О ЗНАЧЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ




Зачетную работу сдаем в напечатанном виде

 

 

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ

СТУДЕНТАМ, ИЗУЧАЮЩИМ

«ОСНОВЫФИЛОСОФИИ»

Автор-составитель:

преподаватель колледжа

кандидат философских наук, доцент Лебедев Ю.А.

 

Серпухов

 

 

Методические материалы в помощь студентам, изучающим «Основы философских знаний» включает тематический план с указанием тем и видов занятий, планы семинаров, советы по подготовке к занятиям, рекомендации по работе над конспектами, вопросы и тесты для выполнения аудиторных и домашних заданий, краткий словарь некоторых философских терминов к семинарским темам.

 

О ЗНАЧЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Знакомство с философией, философская культура – важная составляющая общей культуры человека, без которой нельзя говорить и о профессиональной культуре, особенно о профессиональной культуре юристов, экономистов, других представителей гуманитарных специальностей.

В условиях глубоких перемен, происходящих в российском обществе, необходимо отказаться от идеологических стереотипов, застывших догм и в мышлении, и в практической деятельности. Надо научиться мыслить и действовать конструктивно - критически, творчески, созидательно.

У студентов нередко возникает вопрос – а при чем здесь философия?

«Все другие науки более необходимы, чем философия, но лучше нет ни одной». Это высказывание принадлежит Аристотелю. Очевидно, что оно не предполагает чисто эстетическое отношение великого античного мыслителя к философии. «Лучше» - и во времена Аристотеля и сегодня тем более – означает, что именно эта область знания воплощает в себе важнейший пласт культуры, овладение которым расширяет кругозор и эрудицию, выводит за ограниченный горизонт обыденного, узкого, «частного» мышления специалиста. В документальной повести Д. Гранина «Зубр» известный генетик Тимофеев-Ресовский говорил с издевкой о подобных узких специалистах как знатоках «левой ноздри усоносого рака».

Императивом для каждого специалиста является сегодня понимание необходимости развития современной цивилизации не как техногенной, а как гуманистической, глубоко нравственной. Перевести это понимание на личностный уровень – одна из важных задач. Философии в реализации ее принадлежит, несомненно, ведущая роль.

Философия справедливо рассматривается в качестве фундамента мировоззрения личности. А мировоззрение, в свою очередь, - основа мотивации поступков, действий, деятельности человека, его жизненной позиции.

Изучение философии в средних учебных заведениях, так же, как и в высших, не ставит целью формирование материалистического или идеалистического, атеистического или религиозного мировоззрения. Это мировоззрение должно быть г у м а н и с т и ч е с-

к и м. И именно эта сторона мировоззрения – главная.

Философия – это не застывшие абсолютные истины, это постоянный поиск общих ответов на «вечные» вопросы человеческого бытия: об устройстве мира и путях его познания, о смысле жизни, свободе и ответственности, об истинных и ложных ценностях, о сущностных характеристиках человеческой экзистенции.

Каждая эпоха, каждый этап развития цивилизации давал свои ответы на общие вопросы бытия человека. Гегель верно заметил, что сама философия есть «эпоха, схваченная в мысли». Философия – это мудрость, но точнее будет сказать, что это не сама мудрость, а поиск мудрости и размышление о ней.

Философия – не только основа мировоззрения, но и методология, определяющая самый общий подход к изучению предметов действительности, решению практических задач. Ученый, образно заметил Кант, похож на «одноглазое чудовище», если у него не открыт «философский глаз». Такой глаз расширяет поле зрения не только ученого, но и каждого человека, развивает границы видения им бытия.

Изучение философии обязательно предполагает знакомство с историей философии, основными вехами философской мысли, взглядами крупнейших философов. В философии невозможна кумулятивность, то есть присущая науке обезличенность накопления знаний. Каждый из больших философов своеобразен, оригинален. Нельзя «перепутать» русских философов В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. Невозможно принять за «близнецов» Декарта, Канта, Гегеля. Никогда не прозвучит мысль о том, что Платон или Аристотель устарели. Великие философы остаются великими навсегда.

Важно обратиться и к первоисточникам, познакомиться с произведениями больших философов или хотя бы фрагментами из их трудов, приобщиться к мудрости веков и тысячелетий.

Изучение основ философии предполагает овладение ее категориальным аппаратом. Без знания «философского языка» не получится «разговор» с философами прошлого и настоящего, нельзя уяснить ни одну философскую проблему.

Под руководством преподавателя, с помощью учебников, первоисточников и другой литературы студенты смогут уяснить проблемы основных разделов философии – онтологии, гносеологии, философской антропологии, философии общества и истории. Уяснить мировоззренческие и методологические стороны рассматриваемых проблем, видеть практические «выходы» философии, ее важное место в духовном мире личности.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование темы Количество часов Из них практических
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества    
Тема 2. Основные этапы развития философии    
Тема 3. Философское учение о материи и сознании    
Тема 4. Диалектика как теория и общий метод познания    
Тема 5. Теория познания    
Тема 6. Философская антропология    
Тема 7. Философия общества и истории    
Тема 8. Человечество перед лицом глобальных проблем    
Итого:    

 

 

Самостоятельная работа студентов заочного отделения:

К теме 1 – Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

 

1. Как понимать положение Гераклита: «Многознание уму не научает»?

2. Раскройте содержание основного субстанционального вопроса философии.

3. Какое место в структуре философского знания занимает аксиология?

4. Покажите, что философия является основой мировоззрения.

5. А.И. Герцен говорил, что метод есть «эмбриология истины». Как это понимать?

6. Философии как самостоятельной области знания предшествовали мифология и религия. Чем от них отличается философия?

7. Попробуйте прокомментировать тезис Аристотеля: «Все другие науки более необходимы, чем философия, но лучше – нет ни одной».

8. Кто ввел в обиход термин «философия»?

а) Фалес; б) Пифагор; в) Платон; г) Протагор.

9. Какие из названных положений могут быть отнесены к предмету философии?

 

а) сумма внутренних углов треугольника равна 180;

б) кошка и собака – млекопитающие;

в) объективный закон есть фиксирование устойчивых и повторяющихся связей.

10. Как относиться к отрицанию за философией научного статуса?

 

К теме 2 – Основные этапы развития философии.

 

1. Как понимать положение Гегеля: философия есть «эпоха, схваченная в мысли»?

2. Назовите основную черту древнегреческой философии, философии Средневековья, эпохи Возрождения и Нововременья.

3. Что Аристотель называл метафизикой?

а) философию о сверхчувственных началах бытия;

б) первую философию о самых общих причинах или началах бытия;

в) рассмотрение мира в развитии и взаимосвязи.

4. Какое направление схоластики утверждало, что общие понятия («универсалии») не имеют аналогов в действительности, а являются лишь именами, обобщающими названия вещей?

а) реализм; б) томизм; в) номинализм.

5. Назовите родоначальника эмпиризма и индукции:

а) Р. Декарт; б) Б. Спиноза; в) Ф. Бэкон.

6. Назовите представителя агностицизма Нового времени:

а) Б. Спиноза; б)Д. Юм; в) Д. Локк.

7. Кто был основоположником рационализма и дедукции?

а) Д.Юм; б) Д. Локк; в) Р. Декарт.

8. Кто из немецких философов Нового времени был создателем целостной системы диалектики?

а) И. Кант; б) К. Маркс; в) Г. Гегель.

9. Назовите основоположника русского космизма:

а) В. Соловьев; б) Н. Федоров; в) Н. Бердяев.

10. Кто из представителей Нового времени разрабатывал теорию «естественного права» и «общественного договора»?

а) Т. Гоббс, Д. Локк;

б) Д. Юм, Д. Беркли;

в) Р. Декарт, Ф.Бэкон.

11. Как понимать положение Гегеля: «Сова Минервы вылетает лишь в сумерки»?

12. Назовите французского просветителя, основоположника географического детерминизма:

а) М. Вольтер; б) П.Гольбах; в) Ш. Монтескье.

13. Как понимать положение И. Канта: «ученый похож на «одноглазое чудовище», если у него не открыт «философский глаз»?

14. Как называется учение о всеобщей одухотворенности природы?

а) пантеизм; б) деизм; в) гилозоизм.

15. Кто из русских религиозных философов развивал концепцию «всеединства»?

а) П. Флоренский; б) С. Булгаков; в) В Соловьев.

16. Какое философское направление объединяет имена: Ж.П. Сартра, А. Камю,

Н. Бердяев?

а) «философия жизни»;

б) прагматизм;

в) экзистенциализм.

17. Какого утверждения придерживается рационализм?

а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;

б) «Я мыслю, значит существую»;

в) «Нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах»;

18. Как называется учение о всеобщей причинной обусловленности явлений?

а) деизм; б) детерминизм; в) гилозоизм.

19. Какой фактор марксистская философия считает определяющим в общественном развитии?

а) общественное сознание;

б) законы природы;

в) общественное бытие.

20. Представители, какого направления объясняют поведение людей их бессознательными влечениями?

а) неотомизм;

б) философия психоанализа;

в) натурализм.

 

К теме 3 – Философское учение о материи и сознании.

 

1. Покажите, какое содержание в понятие «материи» вкладывали античные философы?

2. Докажите, что определение материи как «объективной реальности, отображаемой сознанием и существующей независимо от него», а определение сознания как «свойства материи» не является тавтологичным.

3. Как понимать методологическое положение: каждая высшая форма движения материи включает в себя низшие, но не сводится к ним?

4. В чем различие субстанциональной и релятивистской концепций пространства и времени?

5. В чем заключается философский смысл теории относительности А. Эйнштейна?

6. Покажите основные этапы предполагаемой эволюции форм отражения, объясняющие возникновение психики и сознания.

7. Приведите примеры, доказывающие, что вне общества сознание у человека не возникает, что оно есть продукт общественной жизни людей.

8. Как понимать положение о том, что «язык есть практическое, действительное сознание»?

9. Чем язык человека отличается от «языка» животных?

10. Может ли ЭВМ выполнять функции человеческого мозга?

11. Раскройте структуру сознания, назовите его основные функции.

12. Каковы различные точки зрения на природу идеального?

 

 

К теме 4 – Диалектика как теория и общий метод познания.

 

1. В чем состоит принципиальное различие между диалектикой и метафизикой?

2. Что такое диалектика объективная и диалектика субъективная?

3. Приведите примеры возникновения и разрешения противоречий как источника изменения, развития.

4. По отношению к какой стороне закона перехода количественных изменений в качественные Гегель употреблял понятие «качественное количество»?

5. Что такое абстрактное и конкретное тождество? Приведете примеры того и другого тождества, и их единства.

6. Насколько важен учет «меры» в обыденной жизни человека, в профессиональной деятельности?

7. Приведите примеры перехода «качества в количество», т.е. изменения количественных характеристик как следствия изменения качественных.

8. Какая из геометрических фигур лучше отражает диалектический характер процесса развития? Почему?

а) круг; б) прямая; в) пирамида; г) спираль.

9. Диалектический закон отрицания отрицания называют законом диалектического синтеза. Дайте обоснование такого его понимания.

10. Покажите на примерах всеобщий характер принципа детерминизма, в том числе на материалах своей будущей профессии.

 

К теме 5 – Теория познания.

 

1. Правомерно ли говорить о границах познавательных возможностей человека, обоснованности агностицизма?

2. Что общего и в чем различие между такими формами чувственного познания как ощущение и восприятие? Покажите это на примерах.

3. Что имел в виду Л. Фейербах, формулируя тезис: «чувства – свидетели, а разум – судья, но суд истины не может состояться ни без судьи, ни без свидетелей»?

4. Как понимать выражение: «Истина есть процесс»?

5. Согласны ли вы с положением Д. Локка «нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах»?

6. Как понимать конкретность истины? Приведите примеры.

7. Покажите на примерах, что, в конечном счете, критерием истины является практика.

8. В XVIII – начале XIX столетий ученые и философы спорили о том, достаточно ли у человека органов чувств для того, чтобы успешно познавать мир. А как считаете вы?

9. Какие методы познания и почему называются общенаучными? Приведите примеры использования общенаучных методов в своей будущей профессии.

10. Как понимать конкретность истины? Какое значение имеет учет конкретности истины в познавательно-теоретической и практической деятельности человека, в повседневной жизни людей?

11. Что такое вненаучное знание, что оно в себя включает?

12. Попробуйте показать природу интуиции

 

К теме 6 – Философская антропология.

 

1. Как связаны понятия «человек» и «личность»?

2. Почему нельзя полностью согласиться с формулой Маркса о том, что «сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»?

3. Что такое фатализм и волюнтаризм в понимании свободы и необходимости?

4. Как понимать, что сущность человека – результат длительного процесса антропосоциогенеза, проходившего миллионы лет?

5. Рассмотрите соотношение понятий «смысл» и «цель» жизни. Можно ли говорить о совпадении содержания этих понятий7

6. Какое место ценности и ценностные ориентации занимают в мировоззрении личности?

7. Существуют ли объективные критерии различения истинных и ложных ценностей, ведь выбор ценностей весьма субъективен?

8. Что такое «гамлетизм» и «донкихотство» в понимании соотношения цели и средств в действиях и поступках человека?

9. Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, нравственные ценности личности.

10. Как мера ответственности человека зависит от его социальных ролей и социального статуса?

 

К теме 7 – Философия общества и истории.

 

1. Почему общество недостаточно определить лишь как совокупность всех людей, всех поколений, живших и живущих на Земле? Какой признак общества является сущностным?

2. Покажите, что природа, «географическая среда» является основой, фундаментом функционирования и развития общества.

3. Что предполагает рассмотрение общества как целостной системы?

4. Какая из трех моделей, объясняющих развитие общества, для вас более убедительна – натурализм, идеализм, материализм?

5. В чем суть формационной концепции понимания хода истории?

6. Назовите наиболее известных представителей цивилизационной концепции понимания хода истории и охарактеризуйте их взгляды.

7. Чем общественная психология отличается от идеологии?

8. Что общего и в чем различие морали и права?

9. Дайте формулировку «золотого правила» нравственности?

10. Какова зависимость между общественным и индивидуальным сознанием?

11. Что входит в духовно-теоретическую и что в духовно-практическую сферы духовной жизни общества?

12. В чем заключается различие в характере научной деятельности ведомственных НИИ и академических институтов?

13. Назовите основные направления НТР.

14. Каковы функции искусства? Что значит - человек творит мир «по законам красоты»?

15. В чем состоит отличие законов общества от законов природы, и какова специфика познания социальных явлений?

16. Каковы основные структурные элементы всех религий?

17. Каким образом объяснить многообразие форм общественного сознания?

18. При каких условиях личность оказывает заметное воздействие на ход исторического развития? Приведите исторические примеры.

 

К теме 8 – Человечество перед лицом глобальных проблем.

 

1. Найдите и познакомьтесь с материалами о деятельности «Римского клуба».

2. Приведите факты, цифры, расчеты, свидетельствующие о том, что все еще возможная ядерная война угрожает гибелью всему человечеству.

3. Покажите, как в разных регионах мира действуют противоположные (центробежная и центростремительная) тенденции в отношениях между народами и государствами.

4. Насколько реальна угроза экологической безопасности для России? Найдите конкретные материалы в печати по этому вопросу.

5. Каковы антигуманные последствия техногенной направленности развития современной цивилизации?

6. Насколько, по вашему мнению, реальна угроза всему человечеству, исходящая от падения духовности?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М.: общество «Знание», 1994.

Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 1999.

Кохановский В.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие/ В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 1997.

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Теис, 1996.

Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997.

Мир философии: Книга для чтения. 2 части. Ч 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991.

Мир философии: Книга для чтения. Ч 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991.

Тараканов П.С. Мудрость трех тысячелетий. – М.: ООО «Фирма «Издательство АТС», 1991 – (звезды мировой философии).

Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: «Проспект», 2000.

Сапов В.В. Основы философии: Учебник. – М.: ИЦ «Академия», 2000.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

О значении изучения философии…………………………………………………….3

 

Тематический план………………………………………………………………….5

 

Тематика и последовательность занятий

по дисциплине «Основы философии» ………………………………………………..6

 

Планы семинаров……………………………………………………………..……..8

 

Советы по подготовке к семинарам и участию в их работе……………………………16

 

Культура ведения конспекта………………………………………………………...17

 

Тематика рефератов и докладов. ………………………………………………………….19

О работе над рефератом по философии………………………………………………………21

 

Вопросы для самопроверки, тесты, проблемные ситуации,

практические задания для аудиторной и домашней работы……………………………22

 

Литература……………………………………………………………….…………27

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: