Железнодорожный транспорт. Часовой пояс




Содержание

· 1Этимология

· 2Геральдика

· 3География

· 4История города

o 4.1Основание

o 4.2XVI—XVII века

o 4.3XVIII век

o 4.4XIX век

o 4.5XX век

o 4.6XXI век

· 5Население

· 6Образование

· 7Здравоохранение

· 8Культура

· 9Местное самоуправление

· 10Экономика

· 11Транспорт

· 12Связь

· 13Религия

· 14Города-побратимы

· 15Достопримечательности города

· 16Памятники

· 17Примечания

· 18Литература

· 19Ссылки

Этимология[править | править код]

Город получил своё название от реки Кола, на которой он стоит. У происхождения названия реки есть две версии. Первая предполагает, что название пошло от финно-угорского[ прояснить ] Кульйоки — «рыбная река», однако письменных источников, подтверждающих эту версию, не найдено. Согласно другой версии, название происходит от саамского Кольйок — «золотая река». Считается, что сначала оно было усвоено русскими в виде полукальки «Кола-река», упоминаемой в летописи под 1532 годом, которая затем трансформировалась в современное «река Кола»[2].

Геральдика[править | править код]

Основная статья: Герб Колы

Впервые герб города был создан в 1781 года, а заново принят в 1991 году. Герб Колы представляет собой щит и скосообразный полукруг внизу. Щит поперёк разделён на две части. Верхняя часть покрашена в красный цвет, на ней изображена рука, выходящая из облаков с мечом и державой, этот герб города Вологда, так как Кола в то время входила в Вологодскую и Олонецкую губернию, также есть герб г. Колы, когда в верхней части на жёлтом фоне Архангел убивает изгнанного ангела, это герб Архангельска, куда потом был определён г. Кола, в Архангельскую губернию. Вторая часть герба покрашена в синий цвет. В этой части расположено древнее изображение кита.

География[править | править код]

Географическое положение

Кола — бывший центр Кольского уезда, расположенный за Северным Полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город расположен на стрелке слияния рек Колы и Туломы. В настоящее время является центром Кольского района Мурманской области. Недалеко от города расположен областной центр — Мурманск (12 километров от центра), также в 15 километрах находится посёлок городского типа Мурмаши с международным аэропортом «Мурманск», посёлки Молочный, Выходной и Зверосовхоз. Самая высокая точка города — гора Соловарака.

 

[показать] Расстояние от Колы до крупных городов (по автодорогам)[3]

Часовой пояс

Город Кола находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +3:00. Время в Коле опережает географическое поясное время на один час.

Климат

Город находится в атлантико-арктической зоне умеренного климата. Климат Колы формируется близостью Баренцева моря, влияние которого усиливает тёплое Северо-Атлантическое течение. Но хоть Кола и находится рядом с Мурманском, климат её всё равно имеет некоторые различия. Так, например, более холодная зима. Также реки Тулома и Кола в холодные зимы, в отличие от Кольского залива в Мурманске, замерзают. В остальном климат ничем не отличается от мурманского.

Гидрография

Город расположен на слиянии двух рек — Кола и Тулома.

Река Тулома

Эти реки имеют выход к Кольскому заливу.

Планировка и застройка

Главная часть города расположена на стрелке слияния рек Колы и Туломы. Так как город был основан в 1517 году, а тогда на сопках не строили, его основная часть лежит в низине, а новая — на сравнительно ровных участках. В Коле самыми многоэтажными домами являются девятиэтажные. Основная застройка города — «хрущёвки» и панельные девятиэтажки. В районе железнодорожной станции «Кола» присутствуют полуразвалившиеся деревянные дома. В старой части города есть два старых здания постройки XIX века — здание бывшего уездного казначейства и здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Также присутствуют дома сталинской постройки.

История города[править | править код]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 апреля 2020 года.

Основание [править | править код]

Как раньше считали историки, Кола была основана в 1264 году. Эта дата вошла во все советские энциклопедии. Но в то время это был, скорее, перевалочный пункт рыбаков, типа временной стоянки в случае шторма или пункта временного хранения рыбы, если улов бывал очень большим. В наше время российские учёные обнаружили несколько неизвестных грамот великого князя Василия III 1517 года. Эти грамоты хранятся в архивах Норвегии и Дании. В одной из этих грамот сообщается следующее: «Когда сборщик дани отправится из этого Терского погоста, то должен послать терскую дань назад, к Варзуге-реке, а сам ехать в Ловозеро, в Колу…». Исходя из этого появилась точка зрения (краевед В. В. Сорокажердьев), согласно которой дату основания Колы следует отнести к 1517 году, а не к 1264, как думали раньше. С другой стороны, есть основание сомневаться в корректности публикации документа 1517 г. и предполагать, что вместо «Колы» в действительности имелся в виду саамский Колдонский погост, а на месте самой Колы было что-то вроде зимовья, населявшегося рыбаками на время нереста или на зиму, когда вместе со льдами Арктики к кольским берегам приближались популяции «морского зверя». Профессор Иван Фёдорович Ушаков предложил датой основания Колы считать 1565 год. В пользу этой даты говорили данные за вышеупомянутый год, что в Коле есть три дома. Она и является на сегодняшний день официальной датой основания Колы.

XVI—XVII века [править | править код]

Кола в 1598 году.

Город Кола возник на острове между рекой Туломой и Колой, а также Кольским заливом. Жители Колы занимались тем, что ходили на промыслы в море. Большинство населения были мужчины. Кола торговала с голландцами, шведами, норвежцами. Но были и печальные страницы в истории города: соседние государства также приносили полнейший разгром не только Коле, но и всему Кольскому побережью.

Если в 1565 году в Коле было три дома и три семьи, то в 1573/74 году, по писцовой книге Василия Агалина, в Коле было уже 33 двора. Кола росла благодаря торговле с Антверпенской компанией. Благодаря этой торговле в 70-е 80-е годы XVI века Кола превратилась в основной международный торговый порт, где велась торговля. Там закупали рыбу, а также пушнину.

Воскресенский собор

Макет Воскресенского собора в музее.

К концу XVI — началу XVII веков Кола являлась сильно укреплённым, а также единственным опорным пунктом в Заполярье. А в середине XVII века в Кольском остроге сторожевую службу несли уже 500 человек, возглавляемые стрелецким головой и пятью сотниками, а также 9 пушкарей, имелся большой запас боеприпасов. Первым кольским воеводой стал Аверкий Иванович Палицын.

Со второй половины 17 века неугодных правительству людей стали ссылать в Колу.

В августе 1700 года началась Северная война и шведы стали угрожать Кольскому полуострову и Беломорью. Указом Петра I было велено произвести полную реконструкцию острога с целью лучшей обороны от противника. Эскадра под командованием адмирала К. Х. Леве всё же пыталась захватить Колу, но у него ничего не вышло.

XVIII век [править | править код]

План Кольского острога 1700 года.

В 1706 году восстановление и укрепление Кольского острога закончилось. 18 (29) декабря 1708 года Россия была поделена на восемь губерний. Кольский уезд вошёл в состав Архангелогородской губернии. В 1713 году стрелецкий полк в Коле был переименован в солдатский, а главные управители в уездах стали именоваться комендантами. В 1719 году Кольский острог с небольшими изменениями выглядел также, как в начале XVII века. У него было 5 башен: Егорьевская и Никольская, Водяная и Ерзовская, а также Чепучинная. В 1723 году Пётр I учредил Кольское китоловство. На него отпускалось 5000 рублей. Но Пётр I умер, а его дело было практически заброшено. Первый кит был добыт лишь в 1726 году.

В 1727 году Санкт-Петербургской академией наук в Колу был командирован французский астроном Людовик Делиль де ла Круайер. Обсерваторию для профессора обосновали на горе Соловарака. Это была первая академическая экспедиция в России. В Коле в то время бывал Ломоносов, сын Василия Дорофеевича Ломоносова из Курострова Двинского уезда.

Вплоть до 1729 года включительно Кольским китоловством было добыто только 5 китов. В феврале 1731 года Кольское китоловство из-за понесённых убытков ликвидировалось.

Кольский острог в 1797 году.

После восстания Емельяна Пугачёва в Колу сослали особенно много людей.

В 1775 году Кола перестала быть Кольским острогом и крепостью. С 6 февраля 1780 года она стала официально называться городом в составе Вологодского наместничества. 2 октября 1781 года был утверждён и внесён в Полное собрание законов Российской Империи герб уездного города Колы: «В первой части щита герб Вологодский (в красном поле выходящая из-за облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом). Во второй части — кит в голубом поле. В знак того, что жители того города в ловле сих рыб упражняются».

27 февраля 1783 года Екатерина II пожаловала Коле 8000 рублей на постройку каменного храма.

А с 1784 года Кола именовалась уездным центром Архангельской губернии. В территорию Кольского уезда были включены Варзуга и Умба, до этого относившееся к Двинскому уезду. С 1797 года комендантов заменили городничие, а бурмистров — земские исправники. Последним комендантом и первым городничим в Коле был полковник Б. И. Ернер, умерший в 1800 году. В 1800 году по указу Павла I артиллерию и боеприпасы с Кольского острога стали отправлять в Соловецкий монастырь. В Коле осталась только инвалидная команда.

Герб Колы 1781 г., нецветное изображение.

Кольский острог в конце XVIII века.

XIX век [править | править код]

Кола, Храм Благовещения Богородицы, 1914 г.

В 1804—1807 годах в Коле был построен каменный Благовещенский храм. В 1807 году было построено каменное здание уездного казначейства.

В 1809 году британская эскадра разорила всё Кольское побережье, в том числе и Колу.

В мае-августе 1826 года под руководством Михаила Францевича Рейнеке, морского офицера, была произведена подробная опись Кольского залива. В 1830 году в Санкт-Петербурге была издана книга «Описание города Колы в Российской Лапландии». В 1837 году в Коле побывал автор «Калевалы» фольклорист Элиас Лённрот. В 1839 году, 31 марта, было открыто одноклассное приходское училище — первое на Кольском полуострове. В 1842 Элиас Лённрот повторно посетил город.

План Кольского острога в 1801 году.

В 1854 году, в результате бомбардировки английским корветом «Миранда» под командованием капитана Эдмунда Мобри Лайонса[en], был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все коляне, в особенности организатор обороны Колы лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер.

С лета 1855 года уехавшие жители стали возвращаться в Колу. Кола уже пришла в полный упадок. В 1858 году Кольский уезд ликвидировали, его бывшую территорию отнесли к Кемскому уезду, а Колу отнесли к заштатным городам. Несмотря на то, что Кола пребывала в полном запустении, Святейший Синод выделил на восстановление Благовещенского храма 8514 рублей.

Винтовой пароходофрегат «Миранда» уничтожает город Кола.

В 1866 году в Коле насчитывалось 96 частных домов и 734 жителя. В 1867 году в Коле появился первый фотограф, норвежец, исследователь саамского языка, писатель, Йенс Фрис. В 1870 году Колу посетила группа офицеров и архангельских чиновников во главе с сыном императора Александра II — великим князем Алексеем Александровичем. В 1875 году, 6 мая, было открыто Архангельско-Мурманское срочное пароходство. В январе 1878 года в Коле на берегу Туломы начала действовать метеорологическая станция — первая на Кольском полуострове. 8 февраля 1883 года по указу Александра III был восстановлен Кольский уезд с центром в городе Коле. Летом 1885 года в городе побывал брат императора Александра III — великий князь Владимир Александрович. В 1886 году в Коле проживало 686 жителей, было 124 жилых здания, 83 хозяйственные постройки, 10 торговых лавок, 4 каменных здания, 2 церкви. В 1886 году кольская администрация приобрела маломощный пароход «Мурман» с местом базирования в Екатерининской гавани. Летом 1894 года на участке Кандалакша-Кола работала группа инженера путей сообщения Б. А. Риппаса для изыскания трассы будущей железной дороги. 28 июня 1895 года в Коле был освящён святой водой и водружён первый телеграфный столб. 12 октября 1896 года телеграф заработал, он связал Колу с Кемью и Норвегией.

В 1897 году в городе жили 615 человек, родным языком указали: 587 — русский, 20 — финский[4].

XX век [править | править код]

Город Кола. Фотография 1914 г.

Вид на город Кола с горы Соловарака, панорама, 1914 г.

В начале XX века Кола утратила статус уездного центра. В 1901 году в Коле проживало 503 человека. В 1903 году в Колу снова начали ссылать. В конце 1904 года в Коле было 13 политссыльных, а летом 1906 года — 14. В январе 1908 года Кола перестала быть местом ссылки. В 1910 году в Коле проживало 659 человек. Основу населения составляли мещане. В городе были сиротский приют, суд, училище, санитарная часть, две церкви, торговые лавки И. П. Хипагина, В. А. Чертова, А. В. Жеребцова, в Колу ходил пароход Архангельск — Варде. За порядком в городе следили полицейский надзиратель с двумя помощниками-городовыми. С весны 1915 года Кола, в связи с началом стройки железной дороги, порта, а также города Романов-на-Мурмане, стала вновь многолюдной. В неё приехало 700 строителей. 3 ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Заканчивалась Мурманская железная дорога самой северной на тот период железнодорожной станцией — Кола, которая была построена одновременно со строительством мурманской железной дороги в 1916 году.

В 1918 году Кола была оккупирована английскими интервентами. В 1920 году они ушли. В том же году возникли партийные ячейки на станции Кола, 23 февраля 1920 года в кольском училище состоялось общее собрание жителей, открыл его председатель земской управы А. В. Жеребцов, а вёл собрание В. Н. Беглецов, секретарём был А. М. Кочеров. Была зачитана телеграмма из Мурманска и одобрена приветственная телеграмма в связи с восстановлением советской власти в уезде. 27 февраля коляне избрали Временный волостной исполнительный комитет во главе с председателем Иваном Павловичем Хипагиным. 8 марта на заседании временного волисполкома был избран исполнительный комитет Кольско-Лопарского Совета рабочих и крестьянских депутатов. В начале 1920-х годов в Коле было 112 дворов и 610 жителей. К 1923 году кольские партийные ячейки объединились в одну организацию. В 1924 году был создан волостной комитет комсомола, в том же году появились первые пионерские отряды. На станции Кола открылся клуб имени М. И. Калинина, а потом в самом селе — «Красный рыбак». По решению VII уездного съезда Советов от 19 января 1925 года[5] Кола стала селом. 27 июля 1927 года состоялась первая партийная конференция Кольско-Лопарского района. В 1928 году Кольскую начальную школу преобразовали в семилетнюю, в городе появилось электричество. 2 апреля 1930 года некоторые коляне объединились в рыболовецкий колхоз «Пробуждение». В 1934 году построена грунтовая дорога Мурманск-Кола. В 1935 году село Кола стало рабочим посёлком. В 1937 году школа стала средней, накануне войны состоялся первый выпуск. С расширением города Мурманска, ставшего 28 мая 1938 года областным центром, Кола по существу стала его пригородом.

В Великую Отечественную войну Кола играла роль важной станции Кировской железной дороги и перевалочной базы через Кольский залив. Для переброски войск и техники здесь находилась понтонная переправа. С 1940 года в Коле дислоцировался 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион под командованием майора Ермошкина. Немцы немного бомбили и Колу, но не так сильно, как Мурманск. Около трёхсот колян не вернулись с войны.

В 1948 году в Коле начали строить водопровод, он тянулся от водонапорной башни у горы Соловарака через Туломское шоссе по главным улицам посёлка. В 1951 году вошёл в строй Кольский пивоваренный завод. 23 февраля 1951 года открылась новая средняя школа, в 1955 году был открыт Дом культуры. В 1953 году Кольскую амбулаторию преобразовали в котельную. В 1954 году заработала мебельная фабрика, в 1959 году макаронная фабрика. В 1956 году появился асфальт на улице Красная набережная, а в 1957 году на Советском проспекте. В 1962 году вступила в строй городская котельная. В 1974 году открылось сельское профессионально-техническое училище. 10 февраля 1954 года через Колу в Печенгу по новой магистрали стали ходить поезда. В это же время построили шоссе Кола-Печенга. В 1952 году берега реки Туломы соединил новый металлический мост. В середине 60-х годов Кола была рабочим посёлком с развитой лёгкой промышленностью, оснащённым автоматикой железнодорожным узлом. 2 августа 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Кола был преобразован в город районного подчинения. В 400 — летие города на Красной набережной возводится первый типовой панельный дом. В 1990 году у Колы снова появился свой старый герб.

XXI век [править | править код]

Сейчас Кола представляет собой город с населением 10000 человек, является центром Кольского района Мурманской области. В 2001 году в Коле возвели храм преподобного Варлаама Керетского. В 2015 г. Мурманская область отметила 450-летие своего древнейшего города Колы.

Население[править | править код]

Численность населения
1825[6] 1833[7] 1840[8] 1847[9] 1856[10] 1863[11] 1867[12] 1870[13] 1885[14] 1897[15] 1910[16] 1917[17]
  ↘617 ↗770 ↘620 ↘507 ↗551 ↗1062 ↘743 ↗765 ↘615 ↗683 ↗715
  1939[18] 1959[19] 1970[20] 1979[21] 1989[22] 1992[23] 1996[23] 1998[23] 2000[23] 2001[23] 2002[24]
↘609 ↗8385 ↗12 273 ↘12 085 ↗13 301 ↗16 541 ↘16 100 ↘12 400 ↘12 200 ↘11 900 ↘11 800 ↘11 060
2003[23] 2005[23] 2006[23] 2007[23] 2008[23] 2009[25] 2010[26] 2011[27] 2012[28] 2013[29] 2014[30] 2015[31]
↗11 100 ↘10 800 ↘10 600 →10 600 ↘10 500 ↘10 405 ↗10 437 ↘10 420 ↘10 250 ↘10 135 ↘10 101 ↘9853
2016[32] 2017[33] 2018[34] 2019[1]                
↘9735 ↘9701 ↘9691 ↘9681                

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 938 месте из 1115[35] городов Российской Федерации[36].

Кола на протяжении своей истории никогда не была большим городом. Построенная для торговли и обороны северных территорий России от врагов, в Коле жили только члены семей служащих в Кольском остроге, священники, члены братии Кольско-Печенгского монастыря, когда тот был в городе, а также торговцы и поморы с коренными народами Кольского полуострова. После варварской бомбёжки города в 1854 году из города уехали практически все жители. Население города начало увеличиваться в начале XX века в связи с постройкой Мурманской железной дороги, Мурманского порта, а также самого Мурманска. В период с 1930 по 1990 года в Коле с небольшими изменениями в худшую или в лучшую сторону жили примерно 15 000 жителей. Так как город является спутником Мурманска, то в нём также живут и те люди, у которых не хватило денег на покупку квартиры в Мурманске, а работа у них находится в областном центре. Но с оттоком населения из Мурманска, который продолжается с 1990-х годов по наше время, из Колы также начали уезжать. В настоящее время прослеживается тенденция к дальнейшему снижению населения.

Гендерный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года 4770 мужчин (45,7 %) и 5667 женщин (54,3 %)[37][38].

Образование[править | править код]

В Коле работает одна школа. После объединения трёх городских школ за ней остался номер одной из них № 2 и несколько детских садов. Кроме того, в городе есть Детская школа искусств, транспортный колледж и филиал Академии предпринимательства при правительстве Москвы.

Здравоохранение[править | править код]

В городе действует поликлиника и Кольская ЦРБ.

Культура[править | править код]

В Коле традиционно, начиная с 2002 года, ежегодно проводится фестиваль полярного дня — единственный в мире фестиваль, посвящённый необычному явлению природы — полярному дню, характерному для Кольского полуострова[39].

В городе есть Центр Культуры Кольского района. Ежегодно отмечается день города.

Местное самоуправление[править | править код]

В соответствии с Уставом города, принятым решением Совета депутатов города Колы, глава города избирается Советом депутатов на 5 лет. В структуре местного самоуправления установлено 15 депутатов, а в аппарате Совета депутатов 3 должности, а также руководитель аппарата и два специалиста первой категории.

Администрация Кольского района

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кола является администрация города Кола. Советом депутатов назначается также Глава администрации города Кола. Он назначается на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации, а также на срок полномочий Совета депутатов. Главой администрации города Кола является Чернов Андрей Михайлович, а председателем Совета Депутатов — Чукарева Светлана Владимировна..

Главы администрации

· с 29 декабря 2014 года — Чернов Андрей Михайлович.

Экономика[править | править код]

Промышленность

Кола — центр Кольского района с небольшим населением. В городе широкого понятия «промышленность» нет. Основными отраслями экономики Колы являются железнодорожные и автомобильные перевозки, а также пищевая промышленность. Последняя отрасль в настоящий момент представлена ООО «МУРМАНСКПИВО» (на базе Кольского пивоваренного завода). Осуществляется выпуск широкого ассортимента пива и кваса. Также на территории города располагается несколько частных строительных компаний.

Торговые сети

Здание бывшего уездного казначейства

В городе, как и во всех малых городах, есть небольшие магазины. В начале XXI века в городе появились крупные торговые сети, «Яблочко», два подразделения «Дикси» и два — «Магнита». Также следует отметить что в построенном в Коле первом каменном здании на Кольском полуострове располагается ныне магазин продуктов[ источник не указан 2625 дней ].

Торговый дом «Пассаж»

Транспорт[править | править код]

По проспекту Миронова (южная окраина города) проходит дорога местного значения Мурманск — Мурмаши, по Зелёной набережной (северная окраина города) проходит автодорога «Лотта». Дороги связаны через центральную часть города по проспекту Защитников Заполярья и мосту через Тулому.

Городской транспорт

В городе нет своего городского транспорта, перевозки осуществляются пригородными маршрутами из Мурманска и других городов, а также маршрутными такси.

Железнодорожный транспорт

В городе расположена железнодорожная станция «Кола», которая является ближайшей станцией к Мурманску. На станции делают остановку пассажирские поезда, следующие в/из Мурманска в Москву, Санкт-Петербург и другие города, также через неё проходят пассажирские и товарные поезда от/до железнодорожной станции Никель-Мурманский и товарные поезда, следующие из Мурманска и в Мурманск.

1 июня 2020 года на перегоне Кола - Выходной рухнул ж.д. мост, прервав связь Мурманска с остальной территорией РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: