Наиболее полная программа психологического сопровождения, как правило, реализуется с контингентом резерва выдвижения руководящего состава.
Как показывает опыт, тренинги и семинары по психологии управления проходят достаточно успешно, поскольку они восполняют дефицит психологических знаний слушателей. Содержание учебных занятий строится, как правило, в учебно-нормативном режиме. В них фиксируется, как психологически грамотно организовывать деловое общение (что делать), а затем описываются конкретные психотехнологии (как делать).
Со слушателями проводятся деловые игры, нацеленные на формирование у них практических навыков управленческого взаимодействия.
Неплохой эффект дает использование методов психологической диагностики: объективных тестов, личностных опросников и проективных методик. Они применяются для психологической оценки управленческого потенциала обучаемых, поиска эффективного индивидуального стиля управления для конкретного руководителя и др.
В ходе психологической подготовки действующих руководителей перед слушателями этой категории ставится цель формирования психологической готовности к получению новых психологических знаний и опыта. Важно сформировать или хотя бы пробудить у слушателей установку на конструктивное самоизменение и саморазвитие.
Хорошо известно, что некоторые руководители, хотя и понимают необходимость приобретения новых знаний, часто внутренне сопротивляются им. В этом случае срабатывает своеобразный механизм психологической защиты от непрошеного вторжения в их внутренний мир. Руководители интуитивно чувствуют недоверие к себе и даже определенную угрозу своему должностному положению. Во время групповых занятий и индивидуальных собеседований некоторые из них говорят: "У нас вообще нет никаких психологических проблем"; "У нас все хорошо".
Проявляется и такой тип психологического отрицания, который можно выразить словами: "В стимулировании работников важны экономические факторы, а не психология" или "Успешность профессиональной деятельности зависит от знаний и опыта, а не от психологии".
Преодоление сопротивления может быть наиболее эффективным в ходе групповых занятий, на которых разбираются и проигрываются конкретные ситуации из практики управления. Одно из таких занятий может быть, например, посвящено рассмотрению ситуации, когда руководитель сталкивается с необходимостью предотвратить увольнение сотрудника. Психологический анализ этой ситуации нацелен на выделение действительных причин, в силу которых из подразделения увольняются опытные сотрудники. В процессе обсуждения показывается, что в ряде случаев увольнение сотрудников продиктовано недостаточной востребованностью их профессиональных возможностей, ощущением дефицита внимания к ним со стороны руководства, низкой сплоченностью коллектива, неблагоприятной обстановкой в семье и т.д.
На практических занятиях со слушателями проигрывались различные ситуации, в которых моделировались случаи увольнения сотрудников и демонстрировались способы применения техник убеждения и конструктивного разрешения конфликтов и противоречий. Цель занятий - практически убедить слушателей в эффективности применяемых психотехник управленческого общения.
Социально-психологическая подготовка сотрудников, готовящихся к руководящей работе, должна содержать ряд мероприятий, направленных на формирование их психологической готовности к процессу вхождения в роль руководителя. Основной акцент должен быть сделан на актуализации имеющегося у сотрудников опыта работы с людьми и позитивного переноса его на исполнение новой должности. Управленческие возможности будущего руководителя уже содержатся, как правило, в сформированных навыках профессионального мышления, в успешном опыте по организации и проведению различных служебных мероприятий, в выработанном ранее индивидуальном управленческом стиле, органически присущем предпринимательской деятельности.
Далее проводится формирующая работа по повышению у них самооценки и уверенности в себе. Задается импульс к позитивному осознанию своего движения в ходе профессионального роста и укрепления мотивации к руководящей работе.
В ходе занятий разыгрываются ситуации, в которых руководители могут проявить и закрепить свою успешность, сформировать приемы профессионального и личностного самоутверждения при освоении новой профессиональной роли. Особое внимание уделяется способам налаживания позитивных взаимодействий с подчиненными, коллегами и вышестоящим руководством.
Организация социально-психологической поддержки ускоряет процесс адаптации к руководящей работе и позволяет профилактически устранить возможные психологические срывы, вызванные резким снижением самооценки, высокой тревожностью, стремлением перестраховаться и др.
Как показывает практика, руководители по сравнению с исполнителями гораздо четче осознают актуальность собственных личностных проблем, в принципе требующих консультации с психологом при их осмыслении и разрешении. Ведь руководителями становятся, как правило, люди, находящиеся в возрасте 35 - 45 лет, а может быть, и несколько старше. Известно, что именно в этом возрасте и мужчины, и женщины переживают кризис "середины жизни", обусловливающий проявление элементов психологического неблагополучия.
К этому возрастному периоду у некоторых руководителей обостряются не только нереализованные профессиональные амбиции, но и нарастают проблемы в семейной жизни (требуют все больших материальных и эмоциональных затрат взрослеющие дети, нуждаются в заботе и внимании стареющие родители). Возникают проблемы и с собственным здоровьем (у большинства людей начинается снижение физиологических показателей общей активности, выносливости и работоспособности организма). При проведении психологического сопровождения руководителей необходимо учитывать отмеченные специфические особенности.
Серьезной проблемой является формирование у руководителей навыков психогигиены, осознанной привычки к здоровому образу жизни. Результаты экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что психологическое обеспечение профессиональной деятельности руководителя тесно связано с проблемой сохранения его физического и психического здоровья. Точнее, здесь целесообразно говорить о диалектической взаимосвязи состояния здоровья руководителя и результатов его профессиональной деятельности. С одной стороны, очевидно, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой - успешная либо наоборот неуспешная профессиональная деятельность воздействует на здоровье профессионала.
В целом отношение руководителей к своему здоровью можно охарактеризовать как весьма пассивное. Практически мало кто из опрошенных руководителей регулярно и систематически занимается поддержанием своего здоровья, практикует использование специальных оздоровительных систем, использует методики саморегуляции эмоциональных состояний, техники релаксации и т.д. Так же, как и в случае освоения новых для себя психологических знаний, руководители весьма настороженно относятся к рекомендациям психологов. За профессиональной помощью к психологу они обращаются лишь в крайних случаях, а сталкиваясь с проблемами в области здоровья (как физического, так и психического), они склонны их игнорировать или даже отрицать.
В связи с этим на тренинговых занятиях освещаются вопросы, касающиеся стресса в работе руководителя, их участники знакомятся с методикой психической саморегуляции, приемами релаксации и другими способами предупреждения и преодоления стрессовых состояний.
Заключение
Состояние, которое столетия назад было важным защитным механизмом, в современном мире превратилось в основной источник заболеваний. Как в древние времена стресс был жизненно необходимым, так в наше время жизненно необходимо научиться защищаться от стресса.
Современный руководитель должен держать руку на пульсе и не допускать состояние глубокого стресса у своих подчиненных, в тоже время, работая над своей стрессоустойчивостью.
В наше время пришло осознание того, что выгоднее вкладывать деньги в антистрессовые программы, нежели в лечение своих сотрудников, либо поиск их замены. В связи с этим получили распространение следующие способы предотвращения стресса в организациях:
· Поощрение тех, кто занимается физкультурой в обеденный перерыв;
· Строительство спортивных залов;
· Открытие кабинетов релаксации;
· Оплата научных исследований по снижению уровня стресса и разработка практических рекомендаций;
· Создание таких условий, чтобы подчинённые не стремились бы брать работу на дом;
· Разработка методов получения удовольствия от работы.
Подводя итог, можно сказать, что проблема стресса в современном обществе стоит особенно остро. Именно в связи с этим специалисты, владеющие искусством стресс-менеджмента, становятся особенно популярны, ведь благодаря их усилиям можно избежать серьезных потерь для компании, связанных с отсутствием стрессоустойчивости у сотрудников.
Список литературы
1. http: // www. lossofsoul. com/STRESS/index. htm
2. http: // www. inter-press. ru/articles/50/
3. http: // www. nlpmed. ru/
4. Журнал "Стресс и тревога – что это такое и как с ними справиться? " №9, 2001.
5. http: // www. ruzov. ru/ayur/ayur22. htm
6. http: // www. psi. lib. ru/statyi/sbornik/psiugs. htm
7. Журнал "Психология руководителя" №8, август 2008.
8. http: // www. medmax. ru/article23O55O195. htm