Положение о командировках
Работодатель не обязан утверждать положение о командировках.
Однако отдельный документ позволит избежать различных толкований законодательства и разрешить все спорные ситуации.
Положение о служебных командировках утверждается в том же порядке, что и остальные локальные нормативные акты. До утверждения его необходимо согласовать с профсоюзом, если этот орган есть на предприятии (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).
Подробнее с процедурой согласования можно ознакомиться в статье: Локальные нормативные акты.
Примерная форма приказа об утверждении положения о командировках
Какие вопросы отражаются в положении о командировках?
Общие положения
Поскольку порядок направления в командировки установлен Правительством РФ в постановлении от 13.10.2008 № 749 (далее – Положение № 749), то в положении работодателю необходимо закрепить только те моменты, которые на законодательном уровне не определены. Например, относятся ли к командировкам различные поездки дистанционных и надомных сотрудников, в том числе поездки в офис работодателя. Возможно, следует установить критерии признания поездки командировкой либо однодневной поездкой.
Порядок оформления командировок
При направлении в командировку сотрудника не обязательно составлять командировочное удостоверение и задание на командировку. Однако организация может закрепить возможность и порядок применения этих документов в положении о командировках.
Поскольку в Положении № 749 порядок изменения сроков командировки не установлен, в локальном акте лучше установить порядок продления или сокращения командировки и основания для этих событий.
Обязательно в положении о командировках следует установить порядок определения срока командировки и его подтверждения в целях начисления суточных.
Относительно сроков работодателю целесообразно прописать порядок привлечения сотрудников к работе в выходной день в командировке.
Подробнее об этом см. статью.
Гарантии и компенсации при направлении в командировку
Размер возмещаемых расходов и порядок их подтверждения разный у различных работодателей. Кроме того, нормы расходов могут отличаться даже для отдельных должностей. Поэтому в положении о командировках необходимо закрепить:
· какой вид транспорта оплачивается при следовании в командировку и каким категориям сотрудников;
· в каком случае сотрудник может полететь на самолете;
· примерные нормы расходов на проживание, в том числе по категориям сотрудников, если допустима вариативность;
· пользование услугами повышенной комфортности для отдельных должностей;
· порядок использования для поездок служебного транспорта и услуг такси;
· документы, которые работодатель принимает в качестве подтверждающих по произведенным расходам.
Кроме того, в положении о командировках обязательно нужно закрепить размер суточных, в том числе если он разный для разных должностей. Именно эта стоимость будет учитываться в расходах организации.
В этом же разделе или отдельно можно установить гарантии при направлении в командировку за границу – от размера суточных до оплаты проживания, которые могут различаться в зависимости от страны следования.
Выдача подотчетных сумм и предоставление отчета о командировке
Этот раздел также важен и для работника и для работодателя.
В нем необходимо закрепить:
· в какие сроки и каким способом выдаются денежные средства
· и порядок предоставления отчета по ним после возвращения.
Напоминаем, что с положением о командировках (как и с другими локальными документами) все сотрудники должны быть ознакомлены под подпись.
Примерная форма положения о командировках, включая лист ознакомления
Обращаем ваше внимание, что данное положение является типовым образцом и служит основой для разработки работодателем собственного положения с учетом специфики деятельности и производимых выплат.