ЛЕКЦИЯ №3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
· Учебная экскурсия, виды и требования к проведению.
· Домашняя учебная работа младших школьников.
· Сущностные характеристики факультативных занятий и условия эффективности их организации.
· Стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады.
Учебная экскурсия, виды и требования к проведению
Экскурсия - это форма обучения, которая обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении. В экскурсиях осуществляется ряд дидактических принципов (наглядности, связи теории с практикой и др.), формируются и развиваются эстетические и другие качества личности учащихся. Виды экскурсий:
1. Предметные экскурсии (по предмету «Человек и мир»).
2. Комплексные экскурсии (по нескольким предметам одновременно).
3. По месту проведения (в музей, на природу, на производство).
4. В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:
• вводные или предметные, когда они предшествуют изучению материала на уроках, имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для урока;
ДАЛЕЕ ОТСУТСТВУЕТ СТРАНИЦА
3. Индивидуализация домашнего задания в соответствии со способностями и возможностями конкретного учащегося.
4. Объем задания должен соответствовать нормам.
5. Проверка и оценка домашнего задания.
Учащиеся должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется.
6. В первом классе домашние задания не предусматриваются.
Сущностные характеристики факультативных занятий и условия эффективности их организации
В Кодексе Республике Беларусь об образовании сказано: «Факультативные занятия - занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продожению образования» (глава 24, статья 158).
|
Факультативные занятия определяются как форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на удовлетворение познавательных интересов и возможностей младших школьников, определение их предметных интересов.
На проведение факультативных занятий учебным планом отводится в среднем 27% учебного времени, что составляет немалую долю нагрузки учащихся. Выбор факультативных занятий осуществляется но желанию младших школьников и их родителей.
Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной или иной направленности.
Факультативные занятия реализуют вариативный компонент содержания образования.
Сущностные характеристики факультативных занятий.
• Возможные, необязательные, предоставляемые на выбор.
• Удовлетворение индивидуальных познавательных интересов учащихся.
• Сочетание разнообразных видов учебно-познавательной деятельности.
• Творческий характер деятельности педагога и учащихся.
• Преобладание занимательной формы предъявления учебного материала, исследовательских, поисковых и игровых методов учебной работы.
|
Разработан перечень факультативных занятий, которые могут иметь место в образовательном процессе начальной школы.
Условия эффективности организации факультативных занятий
· Наличие комплексного учебно-методического обеспечения, включая возможности современных информационно-коммуникационных технологий
· Создание комфортного психологического микроклимата.
· Овладение содержанием через разные виды деятельности.
· Обучение на основе принципа активности, который предполагает постановку ученика в максимально активную, творческую позицию
· Преобладание исследовательских, поисковых и игровых методов обучения, индивидуальных и групповых форм работы.
Главным подходом к организации факультативных занятий выступает личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Основой всех факультативных занятий является развивающая цель.
Сегодня созданы учебно-методические комплексы (целостные) факультативных занятий. Среди учебно-методических комплексов выделяется группа, которая не связана напрямую с конкретным учебным предметом, а относится к метапредметной области («Учусь творчески мыслить», «Развитие творческих способностей», «Азбука Берегоши»),
Дидактические материалы для учащихся: сконструированы в
разнообразных формах: рабочая тетрадь, система заданий, учебное пособие, хрестоматия, альбом, электронное средство обучения.
Программа факультативных занятий включает пояснительную записку, содержание разделов и тем по годам обучения, ожидаемые результаты, рекомендуемую литературу.
|
Стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады
В начальных классах предусмотрено обязательное использование стимулирующих и поддерживающих занятий. Они выполняют разные цели. Так, стимулирующие занятия направлены на развитие творческих способностей, одаренных и талантливых учащихся. Поддерживающие занятия направлены на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам).
В Кодексе Республике Беларусь об образовании сказано:«консультации - занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащихся (глава 24, статья 158).
Одной из наиболее распространенных форм работы с одаренными школьниками является олимпиада. Олимпиада по предмету - это естественное продолжение развития знаний, умений и навыков, закладываемых на уроке, но при большей самостоятельности учащихся.
Предметная олимпиада - состязание учащихся учреждений среднего общего образования, требующее от участников демонстрации знаний и
ДАЛЕЕ ТАКЖЕ ОТСУТСТВУЕТ СТРАНИЦА