Философия, ее смысл и роль в обществе |
Философия (на русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие) - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Основной вопрос философии:
|
Этапы развития философии:
1. античная философия - VI в. до н.э.-III н.э.;
2. средневековая философия - IV-XIV вв.;
3. нововременная философия - XV-XIX вв.;
4. новейшая (современная) философия - XX в.
Философия античного мира |
Черты античной философии:
ü господствующей формой мировоззрения была мифология;
ü синкретичность - это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем;
ü функциональность;
ü сохраняет свое значение и поныне.
Пифагор:
ü «Все есть число»;
Гераклит:
ü «Все течет»;
Сократ:
ü «Я знаю то, что ничего не знаю».
Аристотель:
ü «Платон мне друг, но истина дороже».
кинизм (Диоген) - пренебрежительное отношение ко всем внешним благам
Философия Средних веков |
Черты средневековой философии:
1. рухнул весь античный мир;
2. главная роль религии;
3. средневековое миропонимание – переход вовнутрь человека;
4. сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением;
5. связь с мистикой.
Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв.
Августин Блаженный
ü вся история определяется борьбой двух институтов – града Божьего и града земного. Град Божий – это избранное меньшинство.
Схоластика - зрелое, систематическое учение о Боге, мире и человеке, существовавшее с VI века до начала Нового времени (приблизительно до XV века).
Фома Аквинский
ü душа и тело едины;
ü томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским, представляет собой соединение философии Аристотеля с христианским мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.
Философия Возрождения |
Черты философии Возрождения:
1. сдвиг в сторону антропоцентризма (в центре философских изысканий ставят человека);
2. понимание человека как творческой личности;
3. доминирующей аспект философии этого периода – эстетика; на первый план выдвинули искусство;
4. гуманизм - воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.
5. возрождение идей античной философии.
Мишель Монтень (1533 - 1592)
ü человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе познания закономерностей природы
Пико делла Мирандола (1463 – 1494)
ü человек сам творит свою судьбу;
ü пантеизм – религиозно – философское воззрение, отожествляющее Бога с природой
Николай Кузанский (1401 – 1464)
ü учение о бесконечности Вселенной;
ü человек через творческую деятельность своего ума как бы уподоблялся Богу («человек есть его ум»).
Джордано Бруно (1548 – 1600)
ü цель философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах»;
ü «героический энтузиазм»
Философия Нового времени |
Черты философии Нового времени:
1. взгляды образованных людей изменились;
2. глубокое изменение в представлении о месте человека в мироздании.
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
ü «Знание – сила»;
ü философия должна носить практический характер;
ü метод индукции (метод восхождения от частного к общему; от отдельных фактов ко всеобщему закону);
Томас Гоббс (1588 – 1679)
ü сенсуализм - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из органов чувств;
Рене Декарт (1596 – 1650)
ü «Мыслю – следовательно, существую»
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) 1694 – 1778 –
ü «Осмельтесь мыслить самостоятельно»
Иммануил Кант (1724 – 1804)
ü поделил все поступки людей на моральные и легальные;
ü априоризм (априори – это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры);
ü конец всего сущего может быть троякого рода: 1)естественный; 2) сверхъестественный – под воздействием причин, нашему пониманию недоступных; 3) противоестественных.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854)
ü природа – силовое динамическое единство противоречий;
ü проблема противоречий между теоретическим и практическим;
ü идея тождества природы и духа.
Философия новейшего времени |
Атмосфера духовной жизни XIX века была более насыщенной, противоречивой и усложненной, чем в предшествующее столетие. Среди основных причин, обусловивших это, можно назвать несколько:
ü новые открытия и тенденции развития в науке и искусстве (например, эволюционная биология, генетика и т.д.);
ü развитие промышленного производства и его воздействие на структуру общества и уклад жизни людей;
ü изменение характера философского знания, которое было связано с триумфом понятия жизни.
ü огромное многообразие философских школ, концепций, идей.
Направления:
1. Иррационализм - учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (инстинкт, интуиция, чувства);
2. Экзистенциализм - направление, изучающее природу и проблемы человеческого существования. Основатель Сёрен Кьеркегор.
3. «Сверхчеловек» Ф. Ницше - «культ сильной личности», которая одержима жаждой власти. «Сверхчеловек» прекрасен силой, а не моралью. Он горд, жесток и одинок среди людей.
Русская философия |
Западничество - одно из ведущих идейно-мировоззренческих течений XIX века. Его сторонники считали, что Россия должна идти по пути, свойственному Западной Европы.
Славянофильство - сторонники данного направления отстаивали идею самобытности России.