Сущность и классификация конфликтов. Источники конфликтов.




Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Конфликт – это ситуация, в которой несколько людей, имеющих противоположные, взаимоисключающие цели, пытаются добиться их в ущерб или за счет другого. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные или субъективные, реальные или иллюзорные. Достаточно незначительного повода, и конфликт может вспыхнуть.

Существуют следующие виды конфликта:

- межличностный;

- внутригрупповой;

- межгрупповой;

- внешний.

Существуют следующие виды распространения конфликтов:

- горизонтальный (подчиненный – подчиненный);

- вертикальный (начальник – подчиненный).

Одной из характерных черт конфликта является то, что конфликт ведет к стрессу.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников (сторон).

Наиболее распространенным видом конфликтных ситуаций являются конфликты между начальником и подчиненным. Основными причинами данных конфликтов являются:

1) моральная несовместимость некоторых людей;

2) неправильные действия руководителя по отношению к подчиненным, зачастую выражаемые в виде грубости, нетерпимости и т.д.

Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделит следующие основные причины конфликтов:

- социально-экономические конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;

- социально-психологические потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей;

- социально-демографические различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом и принадлежностью к различным национальным образованиям.

Следует обратить внимание на личностные источники (причины). Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые, так или иначе, затрагивают личные интересы, включая и руководителя.

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

– целей, интересов, позиций;

– мнений, взглядов, убеждений;

– личностных качеств;

– межличностных отношений;

– знаний, умений, способностей;

– функций управления;

– средств, методов деятельности;

– мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

– понимания, интерпретации информации;

– оценок и самооценок.

Очень часто непосредственной причиной возникновения конфликта служит недостаточная психологическая компетентность участников столкновения, отсутствие навыков правильного поведения в сложной ситуации. Люди, как правило, в подобной ситуации начинают вести себя как бы стихийно, они «идут» за конфликтом, а не управляют им. Пути выхода из создавшейся конфликтной ситуации могут быть как эффективными и продуктивными, так и неэффективными и деструктивными. Выделяют пять основных стилей поведения в конкретном конфликте. Выбор стиля зависит от того, чьи интересы Вы хотите удовлетворить:

а) свои собственные, действуя при этом активно или пассивно;

б) интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Основные стадии протекания конфликта

Предконфликтная ситуация. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия – это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, последствия и цели, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступление. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер, например, словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба. Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте.

Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта.

Межличностные конфликты не существуют обособлено, они взаимосвязаны с другими видами конфликтов. Например, если внутри работника существует конфликт (например, не совпадают «хочу» и «могу»), то через некоторое время это приведет к конфликтам с другими людьми, причем, в первую очередь, с коллегами. Еще одной ситуацией является то, что работник может долгое время искать ответ на какой-нибудь волнующий вопрос и безуспешно. В такой ситуации велика вероятность того, что он начнет обвинять в этом свое окружений, что приведет к возникновению конфликтной ситуации. Также существует такая категория людей, которые предъявляют к окружающим завышенные требования, приставая к ним постоянно с замечаниями. Это также приведет к возникновению конфликтной ситуации. Таким образом, мы видим, что чаще всего внутриличностный конфликт приводит к возникновению межличностного конфликта.

4. Разберитесь в ситуации:

Вы чувствуете, что на работе, дома вы стали часто уставать, без повода раздражительны, агрессивны. Вас мучает бессонница. Вы стали часто болеть, работа перестала приносить Вам удовольствие. Как Вы определите свое состояние? Что необходимо предпринять в этом случае?

По моему мнению, все эти признаки, или симптомы, указывают на возникновение депрессии у человека. Как известно, проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания. К эмоциональным признакам депрессии можно отнести следующие: тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние, тревога, чувство внутреннего напряжения, раздражительность, снижение уверенности в себе, снижение самооценки. Физиологически депрессия проявляется в нарушении сна (бессонница, сонливость), изменении аппетита (его утрата или переедание), снижении энергии, повышенной утомляемости при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабости и т.д. Человеку достаточно трудно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, у него преобладают мрачные, негативные мысли о себе, о своей жизни, о мире в целом.

Депрессия зачастую воспринимается как самим больным, так и окружающими как проявление плохого характера, лени и эгоизма, распущенности или природного пессимизма. По моему мнению, депрессия – это то заболевание, которое требует вмешательства специалистов.

Таким образом, не следует пускать все на самотек. Помимо обращения к квалифицированному специалисту можно попробовать предпринять ряд мер, которые смогут хотя бы приподнять настроение. Например:

· Запланировать деятельность, которая доставляла бы удовольствие и вселяла уверенность;

· Не принимать важных жизненных решений в этот период под влиянием пессимистических настроений;

· Постараться проанализировать текущие жизненные проблемы;

· Заняться спортом и деятельностью, доставляющей удовольствие, методы релаксации будут способствовать облегчению состояния и улучшению настроения;

· Взять отпуск и провести время в кругу приятных людей (или же, наоборот, в одиночестве), либо за любимым делом;

· После того, как наступит улучшение, составить для себя план действий, которые следует предпринять, в случае появления признаков депрессии.

 

Список используемой литературы:

 

1. Басовский Л.Е. Менеджмент – М., 2000г.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент – М., 1995г.

3. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник для ВУЗов – С.-Пб., 2008г.

4. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент – М., 2002г.

5. Наумов А.И., Виханский О.С. Менеджмент – М., 2005г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: